Пути реформирования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Роль налогов в развитии государства неоспорима. Но для того чтобы роль налогов была столь же высока, государству следует приспосабливать их к современным экономическим условиям. Налоговая политика, имевшая востребованность в период становления налоговой системы Российской Федерации (фактически она была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие введён с 01.01.92), в современных условиях, просто не приносила бы должного результата. Идет время, меняется рыночная экономика, и для управления ею, государству необходимо преобразовывать, приспосабливать к современному периоду налоговую политику. Проводить так называемую налоговую реформу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоговые реформы РФ………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговых реформ…………………...5
1.2. Этапы развития налоговых реформ……………………………………8
2. Современные этапы налоговой системы РФ……………………………….18
2.1 Основные принципы построения налоговой системы в РФ. Структура действующей налоговой системы РФ………………………………………18
2.2 Оценка налоговой системы РФ на современном этапе………………..23
3. Пути реформирования налоговой системы РФ…………………………...27
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ…………………..27
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы РФ………31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на отдельные нововведения, предложенные в проекте налогового кодекса РФ, которые могут оказать серьёзное негативное влияние на уровень цен и, соответственно, уровень жизни населения.

Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий.

Все эти “нововведения” станут мощным генератором роста  цен и могут существенно усилить  социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный  подход к завышению ставок налогов  связан с игнорированием взаимосвязи  налогов и цен.

Рассматривая вопросы  совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость  поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру  регистрации юридических лиц, увязать  её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.

Однако любая система  безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового  обеспечения. История развития цивилизации  наглядно показывает, что действительно “кадры решают всё”. Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.

Анализ качественного  состава работников налоговой службы свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме рыночных преобразований. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет единой, стройной концепции подготовки специалистов для органов Госналогслужбы России. В номенклатуре специальностей высшего образования отсутствует специальность, адекватная требованиям налоговой системы. Следовало бы с учётом особой роли формируемой отрасли рассмотреть вопрос по открытию новой специальности “Налоги и налогообложение”. Следует отметить, что подобный специалист с определённой “доводкой” специальными дисциплинами мог бы готовиться для системы налоговой полиции.

Подготовку специалистов по специализации “Налоги и налогообложение” в настоящее время осуществляют несколько экономических вузов, в т. ч. Налоговый институт, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Опыт работы свидетельствует о том, что практически отсутствует какая-либо координация подготовки специалистов. Как следствие - разнобой в наименовании дисциплин и выделенных на их изучение часов, формах контроля и т. д. Конечно, возврат к недавнему прошлому, когда вузам было запрещено самостоятельно вносить даже незначительные изменения в учебные планы, был бы шагом назад. Однако опасна и другая крайность, когда вузы начинают открывать специальности по новым направлениям без должной методической подготовки, без надлежащего кадрового обеспечения. По нашему мнению, с учётом особой роли работников налоговой службы и налоговой полиции требуется определённая работа по координации подготовки специалистов по специализации “Налоги и налогообложение”. Возможно создание Межведомственного совета на уровне федерального органа управления, в который бы вошли представители Госналогслужбы России, Федеральной службы налоговой полиции, Минфина России, ведущих экономических и юридических вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение.

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой  системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права  и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Концепция  развития Российского законодательства. Под редакцией Л.А. Окунькова,  Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Институт законодательства и  сравнительного правоведения при  Правительстве Российской Федерации,  М.: 1994. С. 120.

2. Ведомости  Съезда народных депутатов Российской  федерации и Верховного Совета  Российской Федерации, 1991, 51, ст. 1871.

3.  Ведомости  Съезда народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации, 1992.

4. Ведомости  Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, 32, ст. 1875.

5. Основы налогового  права. Под ред. С.Г. Пепеляева  - М:  1995.

6. Российская  юридическая энциклопедия. - М.: 1999.

7. Пансков В.Г. «О  принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008.

8. Пушкарева Л.В. «Формирование  социально ориентированной системы  налогообложения»// журнал «Налоги»  №1, 2007.

9. Сатарова А.А. «Актуальные  проблемы и перспективы налоговой  реформы в РФ»// журнал « Налоговое право» 4,2007

10. Цапков В.Е «Понятие  налоговой политики и основные  направления ее развития на  современном этапе»// журнал «Финансовое  право», июнь 2007.

