Фискальная значимость акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических вопросов и исследовании практики налогового администрования косвенного налогообложения в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность налогового администрования;
- изучить российский и зарубежный опыт косвенного налогообложения;
- исследовать методику расчета основных косвенных налогов России;
- провести анализ акциза как подвид косвенного налогообложения

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы налогового администрирования косвенного налогообложения
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения
1.2 Косвенные налоги
1.3 Понятие налогового администрирования
Глава 2 Фискальная значимость акцизов
2.1 Акцизы как вид косвенных налогов
2.2 Ставки акцизов и определение налоговой базы
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоговое администрирование.docx

— 54.07 Кб (Скачать файл)

-возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету подлежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам.

Пример 1. Например, для производства водки организация использовала этиловый спирт из пищевого сырья, приобретенный  и оплаченный ею с учетом предъявленной  продавцом суммы акциза. Ставки акциза но этиловому спирту и водке установлены в расчете на 1 л безводного этилового спирта, т. е. на общую единицу измерения налоговой базы но обоим товарам. В этом случае имеется основание для применения налогового вычета на сумму акциза, уплаченную по приобретенному этиловому спирту, использованному для производства водки.

Начисленная сумма акциза уменьшается также на величину авансового платежа, осуществляемого в связи  с приобретением акцизных или  специальных федеральных и региональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке. Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов  по подакцизным товарам (за исключением  нефтепродуктов), состоят в следующем:

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям при реализации подакцизных  товаров, либо на основании документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России [8, с.86].

Вычетам у налогоплательщиков подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные на территории РФ продавцам  подакцизных товаров или таможенным органам при ввозе подакцизных  товаров из-за рубежа.

При оплате подакцизных товаров, использованных в качестве сырья  для производства других подакцизных  товаров, третьими лицами налоговые  вычеты производятся, если в расчетных  документах указано наименование организации, за которую произведена оплата. При  этом размеры указанных налоговых  вычетов определяются исходя из стоимости  приобретенных подакцизных товаров, фактически включенных в качестве основного  сырья в расходы по производству другой подакцизной продукции, учитываемые  при исчислении налога на прибыль [7, с.21].

Вычеты суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, осуществляются при  наличии у продавца виноматериалов платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты им приобретенного для указанной цели этилового спирта по цене с акцизом. Данный вычет производится в пределах норматива, исчисляемого по формуле:

С = (А х JO/100%) х О,

где С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина; А — налоговая ставка за 1 л безводного этилового спирта; К — крепость вина; О — объем реализованного вина. Сумма акциза, превышающая величину, исчисленную по указанной формуле, относится на уменьшение доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль.

Пример 2. Организация израсходовала  в пересчете на 100%-ный этиловый спирт 4 тыс. л этилового спирта, приобретенного в составе виноматериалов для  производства вина, и произвела и  реализовала 18 тыс. л вина с содержанием 20% этилового спирта в 1 л. Поставщик  виноматериалов приобрел для их изготовления этиловый спирт по цене с акцизом. Ставка акциза по этиловому спирту из всех видов сырья — 19 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза, уплаченная за 4 тыс. л безводного этилового спирта, составляет: 19 руб. 50 коп. х 4000 = 78 000 руб.

Сумма принимаемого налогового вычета акциза по приобретенному этиловому  спирту, использованному для производства вина: (19 руб. 50 коп. х 20%) / 100% х 18 000 = 70 200 руб.

Сумма, подлежащая отнесению  на уменьшение доходов организации  — производителя вина, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль: 78 000 - 70 200 = 7800 руб.

Исчисление суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет по операциям  с нефтепродуктами, также производится с учетом налоговых вычетов. Они  предоставляются налогоплательщику  — продавцу нефтепродуктов, имеющему свидетельство на их производство, оптовую либо оптово-розничную реализацию при продаже нефтепродуктов покупателю — налогоплательщику акциза, имеющему свидетельство. Вычет производится в сумме акциза, начисленного по облагаемым операциям, приходящейся на объем реализованных нефтепродуктов. При этом налогоплательщик — продавец нефтепродуктов обязан представить налоговому органу соответствующее документальное подтверждение для использования права на применение указанного налогового вычета.

Пример 3. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет. Нефтеперерабатывающий  завод имеет свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов. За истекший налоговый период он произвел следующие облагаемые операции в отношении автомобильного бензина марки АИ-92: а) оприходовал бензин, произведенный из собственного сырья, — 30 тыс. т; б) осуществил передачу бензина, произведенного из давальческого сырья его собственнику, не имеющему свидетельства, — 10 тыс. т; в) оприходовал бензин, полученный в счет оплаты услуг по его производству из давальческого сырья, — 500 т.

Налоговая база по указанному виду бензина: 30 000 + 10 000 + 500 = 40 500 т.

Продано бензина за истекший налоговый период: а) покупателю-налогоплательщику, имеющему свидетельство на оптово-розничную  реализацию, — 37 тыс. т; б) покупателю-налогоплательщику, не имеющему свидетельства, — 2700 т. Ставка акциза, применяемая с 1.01.2005 г., — 3629 руб. за 1 т.

Сумма акциза, начисленная  исходя из налоговой базы: 40 500 х 3629 = = 14 697 450 руб.

Сумма налогового вычета: 37 000 х 3629 = 13 427 300 руб.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет: 14 697 450 — 13 427 300 = = 1270 150 руб.

Суммы акциза, начисленные  налогоплательщиками, имеющими свидетельство  на розничную реализацию нефтепродуктов, в части, приходящейся на объемы реализованных  нефтепродуктов, налоговому вычету не подлежат. Налоговые вычеты, уменьшающие  суммы начисленного акциза, применяются  также при использовании произведенных  подакцизных нефтепродуктов в качестве сырья в производстве других подакцизных  нефтепродуктов, в том числе посредством  розлива или смешения. Факты передачи нефтепродуктов в производство для  указанной цели должны быть подтверждены документально [7, с.25].

Сумма налоговых вычетов  в отдельные налоговые периоды  может превышать общую сумму  акцизов, исчисленную исходя из сложившейся  налоговой базы. В связи с этим уплаты акцизов не происходит. Образующаяся сумма превышения налоговых вычетов  подлежит возмещению налогоплательщику  путем зачета в счет уплаты налогов  и сборов, пени, недоимки, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих  налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а  по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с  таможенными органами. По истечении  трех налоговых периодов, следующих  за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение приведем определение  налога, данное в части I Налогового кодекса РФ, в котором под налогом  понимается «обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Исторически в теории налогов  сложились три основные концепции  подразделения их на прямые и косвенные.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно  между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения  в российской налоговой системе  могут служить такие налоги, как  налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль, налоги на имущество как  юридических, так и физических лиц  и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные  налоги непосредственно связаны  с той деятельностью, которой  занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко  называют налогами на потребление. Таким  образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить  НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства  с точки зрения их взимания, но также  и достаточно сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для  государства эти налоги имеют  еще и потому, что их поступление  в казну напрямую не связано с  финансово-хозяйственной деятельностью  субъекта налогообложения и фискальный эффект достигаетсяв условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное налогообложение  обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких  темпов инфляции. Кроме того, косвенные  налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как  бы незаметны для него.

Таким образом, резюмируя  материал исследования, можно констатировать важнейшее отличие прямых налогов  от косвенных. Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

Соотношение прямых и косвенных  налогов в различных странах  зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах высокоразвитых стран преобладающее значение имеют  прямые налоги. В странах же с  неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

В заключение необходимо отметить, что совершенствование содержания гл. 22 «Акцизы» НК РФ в процессе проведения современной налоговой реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему  повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации, что имеет важное значение для полного использования государством фискального потенциала этого налога. По-видимому, фискальные возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс РФ. Часть II (с изменениями и дополнениями  по состоянию на 01.01.2005 г.). Глава  22 «Акцизы».

2.Федеральный закон «О  государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции» от22.11.1995 г. № 171-ФЗ (в редакции федеральных законов  от 7.01.1999 г. 
№ 18-ФЗ; от 29.12.2001 г. № 186-ФЗ).

3.Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесении  изменений в Бюджетный кодекс  РФ в части регулирования межбюджетных  отношений».

4.Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном  бюджете на2005 год».

5.Федеральный закон от 28.07.2004 г. № 86-ФЗ «О внесении  изменений в гл. 22 ч. II Налогового  кодекса РФ».

6.Налоговый кодекс Российской  Федерации.

7.Бюджетный кодекс Российской  Федерации.

8.Бетин О.И. Бюджетная  система в России: проблемы регулирования  и управления. - М.: Изд-во Московского  государственного университета, 1999.

9.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002.

10.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 1999.

11.Вопросы теории и  практики исчисления и взимания  налогов: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Павловой. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1995.

12Гончаренко Л.И., Грушина  Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения:  Учеб. пособие. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.

13.Горский И.В. Налоги  в рыночной экономике. - М.: Анкил, 1992.

14.Караваева И. В., Архипкин  И. В. Косвенное налогообложение  в России начала XX века: этапы  трансформации // Финансы. 2001. № 8.

15.Князев В.Г., Пансков  В.Г. Налоговая система России: Учеб. пособие. - М.: Российская экономическая академия, 1999.

16.Кугаенко А.А., Белянин  М.П. Теория налогообложения. - М.: Вузовская книга, 1999.

17. Кудряшова Е.В. Вопросы  техники обложения косвенными  налогами // Налоги (газета). – 2006. - №20. 
18. Кудряшова Е.В. Понятие "косвенные налоги" в нормативных документах и практике // Налоговый вестник. – 2006. - №3. 
19. Кучеров И.И. Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде // Налоговый вестник. 2002. N 12. 
20.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002.

21.Налоги в условиях  экономической интеграции / Под ред. B.C. Барда, Л.П. Павловой. - М.: Кнорус, 2004.

22.Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублев-ской. - СПб.: Питер, 2000.

23.Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2003.

24.Налоги и налогообложение:  Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 1998.

25.Налоговая политика  России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003.

26.Налоговая система зарубежных  стран / Под ред. В.Г. Князева. - М.: ЮНИТИ, 1997.

27.Окунева Л.П. Налоги  и налогообложение в России: Учебник. - М.: Фин-статинформ, 1996.

28.Пансков В.Г. Комментарий  к Налоговому кодексу Российской  Федерации. 4-е изд. с изм. и  доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

29.Пансков В.Г. Российская  система налогообложения: проблемы  развития. -М.: МЦФЭР, 2003.

Информация о работе Фискальная значимость акцизов