Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов формировании бюджетов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.Теоритические основы прямых налогов.
1.1.Сущность и понятие прямых налогов……………………………………………………………………………..5
1.2.Виды прямых налогов………………………………………………………………………………………………………8
2.Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.
2.1.Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета…17
2.2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………27
Налоговые ставки устанавливаются
дифференцировано в зависимости
от степени родства между
Не допускается устанавливать налоговые ставки при наследовании выше:
10 процентов - для детей, супругов, родителей;
20 процентов - для дедушек, бабушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию;
30 процентов - для других наследников.
Не допускается устанавливать налоговые ставки при дарении выше:
1) 10 процентов - для детей или родителей дарителя;
2) 30 процентов - для других налогоплательщиков.
Пример расчёта налога на наследование или дарение.
Гражданин Ф. получил по договору дарения от гражданки П. автомобиль, стоимостью 80000руб. Гр.П. является родителем гр.Ф.
В данном случае будет использоваться ставка 10%
Сумма налога будет составлять 80000*10%=8000руб.
2. Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.
2.1. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета.
Для определения роли прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. представлены в таблице 1, составленной на основе федеральных законов о исполнении федерального бюджета на соответствующий год.
Таблица 1 – Прямые налоги в доходной части федерального бюджета РФ за 2007-2009гг.
Наименование статьи |
31.12.2007 |
31.12.2008 |
31.12.2009 | |||
млн.руб. |
Уд.вес % |
млн.руб. |
Уд.вес % |
млн.руб. |
Уд.вес % | |
Всего налогов |
4168 506, 70 |
100,0 |
4909 629,60 |
100,0 |
5471 861,70 |
100,0 |
Прямые налоги |
||||||
Налог на прибыль организации |
533 375,20 |
12,80 |
583 761,40 |
11,89 |
636 797278,0 |
11,63 |
Единый социальный налог,
зачисляемый в федеральный |
435 786,50 |
10,45 |
496 359,80 |
10,11 |
562 797,20 |
10,29 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в том числе: |
906 325,80 |
21,74 |
885 275,30 |
18,03 |
883 785,50 |
16,15 |
-налог на добычу полезных ископаемых |
876 877,40 |
21,04 |
853 275,80 |
17,38 |
854 370,40 |
15,61 |
-регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции |
11 781,00 |
0,28 |
14 800,90 |
0,30 |
12 508,10 |
0,23 |
-водный налог |
13 002,40 |
0,31 |
12 533,60 |
0,26 |
12 242,00 |
0,22 |
-сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами водны |
4665,00 |
0,11 |
46665,00 |
0,10 |
4665,00 |
0,09 |
Всего прямых налогов |
1875 487,5 |
44,99 |
1956 396,50 |
40,03 |
2082 860,70 |
38,06 |
Согласно таблице 1 прямые налоги в 2007 году составляют 1 875 487,5 млн.руб. или 28.1%, в 2008 году – 1 965 396,5 млн.руб или 26,48%.
Дальше идет водный налог, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, но они составляют небольшую долю меньше 1%.
Следующий по объему – налог на прибыль организаций. Доходы от него составляют около 8% всех доходов прямых налогов. Изменение удельного веса данного налога незначительно в течение трех исследуемых лет, а сумма возрастает.
В 2007 году она была равна 533 375,20, в 2008 – 583 761,40, а в 2009 – 636 278,00, то есть за три исследуемых года возросла примерно в 1,19 раза.
Плательщиками данного налога, согласно главе 25 НК РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Причинами снижения поступлений по налогу на прибыль является финансово-экономический кризис, который значительно задел экономику нашей страны. Останавливаются множество предприятий, а следовательно у них нет заказов и практически останавливается сбыт продукции, поэтому уменьшается прибыль, в связи с этим наблюдается такое снижение налога на прибыль.
А также снижение поступлений по данному налогу, связано с уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль организаций на 4%, если в 2008г. налоговая ставка составляла 24%, то с 2009г.- 20%, что произошло за счет снижения доли федерального бюджета.
На протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами.
Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям – размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общем смысле – платежеспособности. Прямые налоги являются более справедливыми, т.к. доля косвенного налога уменьшается в общей массе дохода с ростом данного дохода, что не справедливо к менее богатым слоям населения.
Для повышения доходов бюджетов за счет прямых налогов необходимо:
-активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;
-стимулировать привлечение инвестиций на территории;
-развивать объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
В современной России сегодня в конечном итоге, система мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ для гражданина должна обеспечить:
-установление налогового
бремени соразмерного
-прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;
-создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;
-возможность влияния
на налоговую политику
Для государства должна обеспечить:
-формирование налоговой
системы, реально
-обеспечение бюджетов
всех уровней надежными
-установление единой системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти.
