Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы: общие понятия и определения налогового контроля, камеральной проверки как части налогового контроля, алгоритм работы в автоматизированной информационной системе «Налог» налогового инспектора в разрезе работы с камеральной проверкой, дана оценка системе.
Работа состоит из двух частей – первая из которых основана на изучении теоретических основ о понятии «камеральная проверка», вторая, основанная на практической работе с автоматизированной информационной системой «Налог» в блоке работы по камеральным проверкам. В работе использованы 40 иллюстраций.

Содержание работы

Реферат ………………………………………………………………………………...… 2

Введение ………………………………………………………………………………...… 4

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ……………...…………………… 6
1.1. Понятие и значение налогового контроля ...………………………………… 8
1.2. Формы и виды налогового контроля ……………………...…………………… 10
1.3. Формы и методы организации налогового контроля …………………………… 16
1.4. Сущность камеральной налоговой проверки …………………………………... 17

Глава 2. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В АВТОМАТИЗИРОВАН-
НОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ» .………………………………..… 18
2.1. Подготовка документации к обработке в информационной системе …… 18
2.2. Регистрация налоговых документов ……………………...…………………… 19
2.3. Ввод данных налоговых документов ………………………………………….. 22
2.4. Камеральная проверка налоговых документов ………………………….. 26

Заключение …………………………………………………………………………… 38

Список литературы …………………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИСЭ.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Налоговый контроль классифицируется по различным  основаниям на несколько групп.

Исходя  из категорий проверяемых лиц  и специфики форм и методов  осуществления, налоговый контроль делится на контроль:

  • физических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • крупнейших налогоплательщиков;
  • бюджетных организаций;
  • некоммерческих организаций;
  • организаций (по видам хозяйственной деятельности).

С учетом выполнения конкретной задачи выделяется контроль:

  • учета организаций и физических лиц, в том числе постановки на учет и регистра-ции обособленных подразделений;
  • достоверности определения налогоплательщиками доходов;
  • экономической обоснованности и документального подтверждения расходов;
  • правильности определения налоговой базы;
  • своевременной и полной уплаты в бюджет налогов и сборов;
  • полноты удержания налогов и отражения в бухгалтерском учете;
  • законности применения различных налоговых ставок;
  • правомерности применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
  • своевременности предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций и других документов, необходимых для исчисления налогов;
  • исполнения решений и требований налоговых органов.

По времени  осуществления различают контроль:

  • предшествующий (предварительный);
  • текущий;
  • последующий.

Цель предшествующего  контроля – предупреждение возможных  последствий действий налогоплательщика. Он осуществляется путем разъяснений  и пояснений отдель-ных спорных норм налогового законодательства. Предшествующий контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д.10

Важное  значение предшествующий контроль имеет  при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых  законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих  субъек-тов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне  результаты предшествующего налогового контроля могут быть оформлены в  виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых  льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов  и т. д.11

Цель текущего контроля – проверка текущей хозяйственной  деятельности налого-плательщика в процессе его ежедневной работы. Поэтому текущий контроль иначе назы-вают оперативным.  Как правило, это осуществляется в ходе камеральной проверки, когда проверяется налоговая отчетность за налоговый период. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.  Особенность текущего контроля в том, что налогоплательщик имеет право дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), если возникают спор-ные вопросы при исчислении и уплате налогов.

Цель последующего контроля – выявление нарушений  законодательства о налогах и  сборах за истекшие налоговые периоды. При этом, в отличие от текущего налогового контроля, в случае выявления нарушений возможность корректировки налоговой отчетности налогоплательщиком не предусматривается. Последующий контроль проводится посред-ством выездных налоговых проверок.12

Основным  критерием последующего налогового контроля следует считать макси-мальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финан-сово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления  налогового контроля по окончании отчетного  налогового периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются налоговые  право-нарушения и в конечном счете закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эф-фективности проведенных ранее предшествующего и текущего контроля.13

В зависимости  от процедуры проведения налоговый  контроль может подразделяться на документальный контроль и контроль исполнения.

Документальный  контроль – это проверка налоговой  и бухгалтерской отчетности и  документов, предъявленных налогоплательщиком. Он включает:

  • проверку полноты представленной документации и правильности ее оформления; следует отметить, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена по установленной форме; однако нет официальных разъяснений по поводу того, будет ли привлечен налогоплательщик к ответственности в случае подачи декларации по старой или измененной форме; в большинстве случаев арбитражные суды признают обязанность налогоплательщика по предоставлению декла-рации исполненной, если в ней содержатся все необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов;
  • проверку соответствия отдельных показателей – для этого используются специ-альные контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки в представленной отчетности; в случае выявления несоответствия возможны три варианта: в первом налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие правильность данных (например, журналы выставленных и полученных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, договоры, накладные); если в результате будет обнаружено нарушение, налоговый инспектор оформляет докладную записку на имя руководителя инспекции или его заместителя и затем принимается решение о дальнейших действиях – проводить ли проверки еще, штрафовать ли организацию; второй вариант предполагает, кроме представ-ления документов, вызов представителя компании для пояснений; если после рассмотрения представленных пояснений налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки; в третьем случае речь идет об арифметической ошибке, которая может быть устранена налогоплательщиком, причем это не отразится на величине исчисленного и уплаченного налога.

Контроль  исполнения – это объективная  и систематическая проверка фактических  данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы  его деятельности в будущем. Цель такого контроля – обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью  данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений  по устране-нию выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.

Примером  контроля исполнения является фактический  контроль, приемы которого могут быть подразделены на три группы:

  1. инвентаризация – способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату; весьма актуально проведение инвентаризации, если организация – плательщик налога на имущество, транспортного налога;
  2. экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;
  3. визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период (хронометраж и др.).

Рассмотрим  особенности проведения инвентаризации имущества, привлечения экспертов, осмотра помещений.

Распоряжение  о проведении инвентаризации имущества  налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и  сроках ее проведения, составе инвентариза-ционной комиссии, а также перечне проверяемого имущества принимает руководитель территориального налогового органа (его заместитель) по месту нахождения налого-плательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Основные  цели инвентаризации: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения  в учете обяза-тельств.

Проверка  фактического наличия имущества  производится при участии должностных  лиц, материально ответственных  лиц, работников бухгалтерской службы налогопла-тельщика.

До начала проверки фактического наличия имущества  инвентаризационной комис-сии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «…» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Налогоплательщик  должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные  сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйст-вом, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Если инвентаризация имущества проводится в течение  нескольких дней, то помещения, где  хранятся материальные ценности, при  уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Если проводится инвентаризация основных средств, то уже  до ее начала рекомен-дуется проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической докумен-тации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые налогопла-

тельщиком в аренду и на хранение; при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных  объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и  другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности  налогопла-тельщика.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в регистрах  бухгалтерского учета отсутствуют  или указаны неправильные данные, характе-ризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.

Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна, как правило, прово-диться в порядке расположения ценностей в данном помещении. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия  в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально  ответственных лиц проверяет  фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного  их пересчета, перевешивания или  перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных  лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными доку-ментами: по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным – копиями предъявленных покупателям доку-ментов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками. Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установит, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. д.), или сумма за материалы и товары, фактически оплаченные, но числящиеся в пути.

Информация о работе Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России