Шпаргалка по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Аудит"

Файлы: 1 файл

Вопросы по аудиту.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы

по дисциплине «Аудит»

к экзамену

по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация: Бухгалтерский  учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций) для студентов, обучающихся по основной образовательной программе и сокращенной образовательной программе

 

  1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации.

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.

Аудит - это вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.

Современный аудит - это особая организационная  форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Говоря другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность.

В проектах российских стандартов аудиторской  деятельности дается следующее определение  аудита.

Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Под аудитом иногда понимается процесс  снижения до приемлемого уровня информационного  риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

В ходе аудита финансовых отчетов  устанавливаются точность отражения  в них финансового положения  и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Характер аудита - предпринимательская  деятельность.

Основа взаимоотношений аудита - добровольность, осуществление на основе договоров.

Управленческие связи аудита - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним.

Принцип оплаты услуг аудита - оплату производит клиент.

Результаты аудита - аудиторское  заключение - документ, имеющий  юридическое значение для всех юридических физических лиц, органов государственной власти и управления, органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.

В итоге, аудит - это лицензируемая  предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических  и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономической деятельности, направленная на подтверждение достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам.

Аудиторская деятельность (аудит) в  России представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

Известный американский специалист в  области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон подчеркивает, что аудиторская деятельность - это  деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. И далее заключает, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.

Аудиторская деятельность отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудиторская деятельность - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.

Аудиторская деятельность существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы)

В РФ следующая структура контролирующих органов: 1. государственные контрольно-бюджетные органы,2. ведомственные контрольно-ревизионные службы, 3. внутрихозяйственные контрольные службы на п/п,4. Аудит-кие фирмы и аудиторы. А, является методом осуществл вневедомственного независ фин контроля. Его основными субъектами являются п-я и орг-ии негос сектора экономики. В отличии от гос контроля А выполняет роль советника, помощника специалистов занимающихся обработкой инфы. Интересы пользователей инфы не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой её оценке аудиторами.

 

  1. Виды аудита, услуги сопутствующие аудиту.

Виды аудита

Критерии

Виды

По отношению  к пользователям информации

  1. Внешний
  2. Внутренний

По отношению  к требованиям законодательства

  1. Обязательный
  2. Инициативный

По объектам аудита

  1. Банковский
  2. Аудит страховых организаций
  3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов
  4. Общий
  5. Государственный

По назначению

  1. Аудит финансовой отчетности
  2. Налоговый
  3. Аудит на соответствие требованиям
  4. Ценовой
  5. Управленческий (производственный) аудит
  6. Аудит хозяйственной деятельности
  7. Специальный (экологический, операционный и др.)

По времени  осуществления

  1. Первоначальный
  2. Согласованный (повторяющийся)
  3. Оперативный

По характеру  проверки

  1. Подтверждающий
  2. Системно-ориентированный
  3. Аудит, базирующийся на риске

Сопутствующие аудиту услуги – услуги, разрешенные  к исполнению субъектами аудиторской  деятельности помимо собственно проведения аудиторских проверок.

Основные виды сопутствующих аудиту услуг:  
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское консультирование;  
2) налоговое консультирование;  
3) анализ финансово – хозяйственной деятельности, экономическое, финансовое, управленческое консультирование;  
4) правовое консультирование и представительство;  
5) оценка стоимости имущества предприятий как имущественных комплексов, предпринимательских рисков;  
6) разработка инвестиционных проектов, бизнес-планов;  
7) обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;  
8) другие услуги, связанные с аудиторской деятельностью.

Для выполнения лицензируемых услуг необходимо иметь соответствующие лицензии.

Услуги, не совместимые  с проведением обязательной аудиторской  проверки: ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление налоговых деклараций, составление бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на услуги действия, услуги контроля, информационные услуги.

Услуги действия – создание документов, ранее экономическим  субъектом не созданных. Услуги контроля – проверка документов на предмет их соответствия критериям, согласованным с экономическим субъектом, контроль ведения учета и составления отчетности, исчисления и уплаты налогов и иных платежей. Информационные услуги – проведение семинаров и консультаций, обучение, информационное обслуживание, издательская деятельность.

 

  1. Аудит нематериальных активов коммерческой организации.

Цель аудита нематериальных активов  заключается в составлении обоснованного  мнения о достоверности и полноте  информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации (Теоретические основы см. в гл. 12).

Пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина  России от 16.10.2000 № 91н, определены условия принятия к учету активов в качестве нематериальных.

Согласно п. 3 ст. 257 НК нематериальными  активами (НМА) признаются приобретенные  и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) и приносящие экономические выгоды (доход).

К бухгалтерскому учету НМА принимаются  по первоначальной стоимости (п. 6 ПБУ 14/2000).

Стоимость нематериальных активов, созданных  самой организацией, определяется как  сумма фактических расходов на их создание, изготовление, за исключением  сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК (п. 3 ст. 257 НК). Таким образом, первоначальная стоимость нематериального актива в налоговом учете в данном случае будет соответствовать первоначальной стоимости этого актива, отраженной в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 7 ПБУ 14/2000 нематериальные активы считаются созданными самой  организацией, если исключительное право  на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику. Первоначальная стоимость определяется как сумма, уплаченная по договору (без НДС).

Для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые  впоследствии будут приняты к  бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов». На дату выполнения заказа в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 08, субсчет 08-5, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма НДС, подлежащая уплате контрагенту, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» в корреспонденции со счетом 60.

Оплата по договору будет отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 60 в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Сформированная первоначальная стоимость  нематериальных активов, принятых в  эксплуатацию, списывается со счета 08, субсчет 08-5, в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

Уплаченную сумму НДС организация  имеет право принять к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК в  порядке, установленном п. 1 ст. 172 НК после принятия к учету соответствующего актива. Эта операция отражается в учете по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

  1. Кодекс профессиональной этики аудитора, его содержание и назначение.

