Совершенствование оптимизации налоговых платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение направлений оптимизации налогообложения предприятия как одного из основных инструментов управления финансовыми ресурсами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлен ряд следующих задач:
- изучить понятие налогового платежа;
- исследовать виды налоговых платежей;
- рассмотреть методы анализа налоговых платежей;
- определить основные направления оптимизации налоговых платежей
- проанализировать схемы налоговой оптимизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
I Теоретическая часть……………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты налоговых платежей на предприятии……………...3
1.1 Сущность и значение налоговых платежей, и их функции………………...3
1.2 Виды налоговых платежей…………………………………………………...5
1.3 Анализ налоговых платежей и их влияние на финансовые результаты…..7
2. Проблемы и статистика при оптимизации налоговых платежей………...12
2.1. Проблемы оптимизации налоговых платежей……………………………12
2.2. Статистика поступления налогов и сборов в бюджет……………………16
3. совершенствование оптимизации налоговых платежей……………………28
3.1 Общая характеристика налоговой оптимизации…………………………..28
3.2 Оптимизация налоговых платежей предприятия………………………….30
II Расчетная часть………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Конечной, завершающей целью системы стратегических анализа налоговых платежей должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых отчислений, являющихся, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетирования. Иными словами, необходима координация стратегических и операционных схем анализа налоговых платежей с последующей имплантацией итоговых данных процесса планирования налоговых платежей в показатели бюджетного процесса. Помимо организации управления целостными налоговыми потоками предприятия, уменьшения посредством снижения налоговой базы по конкретным налогам абсолютного показателя в виде денежных выплат налоговых изъятий, достижения приемлемого уровня показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, большое значение приобретает анализ налоговых затрат предприятия с точки зрения коррекции структуры издержек производства в целях достижения задач финансового менеджмента. На первый план здесь выходит операционный анализ[4].

Операционный анализ - это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары, объемов реализации, затрат и прибыли, получаемой предприятием. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Операционный анализ часто трактуется в более узком смысле как анализ точки безубыточности. Точкой безубыточности называется величина объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации и нет ни прибыли, ни убытков. Ключевым в этом анализе является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема реализации, но при этом прямо пропорциональны времени и требуют своего покрытия независимо от объема реализации. Переменные затраты пропорциональны объему реализации.

Некоторые налоговые отчисления могут носить и признаки постоянных издержек, и признаки корреляции с изменением объема реализованной продукции в зависимости от конкретного вида производства, рыночной ситуации, существа хозяйственной сделки и т.д. Такие издержки в финансовом менеджменте принято называть смешанными издержками. К смешанным налоговым издержкам принадлежат: налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; плата за загрязнение окружающей природной среды; налог на приобретение автотранспортных средств; налог на рекламу[12].

Дифференциация налоговых отчислений, представляющих собой смешанные издержки, на постоянные и переменные налоговые затраты может производиться методом максимальной и минимальной точки, статистическим методом и методом наименьших квадратов. Разработкой аппарата указанных методов занимается наука финансового менеджмента. Снижение финансовыми менеджерами постоянных затрат (накладных расходов) на определенную величину приводит к сдвигу влево точки безубыточности, увеличению прибыли и снижению величины операционного рычага. Поэтому можно сказать, что снижение постоянных затрат является ключевой проблемой управления затратами. Снижение переменных затрат на ту же величину приводит к меньшим изменениям в точке безубыточности. Это обстоятельство необходимо помнить при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля предприятия. Первоначально должны быть затрачены ресурсы, организована работа по минимизации постоянных налоговых платежей, ибо последние оказывают наиболее существенное влияние на параметры прибыли.

С точки зрения финансового анализа, огромное значение приобретает показатель минимального уровня денежных активов, обеспечивающего текущую налоговую платежеспособность предприятия. Особенно полезен этот показатель будет при использовании системы экспресс-диагностики банкротства предприятия. Экспресс-диагностика банкротства характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития предприятия, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. Основной целью экспресс-диагностики банкротства является раннее обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризисного его состояния.

Адекватность отнесения запланированных налоговых данных в бюджет достигается не только при помощи использования научно обоснованного и практически апробированного аппарата финансового менеджмента, но и при наличии рационально структурированной циркуляции информационных потоков между участниками процесса бюджетирования[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы и статистика при оптимизации налоговых платежей.

2.1. Проблемы оптимизации налоговых платежей.

Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Стоит отметить, что высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений. По этому высокие косвенные налоги также влияют на финансовое состояние предприятий-производителей, заставляют их уходить полностью или частично в сферу теневой экономики, от которой государство не получает вообще никаких налогов.

В значительной степени чрезмерное общее бремя начисленных налогов вынуждает предпринимателей скрывать истинные размеры своего бизнеса, продаж, доходов и использовать не законные схемы. Таким образом, при неблагоприятном налоговом режиме разрастаются теневой и льготный сектор экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов.

В различных странах и в различное время процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал и различные формы. Но, несмотря на многообразие форм, и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути - законный или противозаконный. Среди противозаконных - разнообразные способы «уклонения от налогов», способы, направленные на сокрытие финансово-хозяйственной деятельности, а также, так называемые «бухгалтерские» способы, связанные с неправильным учетом результатов предпринимательской деятельности экономических субъектов[9]. Основными же законными методами являются как те, которые направлены на минимизацию налоговых обязательств с использованием различных «лазеек», существующих в налоговом праве, так и методы налогового планирования, в качестве целенаправленной, сознательной деятельности организации. Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, являются правонарушениями и подлежат наказанию в соответствии с действующими нормами налогового, уголовного и административного права. Такое явление рассматривается не только как противоправное, антиконституционное, но и как противоречащее интересам сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Уклонения от уплаты налогов как преступления, относящиеся к разряду экономических, наносят значительный ущерб экономике государства в целом или отдельным ее секторам, а также предпринимательской деятельности. Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов следует выделить следующие:

* недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит;

* происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и искажает истинную картину рыночной конкуренции;

* нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие основные факторы, определяющие активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющие на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности.

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

- степень его устойчивости и предсказуемости;

- соответствие нормам всех других отраслей права;

- четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов)[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Статистика поступления налогов и сборов в бюджет

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4995,8 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 571,7 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 20,1%.

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. рублей)

 

Январь-август
2010г.

В % к 
январю-августу 2009г.

 

консолиди-

в том числе

консолиди-

в том числе

 

рованный бюджет

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

рованный бюджет

феде-
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

  Всего

4995,8

2018,1

2977,6

123,3

128,3

120,1

      из них:

налог на прибыль организаций

1208,0

159,2

1048,8

144,9

118,7

150,0

налог на доходы физических лиц

1103,6

-

1103,6

104,8

-

104,8

налог на добавленную стоимость 
на товары (работы, услуги), реализуемые 
на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан

866,3

866,3

-

109,3

109,3

-

из него налог на добавленную 
стоимость на товары (работы, услуги), 
реализуемые на территории Российской Федерации

837,7

837,7

-

108,3

108,3

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на 
территории Российской Федерации

289,3

73,1

216,2

136,2

140,6

134,7

налоги на имущество

454,1

-

454,1

111,2

-

111,2

налоги, сборы и регулярные платежи 
за пользование природными ресурсами

930,9

911,0

19,8

147,7

в 1,6р.

45,4

из них налог на добычу 
полезных ископаемых

907,2

889,1

18,1

147,8

в 1,6р.

42,7

поступления в счет погашения 
задолженности по перерасчетам по 
отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,1

0,1

1,0

67,2

8,0

120,1

 Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2010г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,2%, налога на доходы физических лиц - 22,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,2%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 16,8%.

В январе-августе 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4391,0 млрд.рублей (87,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 368,8 млрд.рублей (7,4%), местных - 85,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 147,9 млрд.рублей (3,0%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. составило 1208,0 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 44,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,7 процентного пункта и составила 95,8%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,8 процентного пункта и составила 3,1%. В августе 2010г. поступление налога на прибыль организаций составило 116,2 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 25,8%.

 

Таблица 2

Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-август 
2010г.

Справочно 
январь-август 2009г.

 

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

 

млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

  Всего

1208,0

100

159,2

1048,8

833,6

100

134,2

699,4

из него:

зачисляемый в бюджеты 
бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим
ставкам

1157,4

95,8

111,2

1046,2

784,3

94,1

85,6

698,7

с доходов, полученных в виде дивидендов

37,4

3,1

37,4

-

40,5

4,9

40,5

-

с доходов, полученных в виде 
процентов по государственным и
муниципальным ценным бумагам

9,9

0,8

9,9

-

7,9

0,9

7,9

-

Информация о работе Совершенствование оптимизации налоговых платежей