Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

1.Сущность, цели, задачи аудита.
2.Принципы аудита.
3.Аттестация и лицензирование ауд.деятельности.
4.Организационные аспекты ауд.деят-ти.
5.Ответственность аудитора. Страхование ответственности.

Файлы: 1 файл

Аудит ш.docx

— 105.29 Кб (Скачать файл)
 

  7.Роль и значение ФЗ «Об ауд.деятельности».

Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» № 119-ФЗ, принятый 07.08.01 призван регулировать аудиторскую  деятельность в Российской Федерации. Он включает 22 статьи. В нем содержатся понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской  деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.     ФЗ регулирует: а) аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности со стороны государства; б) ответственность юридических и физических лиц за осуществление аудиторской деятельности без лицензии;      в) ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению; г) ответственность аудиторов (аудиторских фирм) за неквалифицированное проведение аудиторской проверки (законность и обоснованность ее результатов), предпринимательство в работе аудиторов и аудиторских организаций уступило место процессуализации этой деятельности. В подготовке закона «Об аудиторской деятельности» принимали участие представители Минфина РФ, представители профессиональных аудиторских объединений, научные работники, аудиторы-практики. Первая статья дает определение аудиторской деятельности, указана цель аудита, дан перечень услуг, сопутствующих аудиту. Ряд статей посвящены вопросам регулирования АД, указаны органы регулирования, даны их функции. В законе дано определение понятий аудиторской организации и индивидуального аудита. В законе дано определение правил АД, приводится их классификация. Ряд статей содержит права, обязанности и ответственность аудиторов и аудируемых лиц. В законе рассматриваются вопросы организации контроля аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. В законе дано определение обязательного аудита, и критерии его проведения.   

 

8.Федеральные ауд.стандарты.

 

      Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской  деятельности», стандарты ауд.  деятельности – это единые требования к порядку осуществления ауд. деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты подразделяются на: Федеральные стандарты аудит. Деятельности; Внутренние стандарты ауд. деятельности, действующие в професс. ауд. Объединениях; Внутрифирменные стандарты ауд. организаций и индивидуальных аудиторов.  Федер. стандарты ауд. деятельности являются обязательными для ауд. организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых сказано, что они имеют рекомендатель-ный характер и утверждаются Правительством РФ. Професс. ауд. объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов стандарты ауд. деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам ауд. деятельности. Требования внутрен-них стандартов ауд. деятельности не могут быть ниже требований федер. стандартов ауд. Деятельности.  Ауд. организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутрифирменные стандарты ауд. деятель-ности, которые не могут противоречить федер. стандартам ауд. деятельности. При этом требования стандартов ауд. деятельности ауд. организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федер. стандартов ауд. деятельности и внутренних стандартов ауд. деятельности професс. ауд. объединения, членами которого они являются.  Стандарты ауд. деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подго-товки аудиторов и оценки их квалификации.    Пост. Правит.РФ утверждены . 11 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бух.) отчетности; 2. Документирование аудита;  3. Планирование аудита; 4. Существенность в аудите; 5. Аудиторские доказательства;  6. Аудиторское заключение по финансовой (бух.) отчетности; 7. Внутренний контроль качества аудита;  8. Оценка ауд. рисков и внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом;  9. Аффилированные лица;  10. События после отчетной даты;  N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности  аудируемого лица. Каждый стандарт соответствует принципиальной схеме:

Наименов. раздела

Содержание раздела

1

Общие положения

- Цель и основные разработки  стандарта,

- Необходимость использования  данного стандарта

- Объект стандартизации

- Сфера применения стандарта

- Взаимосвязь с др.стандартами  (в т.ч. междунар.)

- Преемственность с ранее  действ. норм.  докум-ми

2.

Стандарт (изложение сущности)

Формулировка проблемы, требующей  описания, анализа и решения в  данном стандарте,  Методология решения  указанной проблемы

3.

Приложение

Практические приложения (при необходимости)


 

Стандарты определяют: общий  подход к проведению аудита, масштаб  ауд. проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также  базовые принципы, которым должны следовать все представители  этой профессии независимо от условий  в которых проводится аудит. Ауд.стандарты  формируют единые базовые требования, определяющие норматив. требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов ауд. проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий ауд. стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. На базе ауд. стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься ауд. деятельностью. Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они: Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки,  Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки, Создают общественный имидж профессии, Устраняют контроль со стороны государства, Помогают аудитору вести переговоры с клиентом, Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

 

9.Международные ауд.стандарты.