Кодекс профессиональной этики аудитора устанавливает нормы поведения аудиторов, определяет основополагающие принципы, которые должны соблюдаться им в процессе выполнения своих профессиональных функций. Для разработки профессиональной этики используются положения общей этики. Этика — область философии, которая занимается систематическим изучением проблемы человеческого выбора, понятий о хорошем и плохом, которыми человек руководствуется, и смысл, который в конечном счете имеет [104]. Необходимость регулирования этического поведения профессиональных групп возникла в связи с ответственностью ее представителей перед обществом. 
Аудиторы несут ответственность перед обществом, в том числе перед всеми, кто полагается на их объективность, честность, независимость, что способствует поддержанию нормального функционирования коммерческой деятельности. 
Профессиональная этика включает в себя свод норм, которые имеют рамочный характер, однако даже при их наличии проблема выбора в конкретном случае остается за профессионалом. При решении проблемы выбора аудитор может использовать общий критерий, закрепленный в Кодексе профессиональной этики аудиторов Российской Федерации [65]: «Старайся не делать другим того, что не хотел бы, чтобы делали тебе», а также следующие подходы, сложившиеся в философии [104]: 
императивный — строится на жестких правилах, которых следует придерживаться, недостаток — рассматривается только соблюдение правил, а не последствие действий; 
утилитарный — изучаются последствия в результате действий, а не соблюдение правил (т.е. допускаются исключения из правил), недостаток — данный подход дает положительный эффект, если все остальные следуют норме, если нет, то исключение из правил становится правилом для всех и нормы поведения не соблюдаются; 
генерализация — разумное сочетание императивного и утилитарного подходов, предполагает решать проблему выбора, отвечая на вопрос: «Что случилось бы, если бы все действовали одинаково в одинаковых обстоятельствах?». Если результаты действий нежелательны, то такие действия являются неэтичными и не должны осуществляться. 
Выделяют международный, национальный и внутренний кодексы профессиональной этики аудиторов. 
Международный кодекс профессиональной этики принят МФБ. В нем содержатся нормы как в целом для всех профессиональных бухгалтеров, так и отдельно для независимых профессиональных бухгалтеров (аудиторов). 
Кодекс профессиональной этики аудиторов России в качестве национального был утвержден Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28.08.2003 протоколом № 16 и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров. Он подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов [63]. Этот кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. В России аккредитованные профессиональные аудиторские объединения обязаны с 2001 г. устанавливать требования к профессиональной этике, осуществлять систематический контроль за их соблюдением. Кодекс этики, действующий в профессиональном объединении, относится к группе внутренних кодексов. В соответствии с правилами преемственности его нормы не должны противоречить национальному кодексу и содержать требования ниже национального. 
Некоторые российские аудиторские объединения до вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 119ФЗ «Об аудиторской деятельности» сами разрабатывали и принимали внутренний кодекс профессиональной этики аудитора. В частности, такой кодекс утвердила в декабре 1996 г. Аудиторская палата России. В нем были обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России, на основе международных этических норм МФБ. 
Наличие кодексов этики разных уровней может привести к определенным противоречиям. Международный кодекс в отношении данной проблемы предусматривает следующее: если какоелибо положение национального этического кодекса противоречит положению международного этического кодекса, то должно выполняться национальное требование. При оказании услуг в другом государстве следует руководствоваться тем этическим кодексом, в котором определены более строгие (жесткие) требования. 
Ответственность аудиторов за несоблюдение кодекса этики определяется профессиональным аудиторским объединением. 
Контрольные вопросы 
1. В чем заключается сущность понятия аудиторских стандартов? Каково их значение в развитии аудита? 
2. На какие виды подразделяют аудиторские стандарты? Охарактеризуйте их. 
3. Кто разрабатывает и утверждает национальные аудиторские стандарты? 
4. Предусмотрена ли ответственность аудитора за несоблюдение норм аудиторских стандартов? В чем она выражается? 
5. Каково значение внутренних аудиторских стандартов? 
6. Какими аудиторскими стандартами необходимо руководствоваться при разработке внутрифирменных стандартов? 
7. Охарактеризуйте общую этику и ее взаимосвязь с профессиональной этикой аудитора. 
8. Раскройте содержание и назначение Кодекса профессиональной этики аудиторов России. 
9. Почему возникла необходимость (потребность) регулирования профессионального поведения аудитора? 
10. Предусмотрен ли внешний контроль за аудиторами по соблюдению норм аудиторских стандартов, кодекса этики? Кем он осуществляется? 
Тесты 
1. Внутрифирменные стандарты в аудиторской организации утверждаются: 
а) аккредитованным профессиональным аудиторским объединением; 
б) приказом руководителя аудиторской организации, если учредительными документами не предусмотрено иное; 
в) по согласованию с клиентами аудиторской организации. 
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждает: 
а) Правительство РФ; 
б) аккредитованное профессиональное аудиторское объединение; 
в) руководитель аудиторской организации. 
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов при аудите финансовой отчетности: 
а) не являются обязательными в любом случае; 
б) являются обязательными, за исключением тех положений, которые имеют рекомендательный характер; 
б) используются по обстоятельствам. 
4. При разработке внутрифирменных аудиторских стандартов аудиторская организация обязана руководствоваться: 
а) только рекомендациями аккредитованных профессиональных аудиторских объединений; 
б) только кодексом профессиональной деятельности; 
в) нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. 
5. Внутренние стандарты могут содержать требования ниже требований, которые содержатся в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности: 
а) нет; 
б) да; 
в) законодательством не регулируется. 
6. При систематическом нарушении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: 
а) предусмотрена административная, уголовная, гражданскоправовая ответственность; 
б) ответственность не предусмотрена законодательством; 
в) решение об ответственности принимает аккредитованное профессиональное аудиторское объединение. 
7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют: 
а) принципы составления финансовой (бухгалтерской) отчетности; 
б) единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации; 
в) требования по проверке налогового учета и отчетности. 
8. При проведении аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности российской компании аудитор должен руководствоваться: 
а) международными стандартами аудита; 
б) профессиональным опытом и интуицией; 
в) федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности. 
9. Кодекс профессиональной этики аудиторов России принят: 
а) Минфином России; 
б) Советом по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти; 
в) Правительством РФ. 
10. Кодекс профессиональной этики аудиторов России содержит: 
а) нормы поведения аудиторов; 
б) требования к уровню квалификации аудиторов; 
в) процедуры осуществления аудиторских проверок.

Информация о работе Шпаргалка по "Аудиту"