Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление особенностей развития российских налоговых отношений, изучение влияния сложившихся налоговых институтов на современные российские налоговые отношения с целью выработки приоритетных направлений налогового реформирования. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
-исследовать сущность налоговых категорий, принципы налогообложения, основные характеристики налоговой системы;
- выявить причины современных налоговых проблем, их связь со сложившимися налоговыми институтами России;
- предложить меры по преодолению негативных тенденций развития российских налоговых отношений.

Содержание работы

Введение
1.Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики……………………………………………………………………
1.Сущность, функции и принципы построения налогообложения….
2.Налоговая система Российской Федерации…………………………
3.Налоговая нагрузка как характеристика налоговых отношений…..
2.Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России…………………………………………………………………………
1.Показатели эффективности налоговой системы…………………….
2.Экономические и институциональные особенности российских налоговых отношений …………………………………………………
3.Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях……………………………………………………………………….
1.Тенденции современных налоговых отношений……………………..
2.Пути оптимизации налоговых отношений в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 84.19 Кб (Скачать файл)

Институциональная структура государственного экономического регулирования, глубина государственной интервенции в экономику, зависят в конечном итоге, от отклика субъектов экономики на действия государства. Налог в этом случае выступает инструментом обратной связи между государством и сферой хозяйствования, осуществляет индикативную функцию соотносительно проводимой социально-экономической политики, процесса реформирования экономики, положения экономических субъектов в соответствующей экономической среде.

 

3. Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях

3.1. Тенденции современных налоговых отношений

Основные  направления налоговой политики на 2012-2013 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы, а будут создавать условия для восстановления экономического роста в России. В трехлетней перспективе приоритетами Правительства РФ в области налоговой политики являются создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, поддержка инновационного развития экономики, снижение налоговой нагрузки для некоммерческого сектора. Снижение налоговой нагрузки возможно с помощью повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности налогов. Необходимо сократить затраты налогоплательщиков на выполнение установленных законом обязанностей. 
      Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. 
       Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки). 
 
       На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому законодательство о налогах и сборах будет динамично меняться. 
       В числе основных результатов реализации налоговой политики в 2008 г. можно назвать: 
1. совершенствование налога на доходы физических лиц; 
2. создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности; 
3. совершенствование порядка налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским организациям; 
4. улучшение качества налогового администрирования.

 

3.2. Пути оптимизации налоговых отношений  в Российской Федерации, оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты которой последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.

Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики, можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающей следующие положения.

Прежде всего - это формирование и последовательное развитие системы  налоговых методов стимулирования инвестиционной активности корпораций, предпринимателей и частных лиц. Причем перечень стимулируемых инвестиций должен включать все стадии научно-производственного цикла: от вложений в развитие производства до разнообразных форм налогового стимулирования финансирования фундаментальных исследований, различных форм мелкого и среднего бизнеса, обеспечивающего непрерывный процесс модернизации производства в целом, а также в сферу профессиональной подготовки кадров и повышения уровня их квалификации.

Задачу обеспечения достаточного объема средств для инвестиций должна выполнять политика либерализации подоходного обложения - последовательного снижения ставок налогов на доходы предпринимателей, сопровождаемая расширением налоговой базы при обложении корпораций, фирм и частных предпринимателей.

Решить проблему пополнения бюджета, несущего неизбежные потери в результате либерализации подоходного обложения, предназначается политике последовательного расширения сферы применения налогов на потребление, в частности НДС.

Важной тенденцией развития налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами должны стать налог на оплату труда в виде взносов в ФСС, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц. Наиболее важным направлением развития методики расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного обложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.

Рационально последовательное введение специальных акцизов на загрязняющие окружающую среду энергоносители и социально опасные виды товаров, расширение сферы действия и повышение ставок налогов на вредные выбросы. Главная цель введения этой группы налогов не фискальная, а регулирующая - они призваны обеспечить решение экологических и социальных проблем экономическими методами.

