Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В отличие от крупного, малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость, внедряет передовые достижения. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий, создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации. Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего. Малый бизнес обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....….
Глава 1. Характеристика малого предпринимательства…..….…..…
1.1. Понятие малого предприятия……………………………………....…..
1.2. Сферы деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………………………….…
1.3. Значение малого предпринимательства…………………………..…..
1.4. Взаимодействие малого бизнеса с государством…………………….
1.5. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….…….
Глава 2. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства…………………………….…
2.1. Характеристика Упрощенной системы налогообложения………......
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов…………….....
2.3. Учет основных средств и нематериальных активов……………….....
2.4. Формирование отчетности…………………………………………......
2.5. Основные достоинства и недостатки УСН…………………………....
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Налогообложение малого бизнеса.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Малые предприятия в  борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В 90-е годы стабильно  росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.2005 г. в России насчитывалось 953,1 тыс. малых предприятий, на которых было занято 7,8 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве. В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.

 

    1. Взаимодействие малого бизнеса с государством.

Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет большое значение для экономики России.

Важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса.

Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:

  • создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

  1. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  2. Проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
  3. Организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4. Подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5. Оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.  

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система государственных заказов. Еще один элемент выверенной политики по версии МЭРТа – это создание бизнес-инкубаторов, оказание различных консультационных услуг малым компаниям.

Поддержка малого предпринимательства должна осуществляться, прежде всего, на региональном уровне, которая может включать прямое финансовое, субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот по местному налогообложению, передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора; участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное обеспечение дефицитными сырьем и материалами; упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности; юридический и экономический льготный консалтинг; обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение  федеральной политики в области  государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Он взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

 

 Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов. У государства достаточных средств для этого нет, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг).

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2004г. составили 94,0 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2003г. на 57,5%. Их величина превысила уровень кризисного 1998г. почти в 5 раз. С поправкой на индекс-дефлятор валового накопления основного капитала (т.е. за вычетом инфляции) прирост инвестиций в малые предприятия России составил в 2004г. более 42% против 6,5% в 2003г. В целом за 1998-2004 годы инвестиции в малые предприятия России выросли с поправкой на инфляцию в 2,7 раза.

В прошлом году на малых предприятиях резко замедлились инвестиции в основной капитал. В целом по стране темпы роста инвестиций снизились с 40,8% в 2004 году до 15,6% в 2005-м. Только в двух федеральных округах (Центральном и Южном) темпы роста практически не изменились, а в остальных существенно замедлились.

Большинство инвестиций, которые поступают в основной капитал малых предприятий, направляются в обрабатывающий сектор (23,6% всей суммы), оптовую и розничную торговлю (21,3%), операции с недвижимостью (20,9%), а также в строительство (19,6%).

Важной задачей является создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала.

Особый вклад вносит милиция, особенно отделы по борьбе с экономическими преступлениями, которые до сих пор обладают правом контролировать качество продукции на потребительском рынке и часто этим злоупотребляют. Как заявил на заседании правительства президент организации малого бизнеса ОПОРА Сергей Борисов, в 2004 году доля жалоб на милицию в бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей ОПОРЫ составляла около 6%, в 2005-м – 16%.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является  налоговая политика государства. Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов.

Политика государственной  поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти. 

 

 

1.5. Перспективы развития малого бизнеса в России.

На 1 января 2006 года зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц–субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран. С 1999 по 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс., или на 11,2%. С 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика: количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%.

Малый бизнес особо адаптирован к регионам, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций.

       Малые  предпринимательские структуры  располагают реальными средствами  для создания основных и оборотных  фондов, обеспечивающих стартовые  условия маломасштабного промышленного  производства. Наличие таких средств позволяет структурам перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализации промышленных проектов. Действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей.

Согласно российскому  законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/6 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной  программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Учитывая общее состояние  российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг, например, при помощи лизингового кредита, лизинга недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса является частное или спонсорское финансирование, совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов.

Коммерческие банки  могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства, а также мощь и влияние крупных предприятий.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды.

Большую роль в организации  финансирования малого бизнеса в регионах играют общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита.

В стране принимаются  целевые  программы, создаются специализированные  государственные и муниципальные  организации по развитию малого и среднего предпринимательства, центры и агентства по их развитию, бизнес-инкубаторы, палаты ремесел, центры субконтрактации, маркетинговые и учебно-деловые центры, фонды поддержки и финансирования, системы  кредитования и страхования, специализированные лизинговые компании, микрофинансовые организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Этим самым в стране создаются условия, стимулирующие граждан  к самостоятельной предпринимательской деятельности и увеличению вклада продукции малых предприятий  в ВВП.

В Москве традиционно проводятся Дни малого и среднего бизнеса России и Всероссийские конференции представителей малых и средних предприятий.

В текущем  году было принято решение совместить время проведения Дней малого и среднего бизнеса России и VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий и посвятить их  актуальной  проблеме - «Инновации и развитие малого бизнеса». Конференция прошла в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации 24-25 мая текущего года.

Информация о работе Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса