Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов формировании бюджетов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.Теоритические основы прямых налогов.
1.1.Сущность и понятие прямых налогов……………………………………………………………………………..5
1.2.Виды прямых налогов………………………………………………………………………………………………………8
2.Роль прямых налогов в формировании доходов бюджета.
2.1.Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах федерального бюджета…17
2.2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовик по налогам.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Волго-Вятская Академия государственных  служащих

 

 

Кафедра государственные  и муниципальные финансы

 

 

 

 

 

Курсовая работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций

на тему: Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов

 

 

Студент группы «ФбГМФ-561»

Меркурьева О.Е.

Руководитель

к.э.н., доц. Ильичева Н.Г.

 

 

 

 

 

 

Н. Новгород

2012 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3

1.Теоритические основы прямых  налогов.

1.1.Сущность и понятие  прямых налогов……………………………………………………………………………..5

1.2.Виды прямых налогов………………………………………………………………………………………………………8

2.Роль прямых налогов  в формировании доходов бюджета.

2.1.Анализ и оценка  поступлений прямых налогов в  доходах федерального бюджета…17

2.2. Анализ и оценка  поступлений прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ..21

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Налоги существуют столько  же лет, сколько существует государство. Для государства установления и сбор налогов – необходимость, т.к. оно не может существовать без денег, собираемых посредством налогов.

Любое государство, независимо от его развития, размеров и географического  положения может существовать лишь тогда, когда оно обладает собственной финансовой базой, проще говоря, когда оно имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия тех расходов которые возникают в процессе реализации или своих функций. Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства, к которой государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью правленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно – полезный характер, не создает того продукта, выразителем стоимости которого выстраивают деньги. В силу этого государство вынуждено искать источники получения денежных средств для осуществления своих функций. Изыскание государством денег составляет содержание такого элемента его финансовой деятельности, которым принято называть «мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства» и «создание денежных фондов государства».

     Налоги  являются основным доходным источником  государства, обеспечивая финансирование  его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов,  поступают в бюджет или другие  денежные фонды государства. Оттуда  они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом. Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.

      Россия  пошла по пути преимущественного  использования косвенного налогообложения.  Однако, преобладание прямых налогов  в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных - наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет.

      Целью  курсовой  работы является исследование  теоретических основ прямых налогов  и выявление роли прямых налогов  формировании бюджетов.

     Для достижения  указанной цели необходимо решить  следующие задачи:

- исследование сущностных  аспектов прямых налогов;

- изучение исторического  опыта мобилизации прямых налогов  в доходы бюджетов различных  уровней;

- изучение нормативно-правовой  базы регулирования прямых налогов;

- анализ состава и  структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;

- совершенствование прямого  налогообложения в РФ как фактор  увеличения доходов бюджетов  всех уровней.

 

 

 

1.Теоритические  основы прямого налога.

1. 1.Сущность  и понятие прямых налогов.

     Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в перераспределении стоимости - национального дохода - налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.

     Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

     Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Применительно к прямому налогу юридические и фактические налогоплательщики совпадают. Фактический плательщик – получатель налогооблагаемого дохода, владелец налогооблагаемого имущества. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения.

     Объектом прямого налога являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.д.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком налога.

     Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги.

     Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.) на основе кадастра – перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающих среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта.

     Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

     Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот.

     В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог с наследств и дарений и др.

     Социально- экономическая сущность и роль прямых налогов и сборов проявляется в их функциях. Рассмотрим функции в наибольшей степени присущие прямым налогам.

     Одна из основных функций - фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.

     Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов -формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

     Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.

     Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.

     При использовании налоговых льгот для смягчения социального неравенства проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

     Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

     Итак, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

     Прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений.

     Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

а) Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость  между доходами плательщика и  его платежами в бюджет.

б) Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

в) Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

     Такой принцип налогообложения большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.

     Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные - прямая  форма налогообложения требует  сложного механизма взимания  налогов, так как связана с  достаточно сложной методикой  ведения бухгалтерского учета  и отчетности.

2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

3. Полицейские - прямые  налоги связаны с возможностью  уклонения от уплаты налогов  из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

4. Бюджетные -- прямое  налогообложение требует определенного  развития рыночных отношений,  так как только в условиях  реального рынка может формироваться  реальная рыночная цена, а следовательно,  и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

1.2.Виды прямых налогов.

  Совокупность видов  налогов, взимаемых в государстве,  форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговая система включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.

К прямым налогам относятся:

- Налог на доходы  физических лиц;

Налогоплательщики признаются:

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

     Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды. Налоговые ставки:

13%, если иное не  предусмотрено ниже

35% в отношении доходов:  стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 2000 рублей;

Информация о работе Прямые налоги, их роль в формировании бюджетов