Специфика природно-географических и социально-экономических факторов национальной хозяйственной структуры при разработке модели налоговой системы России требует учитывать:

1.региональную дифференциацию производства, а также проблемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты;

2.необходимость поддержания внутренних цен на топлив-но-энергетические ресурсы, транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок;

3.необходимость формирования специальной системы налоговых стимулов для производства и экспорта высокотехнологичной отечественной продукции.

Развитие в современной  рыночной экономике таких явлений, как взаимозависимость национальных хозяйственных комплексов и интернационализация научно-технического развития производства, стимулирует процесс унификации налоговых ставок и гармонизации национальных налоговых систем России

Взаимосвязанная и согласованная  реализация данных направлений обложения и составляет основу концептуального подхода в политике государственного налогового регулирования российской экономики.

Весь мировой опыт регулирования  рыночной экономики подтверждает, что  слаженно действующий фискальный механизм, учитывающий максимум особенностей современного этапа развития общественного производства, создает атмосферу экономической и социальной стабильности в обществе, укрепляет уверенность правительства в том, что оно обладает материальной основой для выполнения своих обязательств, а общества - в том, что ему обеспечены законность и стабильное развитие.

 

Заключение

За последние годы в  сфере реформирования налогового законодательства достигнуты определенные позитивные результаты. В первую очередь это уменьшение ставок по основным налогам, а значит, и определенное снижение налогового бремени налогоплательщиков. Налоговая система упростилась благодаря отмене "оборотных" налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. 
         К результатам налогового реформирования, которые заслуживают положительной оценки, можно отнести и введение специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти действия тоже направлены на снижение налогового бремени налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.  
Тем не менее, приходится констатировать, что российская налоговая система по-прежнему несовершенна. Присущие ей недостатки все еще предоставляют недобросовестным налогоплательщикам значительные возможности уклоняться от уплаты налогов, стимулируют развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности. 
Нельзя еще сказать, что в полной мере стимулируются инвестиционная, инновационная и предпринимательская активность, расширение производства. Ведь налоговые механизмы, задействованные для достижения этих целей, используются недостаточно и имеют в основном фискальную направленность. 
         Отдельного внимания заслуживают нормативная база и сами процедуры налогообложения. Их сложность и неоднозначность, а также нестабильность влекут за собой большие затраты не только на ведение бухгалтерского и налогового учета, но и на содержание налоговых органов. Перманентная налоговая реформа приводит к тому, что налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства. 
Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяет развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала. 
Основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть стимулирование развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, понижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес. 
Снижение налогового бремени должно сопровождаться понижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов. 
Таким образом выделяются следующие приоритетные направления реформирования налоговой системы и проблемы, подлежащие решению: 
- активное налоговое стимулирование экономического и промышленного развития России; 
- достижение стабильности и сбалансированности налоговой системы; 
- обеспечение социальной справедливости налоговой системы; 
- ослабление общей налоговой нагрузки путем постепенного снижения ставок, введения дополнительных льгот по отдельным федеральным налогам (НДС, налогу на прибыль); 
- создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства; 
- усиление налогового стимулирования инновационных предприятий; 
- облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и т.д.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Российский экономический журнал
  3. Миляков М.В. «Налоги и налогообложение».- М.: Финансы , 2010 
  4. Дмитриева Н.Г. «Налоги и налогообложение в РФ».- М .:Феникс,2009 
  5. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и    статистика, 2009.
  6. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
  7. Экономика. Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 2009.
  8. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,      2009.
  9. Налоговое право России: Учебник / Под ред. И.И. Кучерова. – М.: Юр. Инфо Р., 2010 г.
  10. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. // Российский налоговый курьер – №4 – 2009 г.
  11. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста.-М.: Финансы. 2011
  12. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2010
  13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение – М: ИНФРА-М, 2009
  14. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 2008
  15. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность. -М.:Феникс,2010
  16. Шаталов С.Д. Опорные конструкции налоговых преобразований-М: Финансы,2009
  17. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2010

Информация о работе Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях