Пути реформирования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Роль налогов в развитии государства неоспорима. Но для того чтобы роль налогов была столь же высока, государству следует приспосабливать их к современным экономическим условиям. Налоговая политика, имевшая востребованность в период становления налоговой системы Российской Федерации (фактически она была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие введён с 01.01.92), в современных условиях, просто не приносила бы должного результата. Идет время, меняется рыночная экономика, и для управления ею, государству необходимо преобразовывать, приспосабливать к современному периоду налоговую политику. Проводить так называемую налоговую реформу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоговые реформы РФ………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговых реформ…………………...5
1.2. Этапы развития налоговых реформ……………………………………8
2. Современные этапы налоговой системы РФ……………………………….18
2.1 Основные принципы построения налоговой системы в РФ. Структура действующей налоговой системы РФ………………………………………18
2.2 Оценка налоговой системы РФ на современном этапе………………..23
3. Пути реформирования налоговой системы РФ…………………………...27
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ…………………..27
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы РФ………31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)

 Третий этап  налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Его начало было ознаменовано принятием 31 июня 1998 года части первой Налогового кодекса. Это  дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления. 
        В третье тысячелетие Россия вступила с Налоговым кодексом, и это впервые за всю историю российской государственности. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике. 
         Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. формулирует основные принципы современной системы налогообложения в Российской Федерации, дает определения, касающиеся таких понятий, как налоги и сборы по уровням бюджетов , налоговая база , налоговый агент , налогоплательщик , налоговые ставки , налоговые правонарушения , меры ответственности за налоговые правонарушения , налоговый контроль и др. 
        Первые главы части второй НК РФ приняты Федеральным законом от 5 августа 2000 г. 118-ФЗ.  К концу 2002 года вторая часть  НК РФ состоит  уже  из 11  глав,  половина  которых была  принята в 2002 году и которыми определен порядок исчисления и уплаты основных налогов. 
       Большинство положений второй части  Кодекса отличается несомненной новизной.  
       Во-первых, часть вторая Кодекса является особенной и включает нормы, регулирующие конкретные виды налогов.  Как уже говорилось, их одиннадцать: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог; налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортный налог.  
      Во-вторых, положения части второй Кодекса вносят принципиальные изменения в систему законодательства о налогах и сборах. Появились совершенно новые налоги, например, единый социальный налог. Правовое регулирование ранее существующих налогов идет по пути их объединения и упрощения, что значительно видоизменяет его характер. 
    В-третьих, часть вторая Кодекса очень часто дополняет, а также изменяет, уточняет) нормы первой части. Например, все элементы налога, которые перечислены в статье 17 части первой НК РФ, а также специфические понятия ("объект налогообложения", "налоговая база", "особенности определения налоговой базы", "освобождение от налогообложения по конкретным видам налогов") конкретизируются и раскрываются применительно к каждому налогу во второй части Налогового кодекса. 
      Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации происходит быстрое развитие налогового права. Появляются новые виды налогов и существенно меняются уже существующие. Многие нормы налогового права долгое время носили подзаконный характер, т. е. регулировались в основном указами президента и постановлениями правительства. Но сейчас наконец-то появился единый кодифицированный законодательный акт - Налоговый кодекс, - который является значительным шагом вперед в налоговой реформе в России.   Только в рамках кодекса можно было закрепить основные цели и задачи налоговой политики, создать отвечающую требованиям экономической и социальной эффективности налоговую систему. Общие нормы и принципы Налогового кодекса Российской Федерации распространяют свое действие на все нормы налоговых институтов, что способствовало развитию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве. Форма целостного, комплексного акта дала возможность увязать и сбалансировать права и обязанности, как налогоплательщика, так и налоговых органов. Это также дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления. 
    Активно начали работать основные качества кодифицированных актов: 
    - всеобщность применения, что особенно важно в условиях поиска баланса интересов, прав и обязанностей Российской Федерации и ее субъектов; 
    - системность - целостный и комплексный охват экономического и правового материала; 
    - особая правовая значимость; 
    - высокая технико-юридическая отработанность; 
    - длительность действия, стабильность юридических режимов. 
    Осуществление налоговой реформы по перечисленным направлениям привело к более справедливому распределению налоговой нагрузки, существенно ослабило стимулы к уклонению от уплаты налогов, позволило стабилизировать и снизить номинальные ставки налогов. 
    Важнейшим результатом проведения налоговой реформы стал рост доходов бюджета, что существенно облегчило решение задачи сокращения бюджетного дефицита.      
                

