Фискальная значимость акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических вопросов и исследовании практики налогового администрования косвенного налогообложения в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность налогового администрования;
- изучить российский и зарубежный опыт косвенного налогообложения;
- исследовать методику расчета основных косвенных налогов России;
- провести анализ акциза как подвид косвенного налогообложения

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы налогового администрирования косвенного налогообложения
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения
1.2 Косвенные налоги
1.3 Понятие налогового администрирования
Глава 2 Фискальная значимость акцизов
2.1 Акцизы как вид косвенных налогов
2.2 Ставки акцизов и определение налоговой базы
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

налоговое администрирование.docx

— 54.07 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1 Теоретические основы налогового администрирования косвенного налогообложения

1.1 Сущность налогов и  принципы налогообложения

1.2 Косвенные налоги

1.3 Понятие налогового  администрирования

Глава 2 Фискальная значимость акцизов

2.1 Акцизы как вид косвенных  налогов

2.2 Ставки акцизов и  определение налоговой базы

2.3 Порядок исчисления  и уплаты акцизов

Заключение

Список литературы 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Косвенные  налоги издавна были органичной частью финансового хозяйства любого государства. За время своего существования косвенное  налогообложение переживало расцветы и кризисы, взлеты и падения. В XX в. ряд государств перешли от обложения  косвенными налогами отдельных товаров  к универсальным объектам обложения. Косвенное налогообложение распространилось практически на все обменные операции, включая торговлю услугами. После периода упадка косвенного налогообложения в связи с введением подоходного налога, который продлился с конца XIX в. до середины XX в., косвенные налоги вновь стали играть значительную роль в налоговых системах отдельных государств и в международной торговле. Введение в Европейском союзе (ЕС) налога на добавленную стоимость и его стремительное распространение в мире можно назвать одним из крупнейших событий в международной экономике и в современной финансовой науке.

Косвенные налоги тесным образом  связаны с международной торговлей, регулирование которой на современном  этапе во многом определяется нормами  документов Всемирной торговой организации (ВТО). Построение отношений между  Россией и ее торговыми партнерами, которые являются участниками ВТО, требует разработки проблемы косвенных  налогов на более высоком теоретическом  уровне. Значение исследований в области  косвенных налогов и в особенности  международных аспектов косвенного налогообложения будет возрастать с усилением влияния ВТО на мировую торговлю и с расширением  международных связей России. Немаловажную роль сыграют теоретические исследования в области косвенных налогов  в процессе налогового администрирования.

В последнее время вопросам налогового администрирования уделяется  большое внимание. Следствием кропотливой  работы стало принятие Федерального закона от 27.07.06 N 37-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в  связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Цель курсовой работы заключается  в изучении теоретических вопросов и исследовании практики налогового администрования косвенного налогообложения  в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- раскрыть понятие и  сущность налогового администрования; 
- изучить российский и зарубежный опыт косвенного налогообложения; 
- исследовать методику расчета основных косвенных налогов России; 
- провести анализ акциза как подвид косвенного налогообложения

Объектом исследования выступает  налоговое администрирование косвенного налогообложения.

Предмет курсовой работы составляют налоговое администрирование в  сфере определения и исчисления косвенных налогов, в частности  акцизов.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

Глава 1 Теоретические  основы налогового администрирования  косвенного налогообложения 

 

1.1 Сущность налогов  и принципы налогообложения 

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических  процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система  охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

Налоги возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху  становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало  усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства [5, с.56].

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:    

-работники, своим трудом  создающие материальные и нематериальные  блага и получающие определенный  доход;

-хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие  в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Экономическое  содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе  и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его русский последователь  Н. И. Тургенев, должны давать «средства  к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и  подвижности налогов (налог может  быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями  государства), выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения, однократности  обложения [33, с.26].

Перечисленные принципы налогообложения  учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным пре 
образованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря Ms 2118-1. Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта  налогообложения является валовой  внутренний продукт (ВВП).

Суммы налогов поступают  только в бюджетный фонд, в котором  обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак  позволяет отличить их от сборов (целевой  сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных  учреждений, курортный сбор). Важный отличительный признак налогов  — безвозвратность и безвозмездность, т. е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при  этом не получает ничего взамен: ни права  участия в каких-либо хозяйственных  операциях, ни права пользования  материальными и нематериальными  объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров) ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов [21, с.54].