2.2. . Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ сравним доходную часть бюджета Республики Татарстан и Пермской области.
Общая площадь Республики Татарстан составляет 67,8 тыс. кв.км. Столица республики - г. Казань. Всего в республике проживает 3,8 млн. человек. Городское население: 73,6%. Татарстан - одна из наиболее развитых в экономическом отношении республик Российской Федерации. Основные ресурсы: нефть, земля, водные ресурсы. Республика обладает мощным научным и интеллектуальным потенциалом. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобыча и нефтехимия, авиастроение, машиностроение и приборостроение.
Пензенская область входит в Приволжский федеральный округ. Численность населения Пензенской области составляет 1,4 млн. человек. Общая площадь области - 43,3 тыс. кв. км. Административный центр области — город Пенза. Основные отрасли промышленности: машиностроение, легкая, пищевая, деревообработка, бумажная промышленность и промышленность стройматериалов. Пензенская область, кроме плодородных почв и местных строительных материалов, не располагает никакими обнаруженными запасами природных ресурсов. Отличительная черта области — ее перенасыщенность не самыми крупными и не самыми технически передовыми предприятиями ВПК, оказавшимися в наиболее тяжелой экономической ситуации. Пензенская область по характеристикам очень сильно отличается от Республики Татарстан. Имеет слабо развитую экономику и является дотационным регионом.
Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан и Пензенской области за 2007-2009гг. представлена в таблице 2.
Структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы бюджета Республики Татарстан и Пензенской области за 2007-2009гг. млн.руб.
Наименование доходов |
2007год |
2008 год |
2009 год | |||
млн.руб. |
Уд.вес % |
млн.руб |
Уд.вес % |
млн.руб |
Уд.вес % | |
Всего налоговые доходы Республики Татарстан, в т.ч.: |
63767,25 |
100,0 |
80773,08 |
100,0 |
64712,71 |
100,0 |
Прямые налоги |
58123,83 |
91,15 |
74764,68 |
92,56 |
57655,88 |
89,10 |
Косвенные налоги |
5643,42 |
8,85 |
6008,40 |
7,44 |
7056,83 |
10,90 |
Всего налоговые доходы Пензенской области, в т.ч.: |
9897,21 |
100,0 |
11073,96 |
100,0 |
11838,26 |
100,0 |
Прямые налоги |
8435,19 |
85,23 |
9581,57 |
86,52 |
9839,26 |
83,11 |
Косвенные налоги |
1462,02 |
17,33 |
1492,39 |
13,48 |
1999,69 |
16,89 |
Анализируя данные можно сказать, что в относительном выражении показатели доходной части бюджета на протяжении рассматриваемого периода оставались примерно на одном и том же уровне. Однако в абсолютном выражении мы видим, что налоговые доходы Республики Татарстан значительно уменьшились в 2009 году, это связано с уменьшением поступлений от прямых налогов. Следует отметить, что налоговые доходы Пензенской области более чем в пять раз меньше, чем в Республике Татарстан. Во всех бюджетах обоих регионов преобладают поступления от прямых налогов.
Остановимся подробнее на прямых налогах, рассмотрим их поступления в бюджет Республики Татарстан. Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг. представлена в таблице 3.
Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2009гг.млн.руб.
Наименование доходов |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |||
млн.руб. |
Уд.вес % |
млн.руб |
Уд.вес % |
млн.руб |
Уд.вес % | |
Налоговые доходы, из них: |
63767,25 |
100,0 |
80773,08 |
100,0 |
64712,71 |
100,0 |
Прямые налоги, в т.ч. |
58123,83 |
91,15 |
74764,68 |
92,56 |
57655,88 |
89,10 |
Налог на прибыль организаций |
29873,03 |
46,85 |
39560,74 |
48,98 |
24636,95 |
38,07 |
Налог на доходы физ.лиц |
15544,48 |
2438 |
19631,75 |
24,30 |
18537,25 |
28,65 |
Налог на имущество организаций |
6194,10 |
9,71 |
7360,79 |
9,11 |
13,01 |
0,02 |
Налог на игорный бизнес |
52,95 |
0,08 |
45,47 |
0,06 |
13,01 |
0,02 |
Транспортный налог |
1146,59 |
1,80 |
1433,10 |
1,77 |
1269,59 |
1,96 |
Налоги, сборы и регул.платежи за пользование прир.ресурсами |
3565,10 |
5,59 |
5137,57 |
6,36 |
3154,00 |
4,87 |
Налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
1747,33 |
2,74 |
1583,69 |
1,96 |
1307,10 |
4,87 |
Государственная пошлина |
0,25 |
0 |
11,57 |
0,01 |
24,21 |
0,04 |
Косвенные налоги |
5643,42 |
8,85 |
6008,40 |
7,44 |
7056,83 |
10,90 |
Информация о работе Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов