Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

1.Сущность, цели, задачи аудита.
2.Принципы аудита.
3.Аттестация и лицензирование ауд.деятельности.
4.Организационные аспекты ауд.деят-ти.
5.Ответственность аудитора. Страхование ответственности.

Файлы: 1 файл

Аудит ш.docx

— 105.29 Кб (Скачать файл)
 

22.Права и обязанности аудитора и хоз.субъекта.

Взаимоотношения аудитора и экон.субъекта основаны на добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или арбитражном суде. Экон.субъект и аудитор вправе выбирать друг друга самостоятельно. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору. Согласно Закона об аудиторской деятельности :Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: 1. Права:1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хоз.деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности фин.(бух) отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству РФ и настоящему Федеральному закону.2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны: осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и настоящим ФЗ; предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг; обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг: 1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;2) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания ауд.услуг;3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения БУ и составления финн.(бух) отчетности;5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

 

23.Специальные аспекты ауд.проверки.

 Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. При проведении первичного аудита бух.отчетности следует провести проверку достоверности и начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, они должны отражать результаты финансово-хозяйственной деятельности экон.субъекта и последовательное применение учетной политики за период, предшествующий первичному аудиту. Убедиться, что эти показатели не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бух.отчетности. Проанализировать: существенность начальных и сравнительных показателей в отношении проверяемой бухгалтерской отчетности; величина риска возможных искажений бух.отчетности в предыдущем отчетном периоде; учетная политика; факт выдачи аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита. Аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций действующим в РФ нормативным актам, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бух.отчетность не содержит существенных искажений. Установить: обеспечивается ли персонал необходимыми нормативными актами по БУ и налогообложению; привлекаются ли специалисты ауд. и юр.организаций для получения  консультаций по БУ, налогообложению и применению хозяйственного и иного законодательства РФ; разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота; применяются ли меры воздействия (и какие) на персонал при соблюдении требований нормативных актов; осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста. Проверка прогнозной финансовой информации-  информация о будущем финн.положении, будущих финн.результатах деятельности, будущем движении денежных средств либо отдельных сторонах финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экон. субъекта. Проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность ее использования, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления. Проверка оценочных значений в БУ - приблизительно определенные или рассчитанные сотрудниками аудируемого лица на основе своего профессионального суждения значения некоторых показателей в отсутствие точных способов их определения. Аудитор должен получить достаточные надлежащие ауд.доказательства относительно того, является ли оценочное значение разумным в данных обстоятельствах и раскрыта ли, если это необходимо, надлежащим образом информация о нем. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную БО. Прочая информация считается непротиворечивой во всех существенных аспектах проаудированной БО, если в ней отсутствуют существенные данные, прямо или косвенно противоречащие сведениям, содержащимся в проаудированной БО или вытекающими из нее.

 

 

24.Аудит организации бухучета и учетной политики организации.

 Цель проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики — установить соответствие бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и выяснить особенности деятельности организации. Источники информации: Приказ об учетной политике со всеми приложениями: график документооборота, методики оценки активов и обязательств, положение о проведении инвентаризации и т. д.; Должностные инструкции; Описание процесса компьютерной обработки учетной информации; Рабочий план счетов. Нормативная база: ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; ПБУ1/98 «Учетная политика организации». Для достижения поставленной цели, аудиторы должны решить следующие задачи:  изучение системы организации учета; оценка учетной политики; характеристика документации и системы документооборота; подтверждение достоверности исчислений и начислений по всем основаниям. В ходе проверки производится ряд процедур по установлению организационной структуры распределения обязанностей и уровня квалификации учетного персонала; Изучение формы организации бухгалтерского учета; Изучается график документооборота: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию; порядок и составление форм внутренней отчетности; применение типовых форм первичных документов; обоснование применения нетиповых форм первичных документов; Применение положения об учетной политике. В основе формирования учетной политики любой организации в первую очередь лежит использование норм Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», в котором под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения; стоимостного измерения; текущей группировки и итогового обобщения финансово-хозяйственной деятельности.

 

25.Аудит учредительных документов и капитала.

Целью аудита учр.документов и операций с капиталом является установление соответствия учр.документов организации нормам действующего законодательства, правильности формирования (изменения) капитала. Задачами: изучение статуса юр.лица организации, сферы деятельности и права его функционирования;  наличие лицензий по видам деятельности; проверка порядка формирования (изменения) капитала и изучение его структуры. Основные нормативные документы: ФЗ «О бух.учете»; Гражданский кодекс РФ; • ФЗ «Об акционерных обществах»; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и индивидуальных предпринимателей»;  План счетов БУ и Инструкция по его применению; • приказ Минфина России «О формах бух.отчетности организаций». Документы: устав, учредительный договор, свидетельство о гос.регистрации, документы, связанные с приватизацией и акционированием организаций, находившихся в собственности государства, субъектов РФ, общественных организаций, протоколы собраний учредителей (акционеров), акты приема-передачи акций, акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала), бух.баланс (форма № 1), отчет об изменении капитала (форма № 3), главная книга, регистры БУ по счетам 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 75 «Расчеты с учредителями». Три этапа: 1) Ознакомительный. Основной задачей аудита учр.документов и операций с капиталом является подтверждение информации о капитале в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной бух.отчетности, а именно установить, что: данные об остатках на счетах учета капитала на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль» Бухгалтерского баланса (форма № 1);  данные об остатках на счетах учета капитала на начало и конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным в отчете об изменении капитала (форма № 3). На ознакомительном этапе аудитор проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства. 2)Основной. Изучая виды деятельности, осуществляемые предприятием, аудиторы должны установить их соответствие видам деятельности, которые зафиксированы в уставе. Необходимо также проверить наличие всех лицензий. Следует убедиться, что изменение (уменьшение, увеличение) уставного капитала акционерного общества, ООО произошло в соответствии с правилами и требованиями. Аудитору необходимо проверить, соответствует ли сальдо по счету 80 «Уставный капитал» размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации, производятся ли записи по счету 80 при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала (после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации). Анал.учет по счету 80 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций. При проверке добавочного капитала необходимо установить, за счет каких именно источников он был сформирован: за счет эмиссионного дохода акционерного общества, прироста стоимости внеоборотных активов, положительной курсовой разницы по вкладам иностранной валюты в уставный капитал. При проверке резервного капитала необходимо установить, за счет каких источников он был сформирован (как правило, это отчисления чистой прибыли в соответствии с учредительными документами). При проверке нераспределенной прибыли необходимо установить, что все записи по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» были произведены на основании протоколов заседаний учредителей или протоколов годового собрания акционеров. При этом дата операции должна соответствовать дате составлении протокола. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита учредительных документов и операций с капиталом: несоответствие данных о размере уставного капитала, указанных в учредительных документах, данным, указанным в регистрах БУ; неполное внесение учредителями долей в уставный капитал; невнесение или несвоевременное внесение изменений в учредительные документы; деятельность без лицензии; нарушения, связанные с формированием уставного капитала общества и размещением его акций; нарушения, связанные с недействительностью решений органов управления общества; нарушения, связанные с порядком выплаты дивидендов; нарушения, связанные с обеспечением прав акционеров на приобретение размещаемых обществом дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. 3)Заключительный. Аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией.  

 26.Аудит отчетности экономического субъекта.

Целью аудита бухгалтерской отчетности является выражение мнения о ее достоверности, а также проверка соответствия бухгалтерской  отчетности требованиям действующего законодательства. Для достижения цели аудита отчетности необходимо решить ряд задач: проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, взаимосвязь ее показателей; подтвердить правильность оценки статей отчетности; предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита отчетности; проверить правильность формирования сводной и консолидированной отчетности. При аудите бухгалтерской отчетности проверяют годовую отчетность в составе: Бухгалтерский баланс (форма 1), Отчет о прибылях и убытках (форма 2), Отчет об изменениях капитала (форма 3), Отчет о движении денежных средств (форма 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5), Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности. При аудите бухгалтерской отчетности осуществляют: проверку ведения бухгалтерского учета; проверку проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности; проверку составления бухгалтерской отчетности; проверку соответствия бухгалтерских документов требованиям законодательства РФ; проверку соблюдения проверяемой организацией трудового законодательства. При аудите бухгалтерской отчетности особенное внимание уделяется подтверждению остатков по балансовым счетам и расчету финансовых показателей. Типичными ошибками, выявляемыми по результатам аудита отчетности, являются: показатели отчетности не подтверждены результатам инвентаризации (последняя проверка проведена формально, не по всем активам и обязательствам); допущены арифметические ошибки при подсчете показателей отчетности, округленных значений показателей; отсутствует взаимоувязка отдельных показателей различных форм отчетности; неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности. По результатам аудита отчетности аудиторы подготавливают и представляют организации-заказчику аудиторский отчет и аудиторское заключение.

 

27.Особенности аудита малых предприятий.

Факторы риска: 1) учетные записи могут  вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бух.отчетности 2) руководитель экн.субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу заключения, аудиторы дополнительно окажут услугу по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бух.отчетности 3) в следствии меньшего, чем в иных эк.суб. количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий 4) возможно, что сотрудники ведущие бух.учет имеют доступ к таким активам эконом.суб. , которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы (злоупотребление) 5) если мал.эк.суб осуществляет большое количество операций за налич.ден.сред-ва, то возможно выручка занижается или фиксируется, а расходы завышаются 6) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бух.учет затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных Доп.риск- применение единичного компьютера с возможностью несанкцианированного ввода данных. При получении ауд.доказательства в ходе аудита субъкта мал.пред-ва, использующего упращенную систему налогообложения, учета и отчетности следует рассмотреть: обоснованность применения упращенки, соблюдение порядка отражения хоз.операций в книге учета доходов и расходов, правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода.

 

 

                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                    
28. Значение финансового анализа в аудите.

Финансовый  анализ в аудите в зависимости  от поставленной задачи является инструментом получения 1) аудиторских доказательств и 2) сопутствующим аудиту видом услуги. В качестве источников аудиторских доказательств предусмотрены результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экон.субъекта. Убедительность аналитических выводов зависит от качества проведенного анализа и при необходимости подтверждается другими аудиторскими процедурами — пересчет, подтверждение, документирование и пр. Особое значение анализ имеет на ранних стадиях аудиторской проверки, в том числе и на стадии планирования проведения аудита. На этих стадиях аналитические процедуры позволяют определить особенности деятельности клиента, наметить стратегию проверки, оценить степень аудиторского риска, выявить проблемы в формировании финансовой информации. Действия: сравнение текущих данных с данными предшествующих периодов; сравнение текущих данных с данными плана и прогноза; сравнение текущих данных с нормативными (или оптимальными) значениями; сравнение текущих данных предприятия со средними отраслевыми значениями; сравнение финансовых коэффициентов с нефинансовыми показателями. В ходе проведения самих процедур аудита аудитор при помощи анализа оценивает необходимость сокращения или, напротив, увеличения количества детальных аудиторских процедур. Если анализ не выявляет необычных отклонений, то вероятность существенной ошибки минимальна. Информационная база анализа основана на использовании различных источников, в том числе и  нефинансовых данных (сведения средств массовой информации, пояснительные записки положение об учетной политике, данные о производственны» мощностях, численности работающих и др.).На заключительной стадии аудиторской проверки финансовый анализ необходим для оценки результатов и выработки аудиторского заключения. Как сопутствующие аудиту- финансовый анализ (анализ финансовой отчетности)— выявление существенных связей и характеристик финансового состояния предприятия для выработки оптимального управленческого решении по управлению инвестициями)(анализ ликвидности баланса; анализ финансового состояния и платежеспособности; анализ динамики и структуры статей баланса; факторный анализ прибыли; анализ оптимизации объема прибыли, объема производства и издержек; комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.). Значимость аудиторской проверки с точки зрения собственника (инвестора) заключается не только в получении информации о достоверности финансовых результатов предприятия и соответствии учетной политики действующему законодательству, но и в овладении следующей аналитической информацией для обоснованности принятия решения по управлению инвестициями: динамика предприятия — рост, стабильность, спад; структура капитала предприятия: предполагает ли данная структура риск для вложенного капитала; место предприятия среди других предприятий данной отрасли предпринимательства. Исполнительной администрации в результате проведения аудита важно определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли, сокращения потерь. Финансовый анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы. Можно смело утверждать, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования. 
29. Контроль качества работы в аудите.

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"