Взносы в государственные  внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) никоим образом не относятся к  налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Они (взносы) носят  целевой и возвратный характер и  при этом не в обязательном порядке  поступают в бюджетный фонд. Поэтому введенный в июле 2000 г. термин «единый социальный налог» представляется нам теоретически необоснованным, не говоря уже о том, что его «единство» достаточно условно, так как уже на уровне организаций этот налог «расщепляется» по нескольким направлениям, т. е. «единый налог» требует выписки четырех платежных поручений в соответствующие внебюджетные фонды и федеральный бюджет (01.01.2002).

В заключение приведем определение  налога, данное в части I Налогового кодекса РФ, в котором под налогом  понимается «обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового  обеспечения деятельности государства  и муниципальных образований».

1.2 Косвенные налоги

Классификации налогов помогают составить более полное представление  об изучаемом предмете. Следует отметить, что они носят условный характер и в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют  тот или иной срез, так как все  без исключения налоги в различной  степени влияют на все стороны  хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают  комплексное воздействие на экономику. Обилие классификаций убедительно  доказывает, что невозможно выделить один критерий, по которому налоги можно  было бы отнести к той или иной группе. Границы деления подвижны, поэтому при разграничении налогов  имеется в виду их доминирующее влияние  на какую-либо из групп экономических показателей.

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности. (В Римской империи взимались и налог с наследства, и налог с оборота.) [22, с.35].

Одна из первых классификаций  налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться «прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными). А. Смит исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал) добавил к числу прямых налогов (с доходом землевладельцев) еще два - налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак - разделение налогов на прямые и косвенные.

Исторически в теории налогов  сложились три основные концепции  подразделения их на прямые и косвенные. Сторонники первой считают, что примером такого деления является теоретическая возможность переложения налогов с номинального плательщика на конечного потребителя. В теории налогов дискуссии по этому вопросу занимают одно из центральных мест, поскольку переложение в значительной степени влияет на реальное распределение налогового бремени. Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя или потребителя) и не могут быть переложены путем включения в продажные цены товаров, остальные же налоги относятся к косвенным. Это является лишь теоретическим предположением, ибо на практике может происходить иное [36, с.74].

Иногда действительно  очень сложно выявить конечного  плательщика, и в целом ряде случаев  законодатель, сознательно устанавливая налог, предполагает его переложение (налоги с оборота, акцизы). Как правило, законодатель всегда стоит перед  выбором формы налогообложения, ибо здесь необходимо оценить  все плюсы и минусы различных  форм. Прежде всего при введении того или иного налога исходят  из тактических и стратегических целей государства, учитывают уровень  социально-экономического развития страны и фискального аппарата. Так, введение косвенных налогов предполагает организационную программу взимания, но при этом слишком высоки затраты  по контролю; введение прямых налогов  сопряжено с высокими затратами  по их учету и (относительно косвенных  налогов) невысокими административными  издержками по контролю. Общепризнанным является то, что взимание косвенных  налогов менее болезненно и «незаметно»  для плательщиков; кроме того, система  косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции. В частности, А. А. Соколов аргументированно доказал  несостоятельность критерия переложения  налогов, который был положен  учеными в основу классификации  всех налогов [5, с.46].

Мы отмечали, что чем  выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес  в общей сумме налоговых поступлений  занимают прямые налоги. В налоговых  системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей  сумме налоговых поступлений. В  целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов  граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к  Дании (59,9% в общем объеме налоговых  поступлений), Австралии (55,6%), Финляндии (41,5%), США (42,2%). Удельный вес доходов  от обложения товаров и услуг  достаточно высок в странах, отличающихся, как правило, умеренным уровнем  экономического развития (Греция — 44,6%; Португалия — 42% в общей сумме  налоговых поступлений).

Ряд исследователей доказывают, что прямые налоги всегда увязаны  с доходом налогоплательщика (взимаются  посредством именных списков  и кадастров), а косвенные имеют  отношение к ценам на потребление  и связаны только с продажей товаров (как правило, налоги на товары и  услуги). Сторонники третьего направления  утверждают, что прямые налоги связаны  непосредственно с характеристикой  плательщика и взимаются с  его дохода или собственности, а  косвенные — с той деятельности, которой он занимается. При этом косвенные налоги определяются опосредованным путем исходя из размеров расходов плательщика. Несмотря на различные подходы к рассмотрению деления налогов на прямые и косвенные, общим для них является установление окончательного плательщика налога [5, с.56].

Информация о работе Фискальная значимость акцизов