11. Юткина Т.Ф. Налоги  и налогообложение: учебник. М.  ИНФРА-М, 2006.

12. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

13. Миляков Н.В.  Налоги и налогообложение: Курс  лекций. – 3-е изд., перераб. и  доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.

14. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001.

15. Н.П. Владимирова.  Налоги и налогообложение: учебное  пособие. – М.: КНОРУС., 2005.

16. Ю.А. Данилевский,  С.М. Шапигузов, Налоги / Учебное  пособие для студентов вузов, М.: Финансы и статистика. – 2007.

17. Л.В. Дуканич  . Налоги и налогообложение. Ростов  на Дону.: Феникс. – 2005.

18. Н.Г. Иванова,  Е.А. Вайс, И.А. Кацюба. Налоги и  налогообложение, схемы и таблицы,  СПб., Питер., 2006.

19. Л.Н. Лыкова  Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек»., – 2005.

20. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: 2011.

21. Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. Учебник. -М.: Юристъ, 2003.

22. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2007.

23. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

24. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебик.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: МЦФЭР, 2006.

25. Федеральная служба государственной статистики.  Налоговая статистика.-  URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/doklad/soderzhanie/ek_sit_RF/finansy/gos_fin/nal_stat/8918040044cd8c159d94ff33421f06f5

 

 

 

 

                                               

                                             Приложения.

Приложение 1.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

млрд.рублей

 

Январь-июль  
2012г.

В % к  
январю-июлю 2011г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том  числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том  числе

феде-ральный  бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

6488,3

3025,1

3463,3

114,7

118,4

111,6

из них:  
налог на прибыль организаций

1482,8

208,0

1274,9

104,3

109,0

103,6

Налог на доходы физических лиц

1230,9

-

1230,9

114,9

-

114,9

налог на добавленную  стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1190,6

1190,6

-

108,8

108,8

-

из него налог  на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1134,0

1134,0

-

108,7

108,7

-

акцизы по подакцизным  товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

451,9

197,9

254,0

133,9

в 1,5р.

121,2

налоги на имущество

482,2

-

482,2

115,0

-

115,0

налоги, сборы  и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1440,8

1419,9

20,9

124,9

125,2

107,1

из них налог  на добычу  
полезных ископаемых

1425,2

1405,7

19,5

126,2

126,4

108,5

 


 

Приложение 2.

Приложение 3.

Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-июль  
2012г.

Справочно  
январь-июль 2011г.

консолидированный бюджет

в том  числе

консолидированный бюджет

в том  числе

млрд. рублей

в % к  итогу

феде-ральный  бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к  итогу

феде-ральный  бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

1482,8

100

208,0

1274,9

1421,7

100

190,8

1230,9

из него:  
зачисляемый в бюджеты  
бюджетной системы  
Российской Федерации по 
соответствующим ставкам

1416,5

95,5

142,9

1273,5

1371,0

96,4

140,5

1230,4

с доходов, полученных  
в виде дивидендов

46,2

3,1

46,2

-

35,3

2,2

35,3

-

с доходов, полученных в виде  
процентов по государственным и 
муниципальным ценным бумагам

14,8

1,0

14,8

-

12,3

0,9

12,3

-


 

 

Приложение 4.

Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-июль  
2012г.

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

Всего

1230,9

100

из них:  
с доходов, источником которых является налоговый агент,  
за исключением доходов, в отношении которых исчисление  
и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями  
227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации

1165,1

94,6

с доходов, полученных от осуществления деятельности  
физическими лицами, зарегистрированными  
в качестве индивидуальных предпринимателей,  
нотариусов, занимающихся частной практикой,  
адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц,  
занимающихся частной практикой в соответствии со статьей  
227 Налогового кодекса Российской Федерации

9,7

0,8

с доходов, полученных физическими лицами,  
являющимися иностранными гражданами, осуществляющими  
трудовую деятельность по найму у физических лиц  
на основании патента в соответствии со статьей  
227.1 Налогового кодекса Российской Федерации

3,5

0,3

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы РФ