 

 

 

                            2. Современные этапы налоговой системы РФ

2.1 Основные принципы построения налоговой системы в РФ

Структура действующей  налоговой системы РФ

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство  при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при  создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

1. Приоритетное направление  по налоговым изъятиям приходится  на обложение хозяйствующих субъектов  ( юридических лиц ). В условиях  рыночной экономики такое явление  - анахронизм и требует поэтапного ( постепенного ) переноса налогового бремени на граждан;

2. Достаточно высокий  удельный вес по сравнению  с зарубежными странами доли  косвенных налогов и относительно  меньший - прямых. Причём доля  косвенных налогов в последнее  время возрастает.

3. Создание разветвлённой  системы федеральной Госналогслужбы  РФ снизу доверху, непосредственное  подчинение входящих в неё  нижестоящих структур вышестоящим,  главной задачей которых является  обеспечение контроля за поступлением  всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие широкого  перечня разнообразных льгот,  преимущественно направленных на  стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены  жёсткие санкции за различные  нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6. Установлена обязательность  постановки всех субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности  на учёт в налоговых органах,  с правом открытия расчётного  счёта в банках только после  регистрации в налоговых органах.

7. Определена первоочерёдность  направления имеющихся у предприятий  на счетах средств на уплату  налогов по сравнению с остальными  расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Структура действующей  налоговой системы РФ

Законом “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

1.Федеральными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и обязательный к уплате на территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся :

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров(услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль  (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5)подоходный налог  с физических лиц;

6)взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7)государственная пошлина;

8)таможенные пошлины  и таможенные сборы;

9)налог на пользование  недрами;

10)налог на воспроизводство  материально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12)сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами;

13) лесной налог;

14)водный налог;

15)экологический налог;

16)федеральные лицензионные  сборы.

2. К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2)налог на недвижимость;

3)дорожный налог;

4) транспортный налог;

5)налог с продаж;

6)налог на игорный  бизнес;

7)региональные лицензионные  сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам  и сборам относятся :

1)земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;

3)налог на рекламу;

4)налог на наследование  и дарение;

5)местные лицензионные  сборы.

По объекту налогообложения  существующие налоговые платежи  и сборы можно разделить на:

налоги с доходов ( выручки, прибыли, заработной платы );

налоги с имущества ( предприятий и граждан );

налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности ( налог на операции с ценными  бумагами, лицензионные сборы ).

 

    

            2.2. Оценка налоговой системы РФ на современном этапе

Судить об эффективности налоговой системы РФ на современном этапе, можно по статистическим данным, в подробности предоставленных сайте Федеральной службы государственной статистики.12 Где для всеобщего внимания выставлены данные по налогам и сборам за последние годы.

Просмотрев имеющиеся сведения по налогам и сборам, взимаемым на территории России, а так же проанализировав результаты статистических данных можно подвести следующие итоги:

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6488,3 млрд.рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 1031,7 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 17,8%. ( Прил.1).

Основную часть  налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе-июле 2012г. обеспечили поступления  налога на прибыль организаций - 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,0%, налога на доходы физических лиц - 19,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,4%.( Прил.2).

          В январе-июле 2012г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации  поступило федеральных налогов  и сборов 5795,8 млрд.рублей (89,4% от общей  суммы налоговых доходов), региональных - 392,1 млрд.рублей (6,0%), местных - 90,2 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,7 млрд.рублей (3,2%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012г. составило 1482,8 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,9 процентного пункта и составила 95,5%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,9 процентного пункта и составила 3,1%. В июле 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 185,3 млрд.руб-лей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 17,5%.( Прил.3).

В январе-июле 2012г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации (консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1230,9 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 14,9% больше, чем за соответствующий период 2011 года. В июле 2012г. поступление налога на доходы физических лиц составило 225,0 млрд.рублей, что на 17,4% больше, чем в предыдущем месяце.( Прил.4)

В январе-июле 2012г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 451,9 млрд.рублей, что на 33,9% больше по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (97,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В июле 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 90,3 млрд.рублей, что на 27,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.(Прил.5).

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 августа 2012г. составила 723,6 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 7,2%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 42,8%, акцизам в целом - на 34,8%, налогу на прибыль организаций - на 13,6%, налогу на добавленную стоимость - на 5,6%.

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы РФ