Администрирование системы обложения земельным налогом в РФ, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие задачи исследования:
-раскрыть социально-экономическую сущность и понятие земельного налога;
-изучить порядок исчисления земельного налога;

Содержание работы

Введение С.
Глава 1. Теоретические аспекты обложения земельным налогом в РФ...6
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие земельного налога………6
1.2 Порядок исчисления земельного налога…………………………………10
1.3 Способы проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога……………………………………………………………………………..13
Глава 2. Разработка направлений совершенствования обложения земельного налога……………………………………………………………...20
2.1 Проблемы исчисления земельного налога…………………………………20
2.2 Предложения по совершенствованию обложения земельного налога…...24
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………….…….31
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

-информация о зафиксированных зонах особого режима использования на испрашиваемом земельном участке;

-информация о смежных землепользованиях.

Выписка из ЕГРЗ заверяется подписью и печатью уполномоченного  лица.

При получении ответа произвести сверку данных указанных в ответе с данными в декларации при  наличии расхождений запросить  правоустанавливающие документ на земельный  участок у проверяемого лица.

2. Налоговый инспектор проверяет разрешения использовать земельный участок на основе имеющихся документов у налогоплательщика. Таким образом, налоговым инспекторам необходимо проверить наличие и правильность оформления документов, удостоверяющих государственную регистрацию наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и соответственно земельный участок, находящийся под ним:

-акты, изданные органами  государственной власти или органами  местного самоуправления в рамках  их компетенции и в порядке,  который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-договоры и другие  сделки в отношении недвижимого  имущества, совершенные в соответствии  с законодательством, действовавшим  в месте расположения объектов  недвижимого имущества на момент  совершения сделки;

-акты (свидетельства) о  приватизации жилых помещений,  совершенные в соответствии с  законодательством, действовавшим  в месте - осуществления приватизации  на момент ее совершения;

-свидетельства о праве  на наследство;

-вступившие в законную  силу судебные акты;

-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

-иные акты передачи  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним заявителю  от прежнего правообладателя  в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте передачи  на момент ее совершения;

-иные документы, которые  в соответствии с законодательством  Российской Федерации подтверждают  наличие, возникновение, прекращение,  переход, ограничение (обременение)  прав.

Обязательным приложением  к документам является план данного  объекта недвижимого имущества, а также – кадастровый план данного земельного участка.

Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен  органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого  имущества – соответствующей  организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

3. Проверка правильности применения ставок на основе разрешения использования земельного участка нормативными актами муниципальных образований. Если организации земельный участок выдан под жилое строительство, запрашивается у организации договора на строительство и другие проектно-сметные документы.

4. Правильность исчисления суммы налога и авансовых платежей. Проверяются правильность применений ставок, льгот, налоговой базы период за который были рассчитаны.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что оба вида налоговых  проверок являются значительными для  налоговой системы и бюджета  в целом. А эффективность проведения данных проверок заключатся в их методике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Разработка направлений совершенствования обложения земельного налога

2.1 Проблемы исчисления земельного налога

Для создания условий устойчивого  экономического развития страны одной  из важнейших целей государственной  политики становится вовлечение в экономический  оборот земельных ресурсов и повышение  эффективности их использования. Основными  причинами, препятствующими осуществлению  указанной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей на землю. Актуальность решения данных проблем связана с повышением  роли налогообложения земли в  формировании доходов бюджетов, а  также необходимостью обеспечения  в процессе  налогообложения имущественных  интересов как физических, так  и юридических лиц.8

Переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади  существенно изменил систему  налогообложения собственников  земельных участков и многие элементы этого платежа. В частности, налоговая  база устанавливается как кадастровая  стоимость земельного участка вместо использования в качестве налоговой  базы площади земельного участка, которая  для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом  коэффициентов.  Кадастровая стоимость  земельного участка, учитывая качество земли, дает возможность осуществить  более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей. В связи с тем, что земельный  налог полностью поступает в  местный бюджет, она также способствует усилению заинтересованности местных  органов власти в поступлениях данного  налога в бюджет муниципалитета.  При этом отдельное скорректированные условия налогообложения по земельному налогу привели к сокращению доходов местных бюджетов, что вызывает  необходимость внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство.

Важным вопросом, не нашедшим законодательного отражения до настоящего времени, является вопрос масштаба предоставления льгот по данному налогу без соответствующей  компенсации выпадающих доходов  местным бюджетам. Большое количество земель, которые могли бы являться источниками доходов муниципальных  бюджетов, освобождены от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном  уровне решений. При этом часть земель не учитывается как объект налогообложения.

Проблемы выпадающих доходов  местных бюджетов в связи с  предусмотренными  федеральным законодательством  налоговыми льготами и изъятиями  были затронуты в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике 2011-2013гг. Согласно данному посланию Правительство РФ должно определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.9

В соответствии с действующим федеральным налоговым законодательством по земельному налогу предоставляется право на получение налоговой скидки, т.е. право уменьшить  налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000руб. для отдельных  категорий налогоплательщиков, определенных в п.5 ст.391 Налогового кодекса РФ(НК  РФ). В соответствии со ст.395 НК РФ предусмотрены налоговые освобождения для отдельных категорий плательщиков. В Рязанской области, например, налоговые преференции, установленные федеральным законодательством, составляют в настоящее время около 4% всей суммы налога. Кроме того, согласно п.2.ст.387 НК РФ налоговые льготы могут предоставляться также  представительными органами муниципальных образований. На протяжении 3 последних лет налоговые преференции по земельному налогу, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,  составляли в Рязанской области 26% всей суммы налога, поступившей в бюджет. Таким образом, общая сумма преференций, представленных в области организациям и физическим лицам, составляет около 30 %общей суммы налога, поступившей в бюджет.

Вместе с тем по некоторым  видам налоговых льгот, предоставляемых  в соответствии с федеральным  законодательством, при их практическом применении возникают отдельные  проблемы. В частности, в соответствии с федеральным законодательством  религиозные организации полностью  освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих  им земельных участков, на которых  расположены здания, строения и сооружения религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Вместе с тем, как показывает практика, данное положение не исключает возможности  использования земельных участков, переданных указанным организациям, в коммерческих, а также в личных целях.

Право на полное освобождение от уплаты налога, исходя из норм закона, имеют также общероссийские общественные организации инвалидов в отношении  земельных участков, используемых ими  для осуществления уставной деятельности. Такая трактовка позволяет сохранить  право на освобождение и в случае, если расположенное на освобожденных  от налогообложения земельных участках имущество передается в аренду. Кроме  того, это также позволяет использовать право на освобождение от уплаты налога по земельному участку, на котором расположено  здание коммерческой организации, созданной  общественной организацией инвалидов.10

Таким образом, положения  предоставления преференций на федеральном  уровне дают возможность организациям на вполне законном основании не платить  данный налог, сокращая тем самым  доходы местных бюджетов. Кроме того, это не обеспечивает также и равенства  участников  экономических отношений  перед налоговым законодательством  и не способствует стимулированию рационального  использования данными субъектами земельных ресурсов.

Еще одна проблема не дополучения поступлений от земельного налога связана с тем, что подавляющая часть налогоплательщиков не осуществила необходимую регистрацию своего права на находящиеся в их пользовании земельные участки и паи по причине высокой стоимости соответствующих процедур, таких как составление кадастрового плана земельного участка, кадастровой выписки о земельном участке, технического проекта на выполнение работ по межеванию участка, топографической съемке и др.

Так, в случае если право  собственности на земельный пай  в сельской местности, находящийся  в полевом севообороте, перешло  от умерших родителей к детям, которые хотели бы оформить такой  земельный пай в личную собственность, действующим законодательством  предоставляется такая возможность  правообладателям, имеющим свидетельство  о праве собственности на землю. Однако сначала необходимо произвести межевание участка, землеустроительные работы, составить картографический, кадастровый план земельных угодий. Затем подать заявление в органы местного  самоуправления с просьбой выделить земельный пай в собственность  с изъятием из севооборота и закрепить  его за собственником земли или  наследником собственника. Только после  завершения работ по таким необходимым  данным, возможно предъявить налог физическому лицу. Проблемы высокой стоимости землеустроительных работ касаются не только налогоплательщиков - физических лиц, но и юридических лиц. Сельскохозяйственные предприятия, которые в большинстве муниципалитетов являются главными налогоплательщиками в связи с отсутствием свободных денежных средств, также вынуждены откладывать оформление земельных участков. В результате налог не исчисляется и не уплачивается.

В целях полного учета  земель и стимулирования вовлечения  их в хозяйственный оборот представляется возможным рассмотрение вопроса  о представлении на федеральном  уровне права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным  имуществом, в том числе в целях  поддержки аграрного сектора  экономики. На основании данной оценки можно будет производить начисление налога.

Согласно статистике ФНС  России, в среднем налогоплательщик - физическое лицо платит налог на землю  в сумме 624 рубля, а за участок  – в среднем 779 рублей. Налогоплательщик - юридическое лицо платит в среднем  налог на землю в размере 209,853 тыс. рублей, а за участок – в  среднем 93,225 тыс. рублей.

Поступления от земельного налога в российский бюджет в 2012 году вырастут на 16,4% и составят более 142 млрд. рублей – ФНС.

В налоговом ведомстве  отмечают, что поступления от земельного налога уверенно растут год от года. В 2009 году они составляли более 95 млрд. рублей, в 2010 году - более 115 млрд. рублей, 2011 году - более 122 млрд. рублей.11

Такая разница между суммами  уплачиваемых налогов объясняется  размерами тех земельных участков, которыми владеют организации и  граждане, поскольку налоговая база и ставки по земельному налогу ничем  не отличаются.

2.2 Предложения по совершенствованию обложения земельного налога

Вопрос совершенствования  системы обложения земельным  налогом в настоящее время  широко обсуждается в научном  мире.

Так,  Никиткова У.О. выделяет следующие предложения по совершенствованию обложения земельного налога. Важным вопросом, не нашедшим законодательного отражения до настоящего времени, является:12

    Вопрос о целесообразности пересмотра отдельных условий предоставления федеральным законодательством налоговых преференций. В частности, следовало бы в отношении религиозных организаций отменить  налоговую льготу в форме освобождения от налогообложения по земельному налогу, предоставив возможность местным органам власти снижать такие ставки налога, например, до уровня ставок для земель, занятых жилым фондом.

По преференциям, предусмотренным  для общероссийских общественных организаций  инвалидов, возможно рассмотрение вопроса  об отмене права на освобождение  от уплаты земельного налога, если данным правом пользуются коммерческие организации, созданные общероссийскими общественными  организациями инвалидов. Такой  порядок применения преференций  обеспечивает равные условия хозяйствования. Одновременно в определенных, установленных  законодательством случаях, он позволит компенсировать расходы указанных  организаций на уплату земельного налога.

Информация о работе Администрирование системы обложения земельным налогом в РФ, направления совершенствования