Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических вопросов и исследовании практики налогового администрования косвенного налогообложения в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность налогового администрования;
- изучить российский и зарубежный опыт косвенного налогообложения;
- исследовать методику расчета основных косвенных налогов России;
- провести анализ акциза как подвид косвенного налогообложения
Введение
Глава 1 Теоретические основы налогового администрирования косвенного налогообложения
1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения
1.2 Косвенные налоги
1.3 Понятие налогового администрирования
Глава 2 Фискальная значимость акцизов
2.1 Акцизы как вид косвенных налогов
2.2 Ставки акцизов и определение налоговой базы
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов
Заключение
Список литературы
Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что:
во-первых, при определенных
условиях косвенный налог может
превратить
ся в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль
на монопольном рынке через механизм цен
принимает черты косвенного обложения);
во-вторых, окончательное распределение налогового бремени является лишь допущением, так как степень переноса не равна нулю в случае с прямыми налогами, не 100% в случае с косвенными налогами (безусловно, в этом есть рациональное зерно, но от этого классическое понимание косвенных налогов не изменяется).
Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения) вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в таксономии [15, с.22].
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги в мировой практике налогообложения представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений и др.
Косвенные налоги, как уже отмечалось, — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины. Косвенные налоги имеют длительную историю. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, полуфабрикатам, готовой продукции, мощности оборудования) и универсальные. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость [8, с.43].
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию, государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета.
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины, которые классифицируются по четырем признакам: происхождению, целям, характеру взимания, характеру отношений.
По происхождению таможенные пошлины делятся на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные). По целям различают восемь видов таможенных пошлин: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, искриминационные, преференциальные и статистические. По характеру взимания (по ставкам) различают специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины [4, с.25].
По характеру отношений пошлины делятся на конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина — вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки.
Выделяют также возвратные
и дифференциальные таможенные пошлины.
Таможенная пошлина возвратная —
сумма ввозных таможенных пошлин,
подлежащая возврату при вывозе продукции,
полученной в результате переработки
ввезенного товара; она применяется
как способ повышения
1.3 Понятие налогового администрирования
Исходя из значения понятий
"администрирование", "управление"
руководство чем-нибудь - можно кратко
определить, что налоговое
Исходя из подходов законодателя к определению понятия "налоговый контроль", вводимого в ст. 82 НК РФ, можно предположить, что налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций по взиманию налогов и сборов, проведению мероприятий налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений [14, с.21].
Система управления налогообложением
в РФ представляет собой единую централизованную
систему, построенную по многоуровневому
иерархическому принципу: инспекции
федерального, межрегионального, регионального,
межрайонного и районного уровней;
при этом каждый уровень имеет
свои функции и специфику. Центральным
органом управления налогообложением
в России после проведения административной
реформы является Министерство финансов
РФ. Министерство финансов осуществляет
общее руководство
Министерству финансов РФ
подчинены службы, непосредственно
занимающиеся налоговым администрированием,
налоговым контролем, учетом и зачислением
налоговых платежей в бюджет. К
ним относятся следующие
Таким образом, к началу 2005 г. сформировалась система институтов налогового администрирования.
Функции собственно сбора
налогов и налогового администрирования
возложены на Федеральную налоговую
службу. Состав и структура системы
управления налогообложением РФ соответствуют
в целом административно-
Управление налоговым механизмом в национальных налоговых системах осуществляется путем организации налоговых администраций: налоговых органов, обеспечивающих контроль за исполнением налогового законодательства. В мировой практике в системе органов государственной власти выделяются специальные органы, в чьи функции входит создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета [16, с.24].
Формирование фискальной политики в большинстве стран возложено на органы исполнительной власти, управляющие государственными доходами или финансами в целом. Они могут иметь различные названия (Министерство финансов, Департамент финансов, Министерство государственных доходов) и выполнять также и другие функции. Значимость контроля за государственными доходами привела к выделению в системе налогового администрирования самостоятельных налоговых органов, непосредственно осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль за их поступлением в бюджет. Названия налоговых органов также различаются в отдельных государствах.
В таблице представлен перечень названий налоговых органов в развитых государствах мира и странах СНГ [7, с.52].
В мировой практике существуют
различные варианты организации
налоговых органов и их подчинения:
в одних государствах они обладают
самостоятельным статусом, в других
подчинены финансовому органу. Структуры
налоговых администраций
Таблица 1.
Государство |
Наименование налогового органа |
Участник СНГ |
|
Азербайджанская Республика |
Министерство по налогам Азербайджанской Республики |
Республика Беларусь |
Министерство Республики Беларусь по налогам и сборам |
Республика Казахстан |
Министерство госдоходов Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Государственная налоговая
инспекция при Минфине |
Республика Узбекистан |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан |
Украина |
Государственная налоговая администрация Украины |
Прочие |
|
Австралия |
Австралийское налоговое управление Australian Taxation Office |
Великобритания |
Налоговая служба Великобритании Inland Revenue |
Дания |
Центральная таможенная и налоговая администрацияTold Skat |
Израиль |
Министерство финансов Израиля Ministry of Finance |
Испания |
Налоговое агентство Испании Agencia Tributaria |
Канада |
Таможенное и налоговое агентство Канады Customs and Revenue Agency |
США |
Служба внутренних доходов США Internal Revenue Service |
Франция |
Главное налоговое управление Франции |
Швеция |
Государственное налоговое управление Швеции National Tax Board |
Во всем мире организационная структура налоговых ведомств, как правило, зависит от вида налога, административной функции или типа налогоплательщика. Большинство налоговых ведомств тяготеют к какому-либо одному типу структуры больше, чем к другим, тем не менее некоторые сочетают несколько типов. Различают три основных типа организационной структуры налоговых органов.
По виду налога. Одна из старейших
и наиболее распространенных организационных
структур - это налоговая модель.
Для управления тем или иным видом
налога создаются отдельные
По функции. Персонал распределяется
в соответствии с основными функциями
или направлениями деятельности
организации. В отношении налоговых
ведомств типичным применением данной
модели является учреждение отдельного
департамента для осуществления
каждой из основных административных
функций (обработка налоговых
По типу налогоплательщиков. Эта структура ориентируется на клиента. Служащих распределяют по отделам, которые занимаются определенными группами клиентов. В последние годы как в государственном, так и в частном секторе возросла популярность таких организационных структур. Некоторые налоговые ведомства внедрили данную модель, распределив своих служащих по департаментам, оказывающим полный спектр административных услуг отдельным группам налогоплательщиков. Нередко разделение на группы происходит исходя из масштаба деятельности налогоплательщика, формы собственности или сектора экономики. В отдельных государствах налоговые администрации выполняют также правоохранительную функцию, поэтому в их структуры включены подразделения налоговых расследований.
Глава 2 Фискальная значимость акцизов
2.1 Виды подакцизных товаров
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.
В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения.2 Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как препятствует дальнейшему развитию инфляционных процессов [7, с.16].