Шпаргалка по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 02:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоги"

Файлы: 1 файл

зайков 30-60(25).docx

— 102.26 Кб (Скачать файл)

Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано  три вида налоговых преступлений:

  • уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
  • нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
  • воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом  развитии, не связанного с психическим  расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог  в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Не подлежит уголовной  ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

  • невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
  • временного психического расстройства;
  • слабоумия;
  • иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57 Государственный и корпоративный налоговый менеджмент

Управление налогами охватывает ту часть финансов, которая относится  к обязательным и безэквивалентным платежам. Возникают отношения по поводу организации налоговой системы и осуществления денежного потока в бюджеты разных уровней, которые можно рассматривать через призму бюджетных взаимоотношений. При этом можно выделить несколько субъектов финансовых отношений; разумеется, ключевую роль играют два из них – государство и налогоплательщики. Связано это с тем, что налоги являются преимущественно выражением отношений собственности, а экономические интересы государства не тождественны интересам налогоплательщиков.

С этих позиций необходимо различать  управление налогами на государственном  уровне и на уровне экономических  субъектов. Однако здесь применима  концепция налогового менеджмента  как дифференцированного целого, т.е. органического единения двух противодействующих видов налогового менеджмента. Иными  словами, налоговый менеджмент в  первую очередь может характеризоваться  в организационном плане.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ) – одна из непосредственных функций государства и значимый элемент его экономической политики.

Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью применения санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уровней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обязательств. В управлении налоговыми процессами участвуют не только государственные органы, но и различные негосударственные организации: ассоциации налогоплательщиков, консалтинговые и аудиторские фирмы, ученые вузов и др. Все они являются носителями инициатив, способствующих развитию и совершенствованию налоговой системы РФ.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ) – неотъемлемая часть финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. В настоящее время корпоративный менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методов формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании и др.

В число общих функций управления, присущих любой социально-экономической системе, входят анализ, планирование, организация, учет, контроль и регулирование. Поэтому как государственный, так и корпоративный налоговый менеджмент охватывает три взаимодействующие сферы:

  1. налоговое прогнозирование (планирование);
  2. налоговое регулирование;
  3. налоговый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, - это  организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С  этих позиций рассматривается общая  схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (рис. 1), где «С» - различные ситуации с  учетом налоговых, договорных и хозяйственных  наработок, выполненных специалистами  предприятия. Приведем последовательность налогового планирования, состоящую  условно из восьми крупных процедур.

  1. Текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
  • источник платежа (статья расходов);
  • бухгалтерская проводка;
  • налогооблагаемая база;
  • ставка налога;
  • сроки уплаты;
  • пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
  • реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
  • льготы или особые условия исчисления налога.

После этого  специалистами предприятия анализируются  все предоставленные законодательством  льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности.[2] С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

  1. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т.п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того, как она буде заключена.

Далее выполняются  следующие действия.

3. Подбираются  типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнить  предприятию.

4. Разрабатываются  различные ситуации с учетом  налоговых, договорных и хозяйственных  наработок.

5. Выбираются  наилучшие варианты, которые оформляются  в виде блоков бухгалтерских  и (или) налоговых проводок.

6. Из оптимальных  блоков составляется журнал типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета.

7. Оценивается  получение максимального финансового  результата с учетом налоговых  рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное  с налоговой точки зрения размещение  активов и прибыли предприятия.

8. Определяются  альтернативные способы учетной  политики организации.

Учетная политика – это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

  • сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании;
  • создать систему налогового учета;
  • предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
  • построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные  задачи, может оказать действенную  помощь организации, а не стать тем  формальным документом, который во избежание проблем необходимо представить  в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также  учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок  признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия  и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных  законом пределах, мы получим возможность  выбирать наиболее выгодный способ учета.

 

59 Прикладные вопросы налогового менеджмента

С практической точки зрения, управление налогами включает в себя несколько направлений (рис. 2). Причем основные работы по указанным  ориентациям могут быть и должны быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация системы  налогов требует, как правило, привлечения  квалифицированных сторонних специалистов в области налогообложения.

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, следует сделать  акцент на некоторых основных положениях.

  1. Налоговое бремя – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе. На уровне хозяйствующих субъектов оценка налогового бремени (нагрузки) предшествует процессу налогового планирования. Именно эта оценка позволяет понять, какие налоговые обязательства являются «узким местом» в данной организации, а также выявить, с чего должна начинаться минимизация отдельных налогов и оптимизация налогообложения в целом.

Необходимость управления налогами в решающей степени  зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, о налоговое планирование принимает  глобальный характер и становится важнейшим  элементом финансового менеджмента. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних  и больших фирмах обязательно  наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной  экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение  квалифицированных внешних консультантов  по налоговому планированию.

  1. Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Ему необходимо понимать причины, размер и характер влияния отклонений в сумме налога на прибыль, исчисленного по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству. В противном случае многократно возрастают налоговые риски, связанные с неверным толкование нормативных актов.
  2. Учетная политика является основным инструментом при разработке схем минимизации налогов. Определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики – одно из направлений эффективного налогового планирования.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие  элементы учетной политики в целях  налогообложения:

  • Оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО);
  • Начисление амортизации по основным средствам ( по установленным нормам, ускоренная амортизация);
  • Создание резервов предстоящих расходов и платежей;
  • Определение выручки от реализации (метод начисления или кассовый) и др.

Большое значение должно придаваться контролю правильности налоговых расчетов, в  первую очередь,исключительно арифметических и счетных ошибок. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Подобная  технология позволяет исключить  субъективизм в принятии налогового решения. Для этого предусматривается  разработка документов и документооборота, технологических схем и карт, а  также процедур их реализации. Все  решения по налогам принимаются  с помощью определенных заранее  установленных процедур.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"