Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов формировании бюджетов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.Теоритические основы прямых налогов.
1.1.Сущность и понятие прямых налогов……………………………………………………………………………..5
1.2.Виды прямых налогов………………………………………………………………………………………………………8
2.Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.
2.1.Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета…17
2.2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовик по налогам.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

     По данным таблицы мы видим, что на протяжении 2007-2008гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Республики Татарстан за 2007-2009 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы. Структура поступлений прямых налогов в бюджет Республики Татарстан за 2009 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций, который составляет 38 процента всех поступлений. Однако именно по данному налогу в 2009 году наблюдается резкий спад поступлений, которые уменьшились на 14 923,79 млн. руб. по сравнению с 2008 годом. Снижение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях отрицательно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций. Наибольшее снижение поступлений отмечается в добыче полезных ископаемых, производстве нефтепродуктов, химическом производстве, автомобилестроении, а также организаций финансовой сферы. Ряд организаций этих отраслей вообще не платили налог на прибыль организаций в прошлом году. Именно эти отрасли, в первую очередь пострадали от влияния кризиса.

     Рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджета Пензенской области, представленных в таблице 4.

Состав и структуру  поступлений налоговых доходов  бюджета Пензенской области за 2007-2009гг. млн.руб.

Наименование доходов

2007 год

2008 год

2009 год

млн.руб

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

Налоговые доходы, из них:

9897,21

100,0

11073,96

100,0

11838,95

100,0

Прямые налоги, в т.ч.

8435,19

85,23

9581,57

86,52

9839,26

83,11

Налог на прибыль организаций

2752,14

27,81

2717,72

24,54

2577,97

21,78

Налог на доходы физ.лиц

3262,63

32,97

4488,24

40,53

4509,41

38,09

Налог на имущество организаций

1403,55

14,18

1492,39

13,48

1859,65

15,71

Налог на игорный бизнес

261,16

2,64

38,37

0,35

11,89

0,10

Транспортный налог

196,26

1,98

300,31

2,71

387,84

3,28

Налоги, сборы и регул.платежи  за пользование прир.ресурсами

34,88

0,35

38,26

0,35

25,90

0,22

Налог взимаемый в  связи с применением упрощенной системы налогообложения

518,,93

5,24

505,95

4,57

452,38

3,82

Государственная пошлина

0,28

0,00

0,33

0,00

0,22

0,00

Единый сельскохозяйственный налог

5,36

0,05

-

-

14,00

0,12

Косвенные налоги

1462,02

14,77

1492,39

13,48

1999,69

16,89


По данным таблицы  мы видим, что поступления налоговых  доходов меньше почти в 6 раз, и  составляет в абсолютной величине 11 838,95 млн. руб. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается, положительна динамика поступлений налоговых доходов в бюджет Пензенской области. В Пензенской области распределение происходит несколько иначе. Основную долю в доходах занимают налоги на доходы физических лиц. На второе место приходится налог на прибыль организаций. Третье – на акцизы. Поступления налоговых доходов в Пензенской области меньше почтив 6 раз, чем в Республике Татарстан. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов в Республики Татарстан занимает налог на прибыль организаций, в Пензенской области – налог на доходы физических лиц. В ходе проделанной работы мы увидели, что мировой экономический кризис сильно задел экономику недотационных регионов, таких как Республика Татарстан. В 2009 году в данных регионах существенно возросла доля безвозмездных поступлений, и снизились поступления по налоговым доходам, особенно по таким как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Прямые  налоги – неотъемлемая часть  экономической системы любой  страны. Во всех экономически развитых странах прямые налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на доход с недвижимого имущества; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж, ресурсные платежи и др.

     Эффект  преимущественного использования  прямых налогов в той или  иной стране зависит от степени  его экономического развития, уровня доходов населения, уровня налоговой дисциплины, менталитета нации и других факторов, характеризующих в целом уровень социально-экономического развития государства. Прямые налоги соответствуют более цивилизованному, экономически развитому и демократическому обществу.

     На сегодняшний  день существует огромный, причем  теоретически обобщенный и осмысленный,  опыт взимания и использования  прямых налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику  весьма затруднена, поскольку было  бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России.

     Пока не  будет выработано авторитетной  целостной концепции реформирования  налогообложения и его правовой  формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, однако и он не лишён недостатков.

     Для повышения  доходов бюджетов за счет прямых  налогов необходимо:

-активизировать меры  по финансовому оздоровлению  убыточных предприятий;

-стимулировать привлечение  инвестиций на территории;

-развивать объекты  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

     В современной  России сегодня в конечном итоге система мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ для гражданина должна обеспечить:

-установление налогового  бремени соразмерного платежными  способностями населения;

-прозрачность налоговой  системы, в том числе в части  контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;

-создание партнерских  отношений с государством, основанных  на принципе взаимности прав  и обязанностей;

-возможность влияния  на налоговую политику государства.

     Для государства должна обеспечить:

-формирование налоговой  системы, реально способствующей  повышению экономической активности  всех участников экономического  процесса;

-обеспечение бюджетов  всех уровней надежными источниками  доходов;

-установление единой  системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти.

 

 

 

Список литературы

1.Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон (часть первая от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.): офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2009

2.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 462 с.

3.Черник Д.Г. Налоги и налогообложение – М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

4.Васильева, В.В.; Филина, Ф.Н. Налоги и взносы с заработной платы: Учебник 2008г.

5.Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложения. Учебник 2009г.

6.Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения – М.: Финансы и статистика, 2008.- 368 с.

7.Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Форум, ИНФРА-М, 2007. – 320 с.

8.Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008.-331 с.

9.Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 299 с.

10.Налоги и налогообложение:  Учебное пособие./ Под ред. П.В.  Аникина, Е.Ю. Жидковой. – М.: Эксмо, 2008. – 496с.

11.Петров М.А. Налоговая  система и налогообложение в  России: Учебное пособие. – Ростов  н/Д: Феникс, 2008. – 403с.

12.Годин А.М. и др. Бюджетная система РФ: Учебник.- М.: - Дашков и К, 2009. – 278с.

13.Седова М.Л., Маркина Е.В., Грязнова А.Г. Финансы Учебник. М.: ФИС, 2006

14.Финансы. / Под ред. М.П. Видяпина. - М.: Финансы и статистика, 2006.

 15.Финансы. / Под ред. Ю.В. Козловой. - М.: Финансы и статистика, 2006

16.ЖУРНАЛ "Налоговый вестник" № 10/2010.

17ЖУРНАЛ «Налоги и налоговое планирование» №6 // 2010.

18.Бюджетная система российской федерации http://www.budgetrf.ru/

 19.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

20.Федеральная налоговая служба Российской Федерации // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2010. – Режим доступа: // http://www.nalog.ru/index.php?topic=budjet_fed

 


Информация о работе Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов