Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов формировании бюджетов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.Теоритические основы прямых налогов.
1.1.Сущность и понятие прямых налогов……………………………………………………………………………..5
1.2.Виды прямых налогов………………………………………………………………………………………………………8
2.Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.
2.1.Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета…17
2.2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовик по налогам.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Налоговые ставки устанавливаются  дифференцировано в зависимости  от степени родства между налогоплательщиком и наследодателем или дарителем.

Не допускается устанавливать  налоговые ставки при наследовании выше:

10 процентов - для детей,  супругов, родителей;

20 процентов - для дедушек,  бабушек, братьев, сестер и  внуков, а также других наследников  по завещанию;

30 процентов - для других  наследников.

Не допускается устанавливать  налоговые ставки при дарении  выше:

1) 10 процентов - для  детей или родителей дарителя;

2) 30 процентов - для  других налогоплательщиков.

Пример расчёта налога на наследование или дарение.

Гражданин Ф. получил  по договору дарения от гражданки  П. автомобиль, стоимостью 80000руб. Гр.П. является родителем гр.Ф.

В данном случае будет использоваться ставка 10%

Сумма налога будет составлять 80000*10%=8000руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.

2.1. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета.

     Для определения роли прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 1, составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.

Таблица 1 – Прямые налоги в доходной части федерального бюджета  РФ за 2007-2009гг.

Наименование статьи

31.12.2007

31.12.2008

31.12.2009

млн.руб.

Уд.вес

%

млн.руб.

Уд.вес

%

млн.руб.

Уд.вес

%

Всего налогов

4168

506, 70

100,0

4909

629,60

100,0

5471

861,70

100,0

Прямые налоги

 

Налог на прибыль организации

533

375,20

12,80

583

761,40

11,89

636

797278,0

11,63

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

435

786,50

10,45

496

359,80

10,11

562

797,20

10,29

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  в том числе:

906

325,80

21,74

885

275,30

18,03

883

785,50

16,15

-налог на добычу  полезных ископаемых

876

877,40

21,04

853

275,80

17,38

854

370,40

15,61

-регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции

11

781,00

0,28

14

800,90

0,30

12

508,10

0,23

-водный налог

13

002,40

0,31

12

533,60

0,26

12

242,00

0,22

-сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных биологических ресурсов

4665,00

0,11

46665,00

0,10

4665,00

0,09

Всего прямых налогов

1875

487,5

44,99

1956

396,50

40,03

2082

860,70

38,06


Согласно таблице 1 прямые налоги в 2007 году составляют 1 875 487,5 млн.руб. или 28.1%, в 2008 году – 1 965 396,5 млн.руб или 26,48%.

     Дальше идет водный налог, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, но они составляют небольшую долю меньше 1%.

     Следующий по объему – налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение удельного веса данного налога незначительно в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает.

      В 2007 году она была равна 533 375,20, в 2008 – 583 761,40, а в 2009 – 636 278,00, то есть за три исследуемых года возросла примерно в 1,19 раза.

      Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

     Причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижение налога на прибыль.

      А также снижение поступлений по данному налогу, связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4%, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24%, то с 2009г.- 20%, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.

     На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами.

     Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям – размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общем смысле – платежеспособности. Прямые налоги являются более справедливыми, т.к. доля косвенного налога уменьшается в общей массе дохода с ростом данного дохода, что не справедливо к менее богатым слоям населения.

     Для повышения доходов бюджетов за счет прямых налогов необходимо:

-активизировать меры  по финансовому оздоровлению  убыточных предприятий;

-стимулировать привлечение инвестиций на территории;

-развивать объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.

     В современной России сегодня в конечном итоге, система мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ для гражданина должна обеспечить:

-установление налогового  бремени соразмерного платежными  способностями населения;

-прозрачность налоговой  системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;

-создание партнерских  отношений с государством, основанных  на принципе взаимности прав  и обязанностей;

-возможность влияния  на налоговую политику государства.

Для государства должна обеспечить:

-формирование налоговой  системы, реально способствующей  повышению экономической активности  всех участников экономического  процесса;

-обеспечение бюджетов  всех уровней надежными источниками  доходов;

-установление единой  системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. . Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ.

     В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ сравним доходную часть бюджета Республики Татарстан и Пермской области.

     Общая площадь Республики Татарстан составляет 67,8 тыс. кв.км. Столица республики - г. Казань. Всего в республике проживает 3,8 млн. человек. Городское население: 73,6%. Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик Российской Федерации. Основные ресурсы: нефть, земля, водные ресурсы. Республика обладает мощным научным и интеллектуальным потенциалом. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение.

     Пензенская область  входит в Приволжский федеральный округ. Численность населения Пензенской области составляет 1,4 млн. человек. Общая площадь области - 43,3 тыс. кв. км. Административный центр области — город Пенза. Основные отрасли промышленности: машиностроение, легкая, пищевая, деревообработка, бумажная промышленность и промышленность стройматериалов. Пензенская область, кроме плодородных почв и местных строительных материалов, не располагает никакими обнаруженными запасами природных ресурсов. Отличительная черта области — ее перенасыщенность не самыми крупными и не самыми технически передовыми предприятиями ВПК, оказавшимися в наиболее тяжелой экономической ситуации. Пензенская область по характеристикам очень сильно отличается от Республики Татарстан. Имеет слабо развитую экономику и является дотационным регионом.

 

     Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан и Пензенской области за 2007-2009гг. представлена в таблице 2.

Структура поступлений  прямых и косвенных налогов в  доходы бюджета Республики Татарстан  и Пензенской области за 2007-2009гг. млн.руб.

Наименование доходов

2007год

2008 год

2009 год

млн.руб.

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

Всего налоговые доходы Республики Татарстан, в т.ч.:

63767,25

100,0

80773,08

100,0

64712,71

100,0

Прямые налоги

58123,83

91,15

74764,68

92,56

57655,88

89,10

Косвенные налоги

5643,42

8,85

6008,40

7,44

7056,83

10,90

Всего налоговые доходы Пензенской области, в т.ч.:

9897,21

100,0

11073,96

100,0

11838,26

100,0

Прямые налоги

8435,19

85,23

9581,57

86,52

9839,26

83,11

Косвенные налоги

1462,02

17,33

1492,39

13,48

1999,69

16,89


 

     Анализируя данные можно сказать, что в относительном выражении показатели доходной части бюджета на протяжении рассматриваемого периода оставались примерно на одном и том же уровне. Однако в абсолютном выражении мы видим, что налоговые доходы Республики Татарстан значительно уменьшились в 2009 году, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов. Следует отметить, что налоговые доходы Пензенской области более чем в пять раз меньше, чем в Республике Татарстан. Во всех бюджетах обоих  регионов преобладают поступления от прямых налогов.

     Остановимся подробнее на прямых налогах, рассмотрим их поступления в бюджет Республики Татарстан. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. представлена в таблице 3.

      Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг.млн.руб.

Наименование доходов

2007 год

2008 год

2009 год

млн.руб.

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

млн.руб

Уд.вес

%

Налоговые доходы, из них:

63767,25

100,0

80773,08

100,0

64712,71

100,0

Прямые налоги, в т.ч.

58123,83

91,15

74764,68

92,56

57655,88

89,10

Налог на прибыль организаций

29873,03

46,85

39560,74

48,98

24636,95

38,07

Налог на доходы физ.лиц

15544,48

2438

19631,75

24,30

18537,25

28,65

Налог на имущество организаций

6194,10

9,71

7360,79

9,11

13,01

0,02

Налог на игорный бизнес

52,95

0,08

45,47

0,06

13,01

0,02

Транспортный налог

1146,59

1,80

1433,10

1,77

1269,59

1,96

Налоги, сборы и регул.платежи  за пользование прир.ресурсами

3565,10

5,59

5137,57

6,36

3154,00

4,87

Налог взимаемый в  связи с применением упрощенной системы налогообложения

1747,33

2,74

1583,69

1,96

1307,10

4,87

Государственная пошлина

0,25

0

11,57

0,01

24,21

0,04

Косвенные налоги

5643,42

8,85

6008,40

7,44

7056,83

10,90

Информация о работе Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов