Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выявление особенностей развития российских налоговых отношений, изучение влияния сложившихся налоговых институтов на современные российские налоговые отношения с целью выработки приоритетных направлений налогового реформирования. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
-исследовать сущность налоговых категорий, принципы налогообложения, основные характеристики налоговой системы;
- выявить причины современных налоговых проблем, их связь со сложившимися налоговыми институтами России;
- предложить меры по преодолению негативных тенденций развития российских налоговых отношений.

Содержание работы

Введение
1.Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики……………………………………………………………………
1.Сущность, функции и принципы построения налогообложения….
2.Налоговая система Российской Федерации…………………………
3.Налоговая нагрузка как характеристика налоговых отношений…..
2.Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России…………………………………………………………………………
1.Показатели эффективности налоговой системы…………………….
2.Экономические и институциональные особенности российских налоговых отношений …………………………………………………
3.Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях……………………………………………………………………….
1.Тенденции современных налоговых отношений……………………..
2.Пути оптимизации налоговых отношений в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 84.19 Кб (Скачать файл)

2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к  минимуму методы административного  подчинения предпринимателей.

Таким образом, развитие рыночной экономики ригулируестся финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности.  Но  главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации,

Систему налогообложения  можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской  деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут  вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены  и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также  наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

Сейчас в России действует  почти четыре десятка налогов  и сборов, не считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание  временем, но в целом нынешняя система  налогообложения наиболее близка к принятой на Западе. Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

Основы функционирования национальной системы налогообложения  следует рассматривать в зависимости  от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройкой  в переходный к рынку период. При  этом особое место в создании налогообложения  рыночного типа занимают принципы ее построения. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для  налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1.Уровень  налоговой   ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2.Необходимо прилагать  все усилия,  чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо.  Примером  осуществления этого  принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота,  где обложение  оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Система  и  процедура   выплаты  налогов должны быть  простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и  экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.Налоговая система должна  быть гибкой и легко  адаптируемой  к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям.

6.Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

  Этими принципами  должно руководствоваться любое  государство при построении налоговой  системы, так как они обеспечивают  выполнение всех функций налогов.  Однако при создании налоговой  системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:    

1.Приоритетное направление  по налоговым изъятиям приходится  на обложение хозяйствующих субъектов  (юридических лиц). В условиях  рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

2.Достаточно высокий удельный  вес по сравнению с зарубежными  странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

3.Создание разветвлённой  системы федеральной Госналогслужбы  РФ снизу доверху, непосредственное  подчинение входящих в неё  нижестоящих структур вышестоящим,  главной задачей которых является  обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4.Наличие широкого перечня  разнообразных льгот, преимущественно  направленных на стимулирование  производства.

5.Разработаны и утверждены  жёсткие санкции за различные  нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной  и уголовной ответственности. 

6.Установлена обязательность  постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

7.Определена первоочерёдность  направления имеющихся у предприятий  на счетах средств на уплату  налогов по сравнению с остальными  расходами предприятия. 

Для налогоплательщиков предусмотрена  возможность получения по их просьбе  отсрочек и рассрочек платежей в  пределах текущего года, а также  финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству  и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

 

 

1.2. Налоговая система  Российской Федерации

Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также  регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение  физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в их ответственности за налоговые правонарушения, а также в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

Отметим наиболее значительные из этих изменений.Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней системы в нее было включено значительно большее число платежей. Но в настоящее время в налоговой системе явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая  и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно.

При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Разнообразились и выросли  численно налоги с населения, увеличились  их поступления в государственную  казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность.Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие.

В связи с появлением в  финансовой системе России новых  звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды – дорожные, экологические и другие.

Установлен ряд налогов  в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие).

Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации  и местные. Они находятся в  распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

Механизм системы налогообложения, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей в стане, и будет проверен временем. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны.

 

1.3. Налоговая нагрузка  как характеристика налоговых  отношений

Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой  системы - это проблема налоговой  нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Нуждается в уточнении  и само понятие «налоговая нагрузка». Одно из мнений заключается в том, что это комплексная характеристика, которая включает:

1. количество налогов и других обязательных платежей;

2. структуру налогов;

3. механизм взимания налогов;

4. показатель налоговой нагрузки на предприятие.

При оценке количества налоговых  платежей необходимо отметить, что  в настоящее время их насчитывается  более 100. Реальное количество налогов, перечисленных в Налоговом кодексе, приближается к 50. Но также рассматривается перспектива дальнейшего сужения круга налогов до 10- 8 федеральных, 1 регионального и 1 местного.

Для характеристики налоговой  нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Это налоги уплачиваемые, как отчисления от оборота и имущественные налоги. В Налоговом кодексе некоторые из этих налогов прекращают свое существование (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, сбор на нужды образовательных учреждений и др.), но резко возрастает роль еще более трудных «имущественных» налогов.

Налоговая нагрузка на предприятие  в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Так в условиях непрекращающегося  платежного кризиса в РФ очень болезненным оказался переход к международной практике определения реализованной продукции по факту ее отгрузки покупателю. Эта практика, несомненно, ужесточает налоговый режим.

Но все дискуссии о  налоговой нагрузке на предприятия  останутся беспредметными до тех  пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета  сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Информация о работе Формирование эффективных налоговых отношений в современных условиях