Экономика и социология труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 04:36, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. теоретические основы экономики и социологии труда.
Тема 2. Рынок труда, занятость и безработица.
Тема 3. Организация труда на предприятии.
Тема 4. Производительность труда.
Тема 5. Трудовой коллектив предприятия.
Тема 6. Заработная плата и ее организация.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

Внутренний  рынок труда — это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами. На внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.

Внешний рынок  труда — это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров.

 

Современный рынок рабочей  силы России можно разделить на «открытый» и «скрытый».

Открытый  рынок рабочей силы охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах. Открытый рынок рабочей силы может быть представлен как официально организованный и неофициальный.

Официально  организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе формального профобразования.

Неофициальный рынок труда представляет ту часть спроса на труд, учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами государственных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки, подчинены стихийному изменению соотношения спроса и предложения рабочей силы.

Скрытый рынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу.

 

Закон Оукена

Для оценки состояния  регулируемого рынка труда используется показатель напряженности. Коэффициент напряженности (Кнапр) определяется по формуле:

К напр  = Sнезан зарегистр

       Σ Sвакансии

где Sн зар — численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости,

ΣSвакансии - суммарная совокупность наличных вакансий на данный период времени.

 

Оценивая уровень безработицы, следует вернуться к понятию  «естественная безработица». Она отражает равновесное состояние рынка труда, когда число ищущих работу совпадает с количеством свободных вакансий.

Норма естественной безработицы — это доля безработных в общем объеме трудовых ресурсов страны в состоянии полной занятости.

В экономически развитых странах естественный уровень безработицы составляет 4—6%, в России — 3—5%.

Когда экономика не может  обеспечить рабочими местами всех желающих работать, ее производственный потенциал сужается на величину непроизведенных благ. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта (ВНП), которое представляет собой разность объемов потенциального и фактического ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения, что существуют естественный уровень безработицы, «нормальные» темпы экономического роста.

 

 

Известный американский исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП, известное как закон Оукена. Согласно этому закону, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. И наоборот, каждые 2,5% прироста реального ВНП обусловливают снижение безработицы на 1 %. Это отношение позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с уровнем безработицы.

 

2.6. Государственное регулирование занятости и рынка труда

Механизм регулирования  занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие:

  • меры государственной политики занятости; Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.
  • методы ее проведения Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
  • типы государственного воздействия на занятость населения. Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

 

Государственное регулирование  занятости включает разработку целевых  и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время  можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:

•  федеральный;

•  субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

•  местный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая программа  в общем виде состоит из четырех  блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-координирующего.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей:

    • стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;
    • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
    • предоставление работы каждому, кто ее ищет.

 

Для проведения единой государственной  политики занятости и регулирования рынка труда в России создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни:

    • федеральный,
    • субъектов РФ 
    • муниципальных образований.

Кроме того, развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.

 

 

Тема 3.  Организация труда на предприятии

    1. Сущность и значение организации труда на предприятии
    2. Нормирование труда на предприятии
    3. Методы нормирования труда
    4. Классификация затрат рабочего времени
    5. Изучение затрат времени на рабочем месте
    6. Порядок изменения норм труда
    7. Условия труда

 

3.1. Сущность и значение организации труда на предприятии

Организация труда или организационные отношения – это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда.

Организация труда на предприятии  – это, с одной стороны, система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок трудового процесса, который складывается из разделения труда и его кооперации между работниками, организации рабочих мест и организации их обслуживания, рациональных приемов и методов труда, обоснованных норм труда, его оплаты и материального стимулирования, планирования и учета труда и который обеспечивается подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, созданием безопасных и здоровых условий труда, а также воспитанием дисциплины труда.

Организация труда на предприятии  – это, с другой стороны, действия по установлению, упорядочению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействии работников со средствами производства и друг с другом.

Элементами организации труда  на предприятии являются:

1. Подбор, подготовка, переподготовка  и повышение квалификации работников.

2. Разделение труда, т.е. расстановка работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей.

3. Кооперация труда, т.е. установление  системы производственной взаимосвязи  между работниками.

4. Организация  рабочих мест.

5. Организация  обслуживания рабочих мест.

6. Разработка рациональных приемов и методов труда.

7. Установление  обоснованных норм труда.

8. Создание  безопасных и здоровых условий  труда.

9. Организация  оплаты и материального стимулирования  труда.

10. Планирование  и учет труда.

11. Воспитание  дисциплины труда.

 

3.2. Нормирование труда на предприятии

Нормирование труда является частью организации труда на предприятии.

Под нормированием труда понимают процесс установления научно обоснованных норм затрат труда на выполнение какой-либо работы.

Научное обоснование норм предполагает учет технических и технологических возможностей производства, учет особенностей применяемых предметов труда, использование прогрессивных форм, приемов и методов труда, его физиологически оправданную интенсивность, нормальные условия труда.

Нормы труда как бы подводят итог техническим  и организационным решениям на производстве, они фиксируют достигнутый уровень  технико-технологического и организационного совершенства на предприятии и для  этих условий устанавливают меру труда.

Нормы труда являются также необходимым элементом планирования труда и производства, при помощи норм труда рассчитывают трудоемкость производственной программы, определяют необходимую численность персонала и его структуру на предприятии.

Наконец, нормы труда – это составная часть организации оплаты труда, так как с их помощью устанавливается расценка – величина заработка за выполнение единицы работы.

На  практике используются следующие виды норм труда:

– норма времени – количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;

– норма выработки – количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени (за один час, рабочую смену и т.д.). Между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость;

– норма обслуживания – количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест т.д.), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени;

– норма времени обслуживания – это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания также существует обратно пропорциональная зависимость;

– норма численности – количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период.

 

3.3. Методы нормирования труда.

На практике используются опытно-статистический и аналитический методы нормирования.

При опытно-статистическом (иногда его называют суммарным) методе нормы устанавливаются в целом на всю работу без поэлементного анализа операций. Опытный метод предполагает определение нормы на основе личного опыта нормировщика, а статистический – основан на установлении норм по данным о фактических затратах времени на аналогичную работу в прошлом. Опытно-статистический метод не может быть признан научным, так как нормы разрабатываются без необходимого анализа фактических условий труда.

Научно обоснованные нормы труда  устанавливаются аналитическим методом. С его помощью нормирование осуществляется в следующем порядке: нормируемая операция расчленяется на составляющие ее элементы; определяются все факторы, влияющие на продолжительность выполнения каждого элемента (технические, организационные, психофизиологические, экономические и социальные), проектируются рациональный состав операции и последовательность выполнения ее элементов с учетом наилучшего сочетания факторов, влияющих на их продолжительность. После этого рассчитываются затраты времени на каждый элемент и определяется норма времени на операцию в целом. Одновременно разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие внедрение запроектированного трудового процесса и установленной нормы.

Аналитический метод нормирования имеет две разновидности: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский. Они различаются способом определения затрат времени.

При аналитически-расчетном методе затраты времени на каждый элемент операции и операцию в целом определяются по научно обоснованным межотраслевым, отраслевым или местным нормативам.

Информация о работе Экономика и социология труда на предприятии