Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В отличие от крупного, малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость, внедряет передовые достижения. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий, создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации. Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего. Малый бизнес обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....….
Глава 1. Характеристика малого предпринимательства…..….…..…
1.1. Понятие малого предприятия……………………………………....…..
1.2. Сферы деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………………………….…
1.3. Значение малого предпринимательства…………………………..…..
1.4. Взаимодействие малого бизнеса с государством…………………….
1.5. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….…….
Глава 2. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства…………………………….…
2.1. Характеристика Упрощенной системы налогообложения………......
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов…………….....
2.3. Учет основных средств и нематериальных активов……………….....
2.4. Формирование отчетности…………………………………………......
2.5. Основные достоинства и недостатки УСН…………………………....
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Налогообложение малого бизнеса.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

В среду 24 мая 2006 года правительство заслушало доклад Министерства экономического развития и торговли о мерах по поддержке малого бизнеса. Одной из главных мер стала разработка новой редакции закона о малом и среднем предпринимательстве.

Но, к сожалению, оборот и прибыли, позволяющие малым предприятиям рассчитывать на упрощенный налоговый режим не изменились. Также не решен вопрос с добровольной уплатой НДС, из-за чего многие обычные компании не хотят закупать товар у «малышей».

Малый бизнес должен обеспечивать 40% ВВП.  Доля занятости населения России в малом бизнесе к 2010 году должна быть увеличена до 50% от всех работающих, заявил глава Минэкономразвития России Герман Греф на заседании правительства 24 мая 2006 года. При этом доля малых предприятий в общем числе юридических лиц, по его словам, должна достигнуть 80%. Греф сообщил, что с 1999 по 2005 годы число малых предприятий выросло лишь на 100 тысяч. При этом только в 2003 году был достигнут уровень 1999 года. Последние годы, по словам министра, число малых предприятий растет на 25 тыс. в год. Он также отметил, что общая численность занятых в настоящее время в сфере малого бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели, составляет примерно 25% от общего числа работающего населения.  
Объем налогов, поступающих в бюджет от сферы малого бизнеса с 2003 года по 2005 год удвоился и составил в прошлом году 82млрд. рублей.

Готовится новая редакция закона о проверках, когда результаты проверки будут считаться недействительными, если она была проведена с нарушением правил. Греф также высказался за отмену использования контрольно-кассовых машин для предпринимателей, которые уплачивают единый налог на вмененный доход. Он отметил, что в прошлом году предприниматели купили контрольно- кассовых машин на 30 млрд. рублей, а весь налог составил 42 млрд. рублей.

Министр отметил, что, согласно исследованию Всемирного банка, по объемам  кредитования малого бизнеса Россия занимает 148-е место в мире. По его словам, на 1 января 2006 года 752 банка выдали 123 млрд. рублей малому бизнесу, в то время как потребность предпринимателей в кредитах составляет 750 млрд. - 1 трлн. рублей. Кредиты составляют 6% от всего финансирования малого бизнеса.


 

 

 

 

 

 

Глава 2. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

2.1. Характеристика Упрощенной системы налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. С 1 января 2006 г. Законом №101-ФЗ внесены изменения в гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход на УСН осуществляется добровольно. УСН, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности.

Применение УСН предусматривает замену уплаты ряда налогов уплатой единого или минимального налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Не уплачивают налоги организации:

- налог на прибыль  организаций; 

- налог на имущество  организаций; 

- единый социальный  налог. 

Не уплачивают налоги индивидуальные предприниматели:

- налог на доходы  физических лиц (в отношении  доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности);

- налог на имущество  физических лиц (в отношении  имущества, используемого для  осуществления предпринимательской  деятельности);

- единый социальный  налог с доходов, полученных  от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень налогов является закрытым, а иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для того чтобы оценить  экономическую эффективность перехода на УСН, организациям следует провести расчет и сопоставить общую сумму налогов, которую они в сравнимых условиях хозяйствования и момента признания доходов и расходов уплачивали бы при обычной и упрощенной системах налогообложения.

Таблица 1.

Факторы, оказывающие решающее влияние на выбор режима налогообложения.

 

Факторы

Общий режим

 

УСН

Ведение бухгалтерского учета

Обязательно в полном объеме

Обязательны ведение кассовых операций и бухучет ОС и НМА;

требуется ведение бухучета для выплаты дивидендов;

при переходе на общий режим налогообложения  необходимо восстановить бухгалтерский  учет

Оформление первичных документов

Обязательно в полном объеме

Обязательно, если объектом выбраны  доходы за вычетом расходов

Ведение налогового учета

В рамках бухучета – для всех налогов, отдельный учет – для налога на прибыль

Если объектом выбраны доходы, то учет только доходов;

если объектом выбраны доходы за вычетом расходов, то учет и доходов, и расходов

Налоговая отчетность

Отчетность по всем налогам

Отчетность только по ЕН, НДФЛ и взносам в пенсионный фонд РФ

Доходы

Для всех налогов (в основном) –  по методу начисления;

для НДС – по отгрузке

Только кассовым методом;

 авансы включаются в состав  доходов

Расходы

В бухучете – на основании ПБУ 10/99;

в налоговом учете – согласно гл.25 НК РФ;

расходы определяются методом начисления

Если объектом выбраны доходы, то ведение бухгалтерского учета необязательно;

 если объектом выбраны доходы  за вычетом расходов, то учет  расходов ведется согласно ст.346.16 НК РФ;

расходы определяются кассовым методом

Порядок включения в состав расходов стоимости ОС

Путем начисления амортизации: в бухучете – согласно ПБУ 6/01;

в налоговом учете – согласно ст.258 НК РФ

Расходы уменьшают налогооблагаемую базу в момент их ввода в эксплуатацию, кроме приобретенных до перехода на УСН;

ОС, приобретенные до перехода на УСН, включаются в состав расходов в значительно  более короткие сроки, чем при  общем режиме налогообложения

Реализация ОС, приобретенных после  перехода на УСН, до истечения 3 лет

Негативных последствий не влечет

Необходимо пересчитать налоговую  базу и дополнительно заплатить  налоги и пени

Убыток, полученный до перехода на УСН

Уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Не уменьшает налогооблагаемую базу по ЕН

Налогообложение дивидендов

33% (24% - налог на прибыль + 9% - НДФЛ

От 12 до 15% (от 3 до 6% - ЕН в зависимости  от взносов в ПФР + 9% - НДФЛ)

НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)

Принимается к вычету НДС

При исчислении ЕН включается в состав расходов

Возможность быть плательщиком НДС

Актуально, если клиент не работает с населением и по УСН;

неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению

Неактуально при реализации товаров (работ, услуг) населению и клиенту, работающему с населением и по УСН

Высока доля расходов на оплату труда в общем объеме затрат

Увеличивается размер НДС, уплачиваемый в бюджет; высока доля ЕСН

Возможно уменьшение оплаты ЕН (до 50%) из-за увеличения доли взносов в  ПФР

Пособие по временной нетрудоспособности

По установленным нормам выплачивается  из средств работодателя и ФСС РФ; сверх нормы может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Если объектом выбраны доходы, то ЕН может быть уменьшен без ограничений  на размер выплаченного пособия, превышающего 1 МРОТ


 

Помимо единого налога организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное страхование. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в размере, утвержденном Правительством РФ.

Плательщиками единого  налога признаются организации и  индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие её в порядке, установленном гл.26.2 НК РФ.

Законодатель поставил возможность применения организациями УСН в зависимость от:

    • осуществляемых видов деятельности;
    • наличия филиалов и представительств;
    • доли участия других организаций;
    • применения других специальных налоговых режимов;
    • средней численности работников;
    • остаточной стоимости ОС и НМА;
    • доходов от реализации.

Организация вправе перейти  на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения  осуществляется в заявительном порядке. Организации подают заявление о переходе на УСН в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения.

Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения УСН» утверждено пять форм документов. Порядку перехода на упрощенную систему посвящены три формы, а именно:

- форма № 26.2-1 «Заявление  о переходе на упрощенную систему налогообложения»;

- форма № 26.2-2 «Уведомление  о возможности применения упрощенной  системы налогообложения».

- форма № 26.2-3 «Уведомление  о невозможности применения упрощенной  системы налогообложения».

Вновь созданные организации  и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. При заполнении заявления необходимо указать налоговую базу, с которой организация будет исчислять и уплачивать ЕН.

По результатам рассмотрения поданных заявлений налоговые органы в месячный срок со дня их поступления в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения УСН.

В случае изменения решения о переходе на УСН налогоплательщик вправе до начала года, с которого предполагается переход на применение УСН, отозвать ранее поданное им заявление. В соответствии с п.3 ст.346.13 НК РФ организации, применяющие УСН, не могут до окончания налогового периода в добровольном порядке перейти на общий режим налогообложения.

Если переход на общий  режим налогообложения обусловлен превышением ограничения по доходу, то организация обязана по форме 26.2.-5 сообщить об утрате права на применение УСН в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором это произошло.

Организация может самостоятельно принять решение о прекращении применения УСН. Для этого достаточно уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором она предполагает перейти на общий режим налогообложения, по форме №26.2-4.

Организации или индивидуальные предприниматели не вправе применять  УСН либо утрачивают право применения данного специального налогового режима с начала того квартала, в котором их доход, численность работников или стоимость ОС и НМА от всех видов осуществляемой деятельности превысит установленные ограничения.

Власти некоторых регионов приняли специальные законы, которые  позволяют предпринимателям перейти  на новую систему уплаты налогов – УСН на основе патента. Патентную упрощенку законодатели ввели Законом от 21 июля 2005 г. №101-ФЗ. Предназначена она:

  • только для предпринимателей;
  • лишь для тех из них, которые не привлекают наемных работников, в том числе и по договорам гражданско-правового характера.
    • Виды деятельности, которые подпадают под патент, перечислены в п.2 ст.346.25.1 НК РФ. Всего их 58.

Чтобы предприниматель  мог воспользоваться правом на уплату налога по патенту, необходимо, чтобы  в регионе был принят соответствующий закон.

На предпринимателя, получившего  патент, распространяются все статьи НК для упрощенцев. Вместо уплаты единого налога предприниматель должен будет оплатить стоимость патента.

Купить патент можно  сроком на квартал, полугодие, 9 месяцев  или год. Причем сроки действия патента не ограничены текущим календарным годом. Окончание его действия может приходиться и на следующий год.

Чтобы рассчитать стоимость  патента нужно знать размер потенциально возможного годового дохода для соответствующего вида деятельности. Значение этого показателя в каждом регионе может быть разным. Чтобы получить стоимость годового патента установленную в региональном законе, сумму потенциально возможного годового дохода нужно умножить на 6% (налоговая ставка согласно п.1 ст.346.20 НК).

Если предприниматель  приобретает патент на срок меньше года (квартал, полугодие, 9 месяцев) его  стоимость нужно скорректировать  в зависимости от продолжительности  выбранного периода.

Оплатить патент предприниматель  должен двумя частями. Одну треть стоимости - не позднее 25 дней после начала работы на основе патента. А оставшиеся две трети - не позднее 25 дней по окончании периода действия патента. Стоимость патента можно уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за период действия патента не более 50%.

Чтобы перейти на патентную  упрощенку, предприниматель не позднее  одного месяца до начала применения упрощенки  должен подать в налоговую инспекцию  по месту регистрации заявление  на получение патента.

Получив заявление, инспекторы в течение 10 дней обязаны выдать патент  или уведомить предпринимателя об отказе. Получив патент, предприниматель приобретает право работать по нему с 1-го числа первого месяца квартала.

Если предприниматель  нарушит хотя бы одно из условий НК инспекторы лишат его права применять патентную упрощенку в течение всего срока действия патента. В этом случае предприниматель должен будет перейти на общую систему налогообложения с начала того квартала, в котором он потерял право на патент. Стоимость патента возвращена не будет.

Предприниматели, которые  применяют упрощенку на основе патента, не платят единый налог. Поэтому им не надо сдавать декларацию по этому  налогу, а также вести книгу  учета доходов и расходов, учитывать ОС и НМА.

Предприниматель имеет  право купить только один патент на один из видов деятельности. Получить два или более патентов он не может.

Согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения  может быть признан один их двух возможных, а именно:

- доходы;

- доходы, уменьшенные  на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения  осуществляет сам налогоплательщик до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН.

В случае изменения избранного объекта налогообложения после  подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Информация о работе Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса