Администрирование системы обложения земельным налогом в РФ, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие задачи исследования:
-раскрыть социально-экономическую сущность и понятие земельного налога;
-изучить порядок исчисления земельного налога;

Содержание работы

Введение С.
Глава 1. Теоретические аспекты обложения земельным налогом в РФ...6
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие земельного налога………6
1.2 Порядок исчисления земельного налога…………………………………10
1.3 Способы проверки правильности исчисления и уплаты земельного налога……………………………………………………………………………..13
Глава 2. Разработка направлений совершенствования обложения земельного налога……………………………………………………………...20
2.1 Проблемы исчисления земельного налога…………………………………20
2.2 Предложения по совершенствованию обложения земельного налога…...24
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………….…….31
Приложение 1…………………………………………………………………...33
Приложение 2…………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  и не могут превышать:

1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

-   приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Так же допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что земельный налог традиционно относится к местным поимущественным налогам и взимается по факту владения или пользования. Как и все поимущественные налоги, он не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Однако в отличие от других поимущественных налогов он един для всех категорий плательщиков – юридических и физических лиц и поэтому относится к смешанным налогам.

 

1.2 Порядок исчисления земельного налога

Алгоритм расчета земельного налога несложен. Но все равно на практике организации сталкиваются с проблемами в части установления обязанности по его уплате и определения  размера налоговой базы.3

В общем случае сумма земельного налога исчисляется по истечению  налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.396 НКРФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

Налоговая база и сумма  земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований (на территориях  муниципального образования и городов  федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), исчисляется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная доле площади, которую он занимает на территории соответствующего муниципального образования (п.1 ст.391 НК РФ, письмо  Минфина России от 27.12.2005 № 03-06-02-02/108).

Например, ООО «Афина» имеет в собственности земельный участок в Москве, занятый  офисным зданием и производственными помещениями. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет 20 млн. руб.

Сумма земельного налога за 2012 год с этого участка составляет для ООО «Афина» 300 000руб.(20 000 000руб.*1,5%).

Сумма земельного налога определяется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей  площади земельного участка, и налоговой  ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена  данная площадь земельного участка.

Исчисленная в таком порядке  сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.4 Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога самостоятельно (п.2 ст.396 НК РФ).

Если иное не предусмотрено  п.2 ст.396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющими физическими лицами, исчисляется  налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ).

 Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет  по итогам года, определяется  налогоплательщиками, являющимися  организациями или индивидуальными  предпринимателями, как разница  между суммой налога, исчисленной по правилам п.1 ст.396 НК РФ,и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (п.5 ст.396 НК РФ).

  В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового(отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа «полных» месяцев, в течение которых данный земельный участок находился  в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.7 ст.396 НК РФ).

         Порядок исчисления земельного налога представляет собой четко определенный алгоритм его взимания (Рисунок 1)5

Порядок исчисления земельного налога



Сумма налога исчисляется  по истечению налогового периода  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы



Налогоплательщики-организации

исчисляют сумму налога(сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно

 

 

 

Индивидуальные-предприниматели

Исчисляют сумму налога (сумму  авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской  деятельности

Физические лица

 

Сумму налога(сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами


Рис. 1 Порядок исчисления земельного налога

Таким образом, налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости  и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

1.3 Способы проверки правильности исчисления  и уплаты земельного налога

Проверка правильности исчисления и уплаты земельного налога может  быть осуществлена несколькими способами. Одним из них является камеральная проверка.6

После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения  срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные  проверки в полном объеме.

Конструкция статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" позволяет при проведении камеральных  проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление  и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью  уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также  подготовка необходимой информации для обеспечения рационального  отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами камеральной  проверки налога на землю являются:

1) Полноты и своевременности  представления налогоплательщиком  документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

2) Проверка своевременности  представления расчетов по налогам  в налоговый орган;

3) Визуальная проверка  правильности оформления документов  налоговой отчетности (полноты заполнения  всех необходимых реквизитов, четкости  их заполнения и т.д.);

4) Проверка правильности  составления расчетов по налогам,  включающая в себя арифметический  подсчет итоговых сумм налогов,  подлежащих уплате в бюджет  и проверку обоснованности применения  ставок налога и налоговых  льгот, а также правильность  отражения показателей, необходимых  для исчисления налогооблагаемой  базы;

5) Проверка правильности  исчисления налогооблагаемой базы. Осуществляется сверка и анализ  согласованности показателей, повторяющихся  в бухгалтерской отчетности и  налоговых расчетах с точки  зрения достоверности отдельных  показателей, наличие сомнительных  моментов или несоответствий, указывающих  на возможные нарушения налоговой  дисциплины, логический контроль  за наличием искажений в отчетной информации, сопоставление показателей с отчетными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Направления, по которым  проводится камеральная проверка налога на землю, позволяют выделить следующие  ее виды:

• формальную проверку;

• арифметическую проверку;

• нормативную проверку;

• непосредственную камеральную проверку.

При возникновении спорных  вопросов, связанных с исчислением  сумм налогов, налоговый орган вправе истребовать от налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и необходимые документы. В данном случае срок проведения камеральной  проверки исчисляется с момента  представления налогоплательщиком указанных документов.

Выездные проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, и очень многие налоговые  правонарушения могут быть обнаружены только в ходе таких проверок.

Однако данная форма налогового контроля является очень трудоёмкой и отнимающей много рабочего времени  у сотрудников налоговых органов. Она также требует достаточно высокой квалификации самих сотрудников. Поэтому осуществление подобной формы контроля целесообразно только тогда, когда дополнительно начисленные  в результате проверок суммы многократно  перекрывают затраты на его проведение.

Выездные налоговые проверки проводятся как в отношении организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами, так  и в отношении индивидуальных предпринимателей

Этапы выездной налоговой  проверки по налогу на землю:

1. При проведении выездной налоговой проверки по земельному налогу налоговый инспектор активно использует данные камеральной налоговой проверки. Так же используются ранее полученные документы от налогоплательщика (налоговые декларации за прошлые период) и информацию, полученную от третьих лиц.

Налоговый инспектор вправе подать запрос, в орган осуществляющий ведение государственного земельного кадастра о регистрации данного  земельного участка.7

Перечень лиц имеющих  право на бесплатное получение сведения об определенном земельном участке:

— правообладатель земельного участка или лицо им уполномоченное;

— налоговые органы в  пределах территории, находящейся под  их юрисдикцией;

— суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с данным земельным  участком;

— органы, осуществляющие государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним,

— органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или  учет отдельных видов недвижимого  имущества и территориальных  зон, в объеме, который необходим  для работы указанных органов;

— лица, имеющие право  на наследование земельного участка  правообладателя по завещанию или  закону;

— иные установленные законом  лица.

Срок предоставления сведений или письменного мотивированного  отказа в их выдаче определен периодом не превышающий 15 рабочих дней со дня  поступления в территориальный  органРос недвижимости заявления.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются  в форме выписки из ЕГРЗ установленного образца на 2 листах и содержат сведения в следующем объеме:

лист 1:

- кадастровый номер земельного  участка;

-адрес земельного участка, сформированный в соответствии с действующей версией классификаторов (кодификаторов);

-информация о категории земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;

-информация о площади земельного участка в кв.м;

лист 2:

-план границ земельного участка со сведениями:

-информация об учтенных объектах недвижимости на испрашиваемом земельном участке;

Информация о работе Администрирование системы обложения земельным налогом в РФ, направления совершенствования