Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа
Роль налогов в развитии государства неоспорима. Но для того чтобы роль налогов была столь же высока, государству следует приспосабливать их к современным экономическим условиям. Налоговая политика, имевшая востребованность в период становления налоговой системы Российской Федерации (фактически она была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие введён с 01.01.92), в современных условиях, просто не приносила бы должного результата. Идет время, меняется рыночная экономика, и для управления ею, государству необходимо преобразовывать, приспосабливать к современному периоду налоговую политику. Проводить так называемую налоговую реформу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоговые реформы РФ………………………………………………………..5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговых реформ…………………...5
1.2. Этапы развития налоговых реформ……………………………………8
2. Современные этапы налоговой системы РФ……………………………….18
2.1 Основные принципы построения налоговой системы в РФ. Структура действующей налоговой системы РФ………………………………………18
2.2 Оценка налоговой системы РФ на современном этапе………………..23
3. Пути реформирования налоговой системы РФ…………………………...27
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ…………………..27
3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы РФ………31
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2012г. составила 321,1 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,5%.(Прил.6,7).
Недоимка по налоговым платежам на 1 августа 2012г. составила 338,0 млрд.рублей (46,7% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 16,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 63,4%, налогу на прибыль организаций - на 33,3%, акцизам в целом - на 25,5%, налогу на добавленную стоимость - на 25,2%.
Урегулированная задолженность на 1 августа 2012г. составила 380,9 млрд.рублей (52,6% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 4,5%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 205,1 млрд.рублей (53,8%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 112,4 млрд.рублей (29,5%).( Прил.8).
Задолженность по единому социальному налогу на 1 августа 2012г. по сравнению с 1 января 2012г. сократилась на 16,4%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2012г. сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 11,1% и составила 24,3 млрд.рублей.( Прил.9).
III. Пути реформирования налоговой системы РФ.
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы РФ.
Налоговая система является одним из важных элементов рыночной экономики. Она выступает инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Необходимо, чтобы налоговая система России соответствовала общим требованиям, предъявляемым к налоговой системе - в общем, и, непосредственно, соответствовала мировому опыту.
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходной части бюджетов всех уровней, тем самым выполняя фискальную функцию налогов, но следует отметить, что не должно быть только лишь фискальной направленности налоговой политики. К сожалению, России пресуще данная тенденция, от чего нужно отходить и воплощать в реальность на практике нашей страны социальную функцию налогов и основной упор делать именно на нее. С другой стороны, изымая часть финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализовывая тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа должна привести к обеспечению экономического роста, развитию предпринимательской активности, к привлечению в Россию полномасштабных иностранных инвестиций, должна ликвидировать теневую экономику. Но на практике реформы не приносят ожидаемого результата. Попробуем осветить круг проблем, касающихся реформирования налоговой системы. Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.
Все большое распространение на практике имеют различные теневые схемы, то есть схемы ухода от уплаты налогов и все это по причине пробелов и белых пятен в нашем законодательстве. В связи с чем, налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно" и, исходя из этого принципа, делаем вывод: «В России воруют все и не платят налоги все!». Хотя в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. «Оплошностей» в законодательстве множество. Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Всех налогоплательщиков условно можно разделить на законопослушных и незаконопослушных. В связи этим совершенно невинные плательщики могут быть наказаны лишь потому, что наше законодательство не соответствует должному уровню. Также следует отметить, что в части первой Налогового кодекса все противоречия трактуются в пользу налогоплательщика, т.е. вместо того, чтобы устранять эти противоречия, законодательство дает «карты в руки» незаконопослушным налогоплательщикам, чем на сегодняшний день они и злоупотребляют. Усилия Федеральной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост. Даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ и в настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком, в связи с чем, их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.
Так же, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
Вышеперечисленные проблемы во многом обусловлены тем, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Подводя итоги, выделим причины такого состояния налоговой системы, в частности налогового законодательства:
1. В науке налогового
права нет концептуального
2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Одна из главных проблем проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов.
Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и ее правовая форма, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
3.2. Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы РФ.
На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.
Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.
Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.
Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.
В сфере малого предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата, и эта линия получит продолжение.
Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.
На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.
Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.
Несмотря на критику,
он соответствует основным требованиям,
предъявляемым к налоговым
К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд “родственных” налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.
Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т.д.
Сделана попытка несколько ослабить общее налоговое бремя, уменьшив его с нынешних 35% до 32% к ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолён, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.
Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять.
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы РФ