Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление особенностей развития российских налоговых отношений, изучение влияния сложившихся налоговых институтов на современные российские налоговые отношения с целью выработки приоритетных направлений налогового реформирования. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
-исследовать сущность налоговых категорий, принципы налогообложения, основные характеристики налоговой системы;
- выявить причины современных налоговых проблем, их связь со сложившимися налоговыми институтами России;
- предложить меры по преодолению негативных тенденций развития российских налоговых отношений.

Содержание работы

Введение
1.Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики……………………………………………………………………
1.Сущность, функции и принципы построения налогообложения….
2.Налоговая система Российской Федерации…………………………
3.Налоговая нагрузка как характеристика налоговых отношений…..
2.Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России…………………………………………………………………………
1.Показатели эффективности налоговой системы…………………….
2.Экономические и институциональные особенности российских налоговых отношений …………………………………………………
3.Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях……………………………………………………………………….
1.Тенденции современных налоговых отношений……………………..
2.Пути оптимизации налоговых отношений в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 84.19 Кб (Скачать файл)

План

Введение

  1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики……………………………………………………………………
    1. Сущность, функции и принципы построения налогообложения….
    2. Налоговая система Российской Федерации…………………………
    3. Налоговая нагрузка как характеристика налоговых отношений…..
  2. Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России…………………………………………………………………………
    1. Показатели эффективности налоговой системы…………………….
    2. Экономические и институциональные особенности российских налоговых отношений …………………………………………………
  3. Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях……………………………………………………………………….
    1. Тенденции современных налоговых отношений……………………..
    2. Пути оптимизации налоговых отношений  в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников 

Введение

Экономические реформы в России, связанные с формационными изменениями в стране, ставили целью установление рыночного хозяйства (взаимосвязанной системы рынков товаров, капитала, труда и пр.). Переход к рыночной экономике должен был осуществляться на основании классических принципов: макроэкономическая стабилизация, либерализация цен, частная собственность, приватизация государственных предприятий, становление экономики открытого типа с конвертированным рублем, ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Претворение в жизнь этих принципов  предполагает качественные преобразования экономических отношений. Изменение налоговых отношений -неотъемлемой части экономических отношений - является одним из наиважнейших направлений действующей реформы, так как с появлением частной собственности и изменением системы хозяйствования в стране регулирующее воздействие на экономические процессы, производство общественных товаров и осуществление социальной политики со стороны государства может осуществляться преимущественно с помощью действия налоговой системы.

В России процесс реформирования экономики был сопряжен с политическими, социальными преобразованиями в обществе, с необходимостью формирования новых институтов и потому шел медленно, со значительными экономическими и социальными издержками. Ошибки в принятии экономических решений неизбежно дублировались налоговыми просчетами. Результирующий вектор всех налоговых корректив в 90-ые годы XX века привел к неудовлетворительному функционированию налоговой системы, низкий уровень собираемости налогов стал представлять собой угрозу национальным интересам России в области экономики

Нынешний этап реформирования налоговой системы сопровождается поиском приемлемых вариантов повышения эффективности действия налогов. Спектр предложений ученых - экономистов широк, так как включает в себя наряду с проектами незначительных изменений в налоговых ставках идеи кардинального смещения налогового бремени, например, в сторону ресурсного обложения. Правительственный вариант налоговой реформы предусматривает снижение налогового бремени в результате уменьшения налоговых ставок, налоговых льгот и сокращения ряда налогов. Тип государственного устройства, экономический базис, надстройка, в том числе, сложившиеся неформальные институты, исторический опыт нации влияют на формирование национальных налоговых систем и налоговых отношений, в связи с чем последние сохраняют свою индивидуальность несмотря на международную, европейскую унификацию многих хозяйственных, учетных систем и процессов.

В период значительных экономических  преобразований, сопровождающихся частыми изменениями налоговых форм, знание национальных налоговых особенностей, закрепившихся в виде налоговых традиций, привычек, правил, то есть институциональных отношений, помогает различить переходящие и устойчивые черты налоговых отношений и выбрать приоритеты налогового реформирования. Исследованию особенностей развития российских налоговых отношений, их места, их роли в процессе реформирования экономики и возможностей их совершенствования в целях повышения эффективности действия налоговой системы в целом посвящена данная курсовая работа.

Целью данного исследования является выявление особенностей развития российских налоговых отношений, изучение влияния сложившихся налоговых институтов на современные российские налоговые отношения с целью выработки приоритетных направлений налогового реформирования. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

-исследовать сущность налоговых категорий, принципы налогообложения, основные характеристики налоговой системы;

- выявить причины современных  налоговых проблем, их связь  со сложившимися налоговыми институтами России;

- предложить меры по преодолению  негативных тенденций развития  российских налоговых отношений. 

Объект исследования курсовой работы - налоговые отношения в экономической структуре общества.

Предметом исследования является налогообложение как основополагающая часть налоговых отношений в процессе своего формирования и развития.

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные  положения теории общественного  воспроизводства, институционализма, общей и частных теорий налогов, исследования налогового бремени, его избыточности и переложения, а также установленные принципы налогообложения.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования основных положений и выводов для следующих целей:

- совершенствование налоговых  отношений и укрепление налоговых  институтов;

- гармонизация влияния всех  факторов, учитываемых при построении  эффективной налоговой системы. 

1. Налогообложение - один  из важнейших факторов развития  рыночной экономики

1.1. Сущность, функции и  принципы построения налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую.

Финансово-бюджетная система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной частью финансово-бюджетной системы являются налоги.Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории РФ. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существую государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических  позиций налоги как установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и  финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом. Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая. Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Важнейшие функции налогов:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция),

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль. Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

  1. объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
  2. субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  3. источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);
  4. ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1.«Кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налогодифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

2. На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится  к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит  роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют  в хозяйственном механизме?

Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ранее. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Информация о работе Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях