Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В отличие от крупного, малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших первоначальных вложений капитала, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость, внедряет передовые достижения. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными и разорительными для крупных предприятий, создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации. Важным преимуществом малых хозяйственных форм являются короткие сроки сооружения нового предприятия или реконструкции прежнего. Малый бизнес обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....….
Глава 1. Характеристика малого предпринимательства…..….…..…
1.1. Понятие малого предприятия……………………………………....…..
1.2. Сферы деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью……………………………………………………….…
1.3. Значение малого предпринимательства…………………………..…..
1.4. Взаимодействие малого бизнеса с государством…………………….
1.5. Перспективы развития малого бизнеса в России……………….…….
Глава 2. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства…………………………….…
2.1. Характеристика Упрощенной системы налогообложения………......
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов…………….....
2.3. Учет основных средств и нематериальных активов……………….....
2.4. Формирование отчетности…………………………………………......
2.5. Основные достоинства и недостатки УСН…………………………....
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Налогообложение малого бизнеса.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

   

В резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий  были выделены следующие проблемы:

  • медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
  • низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
  • не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
  • недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия.

Большинство кредитных  организаций, имеющих связи с  малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты  получают те производства, продукция  которых пользуется наибольшим спросом. Очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Преступность в течение последних пяти лет достаточно устойчиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен).

Объектом вымогательств чаще становятся финансовые и торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом.

Чиновники имеют немало возможностей для создания барьеров на пути малого предпринимательства.

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной деятельности, создать Кодекс чести предпринимателя были сделаны еще в 1990-1991 гг. В 1995 г. были приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлтеров и др.

Предпринимательство в  масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - обозримость предприятия.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела.

Седьмая особенность связана с характером финансирования. Малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.

 

 

1.2. Сферы деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью.

В общем числе зарегистрированных за 2005 г. малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

В российской промышленности малые предприятия представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

В общем объеме продукции и услуг малых предприятий почти 30% приходится на торговлю и общественное питание, 24% - на продукцию строительства, 23% - промышленности. Услуги образования, финансово-кредитные, страховые, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания населения в сумме дают только 1% всего объема продукции и услуг малых предприятий России.

В общем объеме промышленной продукции, производимой малыми предприятиями, 28% приходится на продукцию машиностроения и металлообработки и около 24% - на продукты питания и напитки. Практически не производят малые предприятия России электричество, теплоэнергию, продукцию черной и цветной металлургии. Невелики также объемы производства ими продукции текстильной и легкой промышленности (менее 4% всего объема произведенной промышленной продукции).

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым  бизнесом - это в первую очередь  взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе дробления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов предприятия. И вторая группа - это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Стимулировать кооперацию крупного и малого бизнеса можно только путем разумной экономической политики. Наличие малого бизнеса, поднимет крупную промышленность, - и тогда эти взаимоотношения возникнут сами собой.

Малый бизнес играет важную экономическую роль. Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых - он создает среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях, стремятся как можно скорее наладить массовое производство.

Крупные предприятия  привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий группируются по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

В четверг 25мая 2006 г. состоялось заседание правительства, на котором  глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что  малый бизнес за последние четыре года удвоил объем своего производства, и к 2010 году может дать еще одно удвоение. Министр сказал, что с 2001 года по 2004 год малые предприятия дали прирост продукции 230%, что в семь раз выше прироста числа занятых в малом бизнесе.

Малый бизнес России в  последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые  предприятия по-прежнему не оказывают  существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны.

Численность малых предприятий  в России не превышает 1 млн. На начало 2005г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2004г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 1999-2004 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс. (на 10%).

Общий объем продукции  и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2004г. 2 трлн. 273,9 млрд. рублей, что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2003г. на 35%. В 2003г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2002г. - 36%, в 2001г. - 39%. В целом за 1999-2004 годы (по сравнению с 1998г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза.

Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически  не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий.

Объем продукции, работ и услуг, произведенных  малыми предприятиями по основному  виду деятельности, составил в 2004г. 1 трлн. 910 млрд. рублей, или 84% всего объема произведенной продукции и услуг. Суммарная выручка от продажи товаров и реализации услуг малыми предприятиями составила 8 трлн. 214 млрд. руб.

Таблица 1.

Основные экономические  показатели деятельности малых предприятий России.

 

 

    1. Значение малого предпринимательства.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта.

Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства,  быстро создавать  и  оперативно применять новые технологии и научные разработки, является основным источником формирования среднего класса. Это дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Именно он создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции:

  • функция работодателя;
  • производителя продукции и услуг;
  • катализатора научно-технического прогресса;
  • налогоплательщика;
  • агента рыночных отношений.

    Не менее значимы функции социальные:

  • через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
  • используется труд социально уязвимых групп населения, которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;
  • малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения.

В 2005 году вместе с внешними совместителями и работниками, выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера, численность занятых в малом бизнесе составила 8,9 млн. человек, что сопоставимо с численностью постоянного населения Москвы. В целом по РФ выросла в сравнении с 2004 годом на 3,07%. Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ – 16,7 млн. человек, или 24,7% от общего числа работающих. 

Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. Возрождение России невозможно осуществить без данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Развитие мелкого предпринимательства  необходимо потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Доминирующий сегодня  частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. К настоящему времени, на долю частных субъектов малого предпринимательства приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 24,7% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует  отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей.

Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий  объем их капитальных вложений за 2004 г. возрос на 57,5%, причем в промышленности - в 7,4 раза.

На заседании правительства 24.05.2006г. министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что малый бизнес уже выполнил президентскую задачу по удвоению объемов производства. С 2001 по 2004 год прирост продукции малых предприятий составил 230%.

Можно констатировать, что в 2004-2005гг. проводимая российским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Информация о работе Бухгалтерский учет и налогообложение на предприятиях малого бизнеса