 Стандарты аудита – это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. МСА предназначены для применения при аудите фин.отчетности, а так же они адаптируются и применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. К международным аудиторским стандартам относятся:- международные стандарты учета; - международные нормативы аудита и сопутствующих работ; - международные положения аудита; - международные нормативы бухгалтерского образования и этики; - общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности. В целом, международные аудиторские стандарты можно подразделить на три основные группы: 1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др. 2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т.д. 3. Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также на разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бух.отчетности эк.субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено. МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию. В первую группу «Введение», входят : предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности. Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Система внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента; определения уровня существенности и аудиторских рисков. Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты, и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. Правила составления аудиторских заключений до результата аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита». В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита.

 

 

 

 

10.Роль и значение общественных организаций аудиторов.

  Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее вышеуказанным требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. В настоящее время аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений, в их состав вошли: Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «СОДРУЖЕСТВО», Институт профессиональных аудиторов, Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Аудиторская палата России (АПР) является самым крупным профессиональным аудиторским объединением. Приоритетные направления деятельности связаны с созданием благоприятных условий для развития рынка аудиторских услуг в России. АПР активно участвует в разработке федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в разработке предложений к проекту изменений ФЗ «Об аудиторской деятельности». Одной из главных задач ее деятельности является повышение качества аудиторских проверок, проводимых членами АПР, так как во многом от этого зависит состояние инвестиционного климата России. Для выполнения поставленной задачи в АПР создана и достаточно успешно функционирует система контроля качества аудиторской деятельности и профессиональной этики. Тем не менее приоритетные направления деятельности Аудиторской палаты России нацеливают ее на эффективное выполнение функций саморегулируемого профессионального аудиторского объединения. Институт профессиональных аудиторов (ИПАР) – первое российское саморегулируемое аудиторское объединение, было зарегистрировано 5.12.2000 г. Учредителями ИПАР являются 36 компаний из 16 городов России, причем не только московские аудиторские организации, но и территориальные институты профессиональных аудиторов. Институт при своем небольшом аппарате проводит масштабную работу по программам распространения стандартов аудита и контролю качества аудиторских услуг. Институт проф.бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) создан с целью реализации задач реформирования БУ в соответствии с МСФО. ИПБ России активно сотрудничает с Минфином РФ. Это самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России. ИПБР организовал систему очного, заочного (дистанционного) обучения и повышения квалификации проф.бухгалтеров; разработал и внедрил многоуровневую систему аттестации и повышения квалификации проф.бухгалтеров; организовал систему контроля качества работы аудиторских организаций-членов ИПБ России; организовал ежегодное проведение конкурса на звание «Лучший бухгалтер России»; учредил золотые и серебряные медали «За заслуги в развитии бухгалтерского учета» и «За заслуги в развитии бухгалтерской профессии». Московская аудиторская палата (МоАП) создана в целях содействия развитию и совершенствованию аудиторской деятельности, увеличения профессионального потенциала аудиторских кадров, представления и защиты прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов. Для достижения целей МоАП активно взаимодействует с аудиторскими организациями и некоммерческими объединениями, с учебными заведениями, разрабатывает предложения по развитию и совершенствованию бухгалтерского, налогового законодательства и правового регулирования аудита в России. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «СОДРУЖЕСТВО» – международная общественная организация. Национальная федерация консультантов и аудиторов (НФКиА) является аккредитованным при Минфине РФ профессиональным аудиторским объединением Создана с целью консолидации усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской деятельности в России, внедрения международных стандартов аудита в профессиональную деятельность российских аудиторов и создания методологических основ систем внутреннего контроля качества. Российской коллегии аудиторов. Основными целями и задачами коллегии являются содействие разработке основных принципов организации аудита на территории РФ и рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности.

