Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основной финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность налоговых доходов государственного бюджета….4
1.1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации…………………………………………………………………………………4
1.2. Сущность и функции налогов………………………………………………….9
1.3. Роль налогов в формировании государственного бюджета………………...11
Глава 2. Анализ налоговых доходов бюджета РФ……………………………….13
2.1. Налог на прибыль……………………………………………………………...13
2.2. Налог на доходы физических лиц…………………………………………….17
2.3. Акцизы………………………………………………………………………….21
2.4. Налог на добавленную стоимость…………………………………………….25
2.5. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………..27
3. Анализ основных параметров Федерального бюджета РФ в 2011 – 2013гг....29
3.1. Анализ доходной части Федерального бюджета РФ………………………..30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

КУрсовая Дор.docx

— 94.39 Кб (Скачать файл)

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2010 году поступило 1 328,7 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,3 раза.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010 году поступило 55,2 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2009 году, а относительно уровня 2008 года поступления выросли в 1,4 раза.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в мае 2011 года поступило 102,8 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в мае 2010 года; 
за январь-май 2011 года поступило 706,9 млрд. рублей – на 27,8% больше, чем в январе-мае 2010 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в мае 2011 года поступило 8,1 млрд. рублей, или в 2,4 раза больше, чем в мае 2010 года; 
за январь-май 2011 года поступило 35,4 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе-мае 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Налог на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

По данным Росстата, в 2010 году доля НДПИ в налоговых доходах  федерального бюджета составила 43,37% (16,58% от доходов федерального бюджета). То есть, наряду с НДС, это крупнейший источник доходов федерального бюджета.

Несмотря на прогнозы экономистов, объём этого налога повышается.

До некоторого времени  платежи за пользование природными ресурсами составляли незначительную долю доходов федерального бюджета. Так, в конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2%. Это объяснялось тем, что большинство  ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным  налогам были невелики. С 2002 г. ситуация изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые  их ставки. В результате доля этих налогов  в 2010 г. возросла до 43% налоговых доходов  по сравнению с 1,4% в 2000 г.

НДПИ входит «в налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами», куда входят ещё  водный налог и сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов. Суммарно, сумма данных налогов  и сборов превышают даже сумму  НДС, и на 2010 год составила 44,37% от налоговых доходов федерального бюджета или 16,96; доходов федерального бюджета.

В 2010г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1406,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению  с 2009г. на 33,4%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась  по сравнению с предыдущим годом  на 1,4 процентного пункта. В декабре 2010г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 133,5 млрд.рублей, что на 3,2% больше по сравнению с  предыдущим месяцем.

 

2010г.

Справочно  
2009г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

Консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

федеральный бюджет

Консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Всего

1406,3

1376,6

29,7

1053,8

981,5

72,3

из него: 
нефть

1266,8

1266,8

-

934,3

887,6

46,7

газ горючий природный

85,1

85,1

-

75,0

75,0

-

газовый конденсат

9,4

9,4

-

6,9

6,6

0,3


 

В январе-феврале 2011г. поступление  налога на добычу полезных ископаемых составило 287,3 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года на 26,1%. Доля поступлений налога на добычу нефти  составила 89,6% и увеличилась по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года на 0,3 процентного пункта. В  феврале 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 142,3 млрд.рублей, что на 1,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

 

 

 

Январь-февраль 
2011г.

Справочно  
январь-февраль 2010г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

федеральный бюджет

консолиди- 
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

287,3

282,9

4,4

227,8

223,8

4,0

из него:

нефть

257,4

257,4

-

203,5

203,5

-

газ горючий природный

21,7

21,7

-

16,7

16,7

-

газовый конденсат

1,4

1,4

-

1,5

1,5

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ основных параметров Федерального

бюджета РФ в 2011 – 2013 гг .

Мировой экономический кризис внес существенные изменения в условия формирования государственного бюджета РФ. Во-первых, произошло резкое снижение бюджетных доходов – с 22,5% ВВП в 2008 г. до 18,7% ВВП в 2010 г. (см. табл. 1). Во-вторых, в период кризиса государство взяло на себе много дополнительных расходных обязательств, что привело к росту расходов с 18,3% в 2008 г. до 22,7% в 2010 г. Таким образом, закон о федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период до 2013  г.  разрабатывался уже в изменившихся условиях функционирования бюджетной системы,  что предопределило стоящие перед ним задачи –  обеспечить финансовую стабильность бюджетной системы,  сократить дефицит федерального бюджета, повысить эффективность расходов. Основные параметры рассматриваемого закона приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Основные характеристики федерального бюджета в 2008–2013 гг. (% ВВП)

 

                                                                         Факт

Закон о бюджете

                                                 2008

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы

22,5

18,9

18,7

17,6

17,0

16,8

В том числе нефтегазовые

10,6

7,7

8,6

8,1

7,9

7,5

Расходы

18,3

24,9

22,7

21,2

20,1

19,7

В том числе условно  утвержденные

-

-

-

-

0,8

1,3

Дефицит (-)/Профицит (+)

4,2

-6,0

-4,1

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит

-6,4

-13,7

-12,6

-11,7

-10,9

-10,4


 

Как видно из таблицы, дефицит  федерального бюджета сокращается до 2,9% ВВП в 2013  г., однако может быть и заметно меньше, для чего есть несколько предпосылок. Прежде всего, это связано с более оптимистическими оценками роста цен на нефть в среднесрочном периоде  (при формировании проекта бюджета использовался консервативный вариант прогноза,  при котором цены заложены на уровне 75–78  долл./барр.). При этом по-прежнему сохраняется высокая зависимость доходов бюджета от нефтегазовых поступлений. Кроме того, возможен рост доходов бюджета за счет дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации и предпринимательской активности в среднесрочном периоде в результате преодоления мировой экономикой кризисных явлений, увеличения спроса на товары на отечественном и зарубежных рынках, роста иностранных инвестиций. И, наконец, можно ожидать позитивную динамику сокращения бюджетных расходов вследствие проведенных реформ в 2009–2010 гг. 

 

 

 

 

 

_________________________

Российская экономика  в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011.

Источник: Минфин России, расчеты ИЭП им. Е.Т. Гайдара

3.1. Анализ доходной  части Федерального бюджета РФ.

Основными источниками доходов  федерального бюджета на ближайшие  три года, по-прежнему, остаются поступления  косвенных налогов, НДПИ и таможенных пошлин (см. табл. 2). Заметим, что, согласно прогнозу Минфина России, в 2013 г. при сопоставимом объеме реального ВВП доходы федерального бюджета будут на 5,7 п.п. ВВП ниже,  чем в 2008  г. По нашим расчетам, примерно 2,5 п.п. приходится на изменения налогового законодательства  (замена ЕСН страховыми взносами и снижение налога на прибыль), 1,0 п.п. – снижение поступлений от нефтедобывающего сектора  (льготы по НДПИ и экспортным пошлинам), а 2,1 п.п. – снижение поступлений по налогам, связанное с более низким в 2013 г. по сравнению с 2007 г. уровнем рентабельности и изменением структуры экономической активности.

В течение 2012–2013  гг.  будет  проводиться политика  «точечных мер»  повышения фискальной нагрузки на отдельные отрасли экономики, особенно в отношении нефтегазового сектора. Предполагается   увеличение ставки НДПИ на газ с 2011 г. на 61% – со 147 до 237 руб. за 1 тыс. куб. м, в 2012 г. ставка будет проиндексирована на величину ожидаемого роста цен (5,9%) до 251 руб., а в 2013-м – на 5,5%, до 265 руб. за 1 тыс. куб. м. В результате увеличения фискальной нагрузки на добывающую отрасль в бюджетную систему страны должно дополнительно поступать 50–70 млрд. руб. ежегодно в 2011–2013 гг. (см. табл. 2). В отношении НДПИ на нефть в 2011 г. ставка налога не изменится, ее увеличение с 419 до 446 руб. за 1 т предполагается в 2012 г., а в 2013 г. до 470 руб. Данная мера пополнит бюджет примерно на 75 и 150 млрд руб. в год соответственно.  Вместе с тем реализация указанных мер может негативно отразиться на рентабельности отрасли.

Отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на конкретных месторождениях Восточной Сибири, обеспечит дополнительный доход федерального бюджета в размере 97 млрд руб. в 2011 г. и порядка 30 млрд руб. в последующие два года.

Кроме того, в декабре  прошедшего года продолжилось обсуждение возможности повышения экспортной пошлины на нефтепродукты. Данное право Россия –  участница Таможенного союза – оставила за собой и может прибегнуть к нему уже в среднесрочном периоде. Рассматриваются два варианта повышения пошлины: 

- постепенное выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты с доведением их уровня до 60% от пошлин на сырую нефть к 2013 г.; 

- повышение средневзвешенной ставки пошлин на нефтепродукты до уровня 85–90% от пошлин на сырую нефть на внешней границе Таможенного союза. 

В случае повышения экспортных пошлин правительство планирует искать иные возможности поддержки отечественной нефтепереработки, причем речь идет о глубокой, а не о первичной переработке сырья.

Несмотря на общее увеличение налоговой нагрузки на добывающие предприятия, ожидается постепенное снижение нефтегазовых доходов в долях ВВП, обусловленное как объективными причинами (более низкими темпами роста цен на нефть марки Urals и налогооблагаемых объемов экспорта в сравнении с динамикой ВВП и укрепления рубля), так и проблемами отрасли в целом  (сокращением объемов добычи, снижением рентабельности).  

По не нефтегазовым доходам предполагается незначительный рост поступлений по НДС в связи с ростом объемов продаж на внутреннем рынке и поступлений по акцизам, обусловленных ежегодным увеличением ставок на подакцизные товары  (преимущественно на табачную и алкогольную продукцию) в ближайшие три года (см. табл. 2). 

Таблица 2.

Фактические и  ожидаемые поступления основных налогов в федеральный

бюджет Российской Федерации в 2008–2013 гг. (% ВВП)

 

                                                                         Факт

Закон о бюджете

                                              2008

2009

2010

2011

2012

2013

Налог на прибыль

1,8

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

ЕСН/страховые взносы

1,2

1,3

0,0

0,0

0,0

0,0

НДС – всего:

5,2

5,3

5,6

5,6

5,6

5,7

по внутреннему производству

2,4

3,0

3,0

3,0

3,1

3,1

по импорту

2,7

2,3

2,6

2,6

2,5

2,6

Акцизы – всего:

0,4

0,3

0,3

0,5

0,6

0,7

по внутреннему производству

0,3

0,2

0,3

0,5

0,5

0,6

по импорту

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

НДПИ

3,9

2,5

3,1

2,8

2,7

2,6

Таможенные пошлины –  всего:

8,4

6,5

6,4

6,7

6,5

6,3

ввозные

1,5

1,2

0,8

1,2

1,2

1,2

вывозные

6,9

5,3

5,6

5,5

5,3

5,0

Доля вышеперечисленных  налогов и пошлин в доходах  федерального бюджета, %

93,3

86,5

85,6

92,0

93,4

93,7

Информация о работе Бюджетная система РФ