Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе рассмотрены следующие вопросы: общие понятия и определения налогового контроля, камеральной проверки как части налогового контроля, алгоритм работы в автоматизированной информационной системе «Налог» налогового инспектора в разрезе работы с камеральной проверкой, дана оценка системе.
Работа состоит из двух частей – первая из которых основана на изучении теоретических основ о понятии «камеральная проверка», вторая, основанная на практической работе с автоматизированной информационной системой «Налог» в блоке работы по камеральным проверкам. В работе использованы 40 иллюстраций.

Содержание работы

Реферат ………………………………………………………………………………...… 2

Введение ………………………………………………………………………………...… 4

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ……………...…………………… 6
1.1. Понятие и значение налогового контроля ...………………………………… 8
1.2. Формы и виды налогового контроля ……………………...…………………… 10
1.3. Формы и методы организации налогового контроля …………………………… 16
1.4. Сущность камеральной налоговой проверки …………………………………... 17

Глава 2. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В АВТОМАТИЗИРОВАН-
НОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «НАЛОГ» .………………………………..… 18
2.1. Подготовка документации к обработке в информационной системе …… 18
2.2. Регистрация налоговых документов ……………………...…………………… 19
2.3. Ввод данных налоговых документов ………………………………………….. 22
2.4. Камеральная проверка налоговых документов ………………………….. 26

Заключение …………………………………………………………………………… 38

Список литературы …………………………………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИСЭ.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: как функцию или  элемент государственного управления экономикой и как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый  контроль в виде непрерывно развивающейся  и совершенствующейся системы. От разумного  налогового законодательст-ва и эффективной системы контроля над его выполнением зависит успешное проведение налоговой политики государства.

В научной  литературе государственный налоговый  контроль в широком смысле слова  определяется как специальный способ обеспечения законности. При этом главной целью налогового контроля признают осуществление мероприятий  по проверке финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков с  целью обеспечения правильного, полного и своевременного исполнения ими требований налогового законодательства.

Согласно  ст. 82 НК РФ4, налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (рис. 1.1). Данное определение несколько сужает сложившиеся рамки контрольной деятельности налоговых органов, исключая контроль над выполнением банками обязан-ностей по исполнению поручений налогоплательщиков и налоговых органов на перечис-ление налога в бюджетную систему. Однако это не повлечет за собой каких-либо сущест-венных последствий, поскольку установленное пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение соответствующих обязанностей, не претерпело каких-либо сущностных изменений.

 

 

Статья 82 НК РФ – деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ



 


 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ


Определение




 

Объекты


Субъекты


Налогоплательщики


Налоговые агенты



Отношения, возникающие между государством и субъектами налогообложения. На которых лежит обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи за счет собственных средств в строгом соответствии с нормами права



Государственные органы, которые могут осуществлять налоговый контроль



 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Налоговый контроль в Российской Федерации

 

В научной  литературе ведутся дискуссии о  взаимосвязи понятий «налоговое администрирование» и «налоговый контроль». Существует три позиции:

  1. «налоговый контроль» и «налоговое администрирование» - идентичные понятия, которые определяются как деятельность налоговых органов по сбору налогов;
  2. «налоговый контроль» шире понятия «налоговое администрирование», потому что включает помимо деятельности налоговых органов по сбору налогов мероприятия других государственных органов (ФТС России, органов внутренних дел, государственных внебюджетных фондов и т. д.) по сбору налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
  3. понятие «налоговое администрирование» шире понятия «налоговый контроль», налоговый контроль – элемент налогового администрирования (другие элементы – налоговое планирование и налоговое регулирование).

Рассмотрев  различные подходы к определению  налогового контроля, можно сделать  вывод, что налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению полноты и своевременности выполнения налоговых обяза-тельств налогоплательщиками и налоговыми агентами путем осуществления законо-дательно регламентируемого комплекса мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных  внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга  об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о  налогах и сборах и налоговых  преступлениях, о принятых мерах  по их пресечению, о проводимых ими  налоговых проверок, а также осуществляют обмен другой информацией в целях  исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении  налогового контроля не допускаются  сбор, хранение, исполь-зование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, нало-говом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профес-сиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну.

Налоговый контроль можно рассматривать в  разных аспектах: организационном, методическом и техническом. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй охватывает методы осуществления контрольных  действий; третий раскрывает совокупность приемов проверки, их последовательность и взаимоувязку.

Налоговый контроль может рассматриваться  только как система взаимосвязанных  и взаимодополняющих элементов, обеспечивающих ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач. Это  следующие элементы:

  • правовая база, определяющая правовой статус субъектов налогового контроля, порядок исчисления и уплаты налогов, взаимоотношения с налогоплательщиками, правоохранительными органами; качество правового обеспечения налогового контроля – важнейший фактор стабильности налоговой системы;
  • формы и методы организации налогового контроля, основные налоговые проверки при этом – выездные и камеральные;
  • организационное и материально-техническое обеспечение, предполагающее оптимизацию структуры налоговых органов, создание информационных массивов для учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, взаимодействие с органами госу-дарственного управления, правоохранительными органами, банковской системой в сфере налогового контроля.

Деятельность  налоговых органов по осуществлению  налогового контроля прово-дится в соответствии с НК РФ. В законодательстве регламентируются формы и методы налогового контроля, определены понятия и содержание налоговых проверок, их специфи-ческие особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля.

Кроме того следует выделить следующие нормативные  документы, которые опре-деляют (помимо НК РФ) организацию налогового контроля в Российской Федерации:

  • Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;
  • Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506;
  • Положение о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утверж-денное приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н и др.5

Система налогового контроля, как и вся система  налогообложения, должна иметь не только фискальные цели, но и рыночные ориентиры. Налоговый контроль выполняет регули-рующую функцию в системе налогообложения, и наравне с тем, что он способствует финансовой стабильности, должен содействовать развитию экономической и социальной активности налогоплательщиков.

Основные  функции налогового контроля:

  • обеспечение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней путем проверки исполнения налогового законодательства со стороны проверяемых лиц, а именно – проверки полноты и правильности исчисления и удержания своевременности уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • предотвращение уклонения от уплаты налогов. Складывается практика определения налоговыми органами «налоговых рисков» организации как признаков использования налогоплательщиком различных схем уклонения от налогообложения; например, при анализе объемов уплаты НДС налогоплательщиком учитываются высокий удельный вес вычетов или тот факт, что данный налогоплательщик систематически предъявляет НДС к возмещению, причем объемы возмещения несоизмеримы с суммами уплаченных в бюджет налогов; кроме того, принимается во внимание отсутствие кадрового состава, основных средств, иного ликвидного имущества, рост дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствие реальных затрат при уплате НДС поставщикам или таможенным органам, накладных расходов, использование фиктивного юридического адреса;
  • выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; важная задача состоит в разработке налоговыми органами новых методов анализа показателей отчетности налогоплательщиков, оценка изменения их значений, соотнесение с данными в целом по региону или отрасли, с другими налогоплательщиками; очень важно определить круг плательщиков, в отношении которых проводятся постоянный мониторинг, углубленный анализ и все мероприятия налогового контроля;
  • участие в разработке и осуществлении налоговой политики государства, при этом принципиально важно учитывать интересы налогоплательщиков, которым нужна налоговая стабильность и которые понимают необходимость уплаты налогов, а также интересы бюджета, обеспечение всех проводимых социальных и экономических программ необхо-димыми источниками формирования расходов;
  • повышение эффективности контрольных мероприятий.

Эффективный инструмент налогового контроля –  истребование документов и информации не только у налогоплательщиков, но и у его контрагентов и иных лиц6. Истребовать эту информацию можно не только в рамках налоговой проверки, но и в процессе рассмотрения материалов проверки, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать и вне рамок налоговых проверок (в случае обоснованности необходимости) информацию относительно конкретной сделки. Причем как у ее участников, так и у иных лиц, распола-гающих информацией об этой сделке. Налоговые органы также вправе направлять запросы в банки7.

Налоговый контроль имеет большое значение в оценке действующей в стране налоговой системы и выработке предложений по ее совершенствованию. Правительство РФ через центральный аппарат ФНС России и его органы получают обширную информацию, анализ которой позволяет делать выводы об уровне эффективности проводимой в государстве налоговой политики и необходимости принятия решений о внесении изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.8

 

1.2.   Формы  и виды налогового контроля

 

Реализация  налогового контроля осуществляется посредством  процедурно-процес-суальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществле-нии контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами налогового контроля являются:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль  за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных форма, предусмотренных НК.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность  контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функцио-нированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у  налогового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированные подходы к  их решению, т. е. необходимость использования  тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового  состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит  и от других факторов: правового  положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных  правоотношений; особенностей ведения  бухгалтерского учета; финансово-правового  режима доходов и расходов подконтрольного  субъекта и т. д.9

Информация о работе Автоматизированная камеральная проверка в программном комплексе для территориальных налоговых органов ФНС России