11.Особенности ауд.проверки ФГУП

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Если организация является МУП, ГУП. Проводится по условиям открытого конкурса, если в уставном капитале этих организаций доля государства или субъекта РФ больше 25 %. С этой целью с МУП, ГУП формируется конкурсная комиссия из сотрудников организации, которые в течение не менее чем за 45 дней до проведения конкурса информируются об этом аудите организации через СМИ. Аудиторские организации, пожелавшие  принять участие в конкурсе, в течение 15 дней должны подать заявку в конкурсную комиссию. После этого  в течение 10 дней АО, подавшее заявление, предоставляет в конкурсную комиссию техническое задание и образец договора на проведение аудита. Конкурсная комиссия рассматривает представленные технические задания и выбирает наиболее приемлемую аудиторскую фирму, с которой заключается договор на проведение аудиторской проверки. Расходы предприятия на оплату аудиторских услуг включаются в установленном порядке в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия. При этом в договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство государственного имущества РФ и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Аудиторская проверка должна включать: • тестирование руководителя на соблюдение требований нормативных документов; • проверку соблюдения трудового законодательства; • проверку эффективности использования имущества, переданного в хозяйственное ведение; • проверку организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Особенности: продажа недвижимого имущества, находящегося у государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, осуществляется только с согласия собственника. Кроме того, списание оборудования стоимостью свыше 10 000 руб. и транспортных средств должно производиться также по разрешению собственника. Сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием. Средства, полученные от продажи имущества за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 % цены продажи имущества и его балансовой стоимости, подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты проданного имущества. Проверка эффективности использования активов включает тестирование на использование имущества по целевому назначению и расчеты эффективности использования оборудования. С помощью теста на использование имущества по целевому назначению анализируется использование недвижимости и оборудования. Аудит выполнения программы деятельности предприятия и финансового плана имеет большое значение, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ отчисления от прибыли унитарного предприятия формируют доходы бюджета соответствующего уровня. Аудит проводится с целью проверки финансовой дисциплины предприятия, а также выявления отклонений от плановых показателей, которые могут послужить информацией для проведения дополнительных аудиторских процедур. Проверка использования бюджетных средств является одним из важнейших направлений аудита ГУП, так как порядок использования бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а за нецелевое их использование применяются санкции в соответствии с КоАП и Бюджетным кодексом РФ. Первоначально на данном этапе проверки формируется информация об источниках бюджетного финансирования. Проверка использования бюджетных средств должна выявить полноту их использования и соблюдение финансовой дисциплины. Полнота использования денежных средств определяется на основе проведения анализа расходования бюджетных поступлений. Соблюдение финансовой дисциплины проверяется на основе данных об исполнении сметы расходов бюджетных средств.

 

12.Виды сопутствующих аудиту услуг.

1)Ведение учета- при отсутствии бухгалтерии в организации, но не могут проводить в ней аудит. Разрабатывается учетная политика, формируется рабочий план счетов, перечень субсчетов, проектируется состав аналитических счетов и регистров, сдаются отчеты в ГНИ. Могут работать в офисе клиента. Могут по всем видам и участкам учета (полное ведение учета), могут по отдельным.

2) Восстановление бух.учета- работа  проводится за определенный период  времени и носит разовый характер- довольно сложная процедура, проводится наиболее квалифицированными специалистами.

3)Составление бух(финн) отчетности- может быть следствием уже  проведенного комплекса работ, либо самостоятельным видом работ ,предполагает составление отчетов во внебюдж.фонды соц.гос.фонды и стат.очетности

4) Защита бух.отчетности  и налоговой  декларации в налоговой- предварительная сдача во всех гос.соц.внебюдж.фондах, органах статистики

5)Совершенствование (модернизация) действующей системы учета- модернизация в случае необходимости обоснованности выбранной учетной политики, принятых учетных решений по ее реализации (переход на более совершенную форму учета, подбор системы автоматизации0, внедрение новых методов учета.

6)Постановка бух.учета-определение  долговременной учетной политики, выбор форм бух.учета, подбор  комплекса тех.средств, формирование  структуры бух.службы, график документооборота, должностные инструкции (наибольший спрос у вновь создаваемых)

7)Проведение экономического и  финансового анализа

8)Консультативные услуги

9) Проведение семинаров, повышение  квалификации бух-в

10)Обучение бухгалтерского персонала

11)Издание метод.пособий по бух.учету,  налогооблажению, анализу, аудиту.

12)Автоматизация бух.учета

 

13.Порядок проведения ауд.проверки.

Этапы аудита вкл: 1. сбор инф-и о проверяемом п/п  и изучении его деят. (знакомство с должностными лицами и администрацией, изучение осн док., изучение организ  технолог особен п/п). 2. планирование аудита (составл договор на провед аудита, оговаривается стоимость аудиторских  услуг – оплата может быть повременная, сдельная, по результатам (доля от сэкономленных  фин ресурсов), комбинированная) От планирования зависит эфф. всей проверки. Решаются след вопросы: намечается цель, объекты, мероприятия проверки; оценивается  эффек системы управ п/п; оценивается  СВК, определяется степень доверия  ей, расчит показ риск-контроля –  вероятность того, что СВК не найдет ошибок в б/у (РискАуд=ВнутРиск*РискКонт*РискСамТестов); определ материальность аудита (предельно допустимый уровень возможного искажения инф-и). В резул опред наиболее эффек подход к проверке именно этого п/п.Сост программа аудита, календарный план работы.; 3,  выполнение проверки вкл(Бух.баланс и др формы отчетности® Гл книга®Учетные регистры®накопител и группировочные вед®первичные докум-ты).  4.    формирование мнения аудитора в составл заключении.

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"