Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что становление в России рыночной экономики связано с необходи¬мостью решения целого ряда проблем, среди которых одной из глав¬ных является проблема постановки бухгалтерского финансового учета на предприятии. От ее решения во многом зависит подъем всей отечественной экономики, что означает повышение благосостоя¬ния граждан, политическую стабильность, возрождение авторитета стра¬ны в международном масштабе. В связи с этим особое значение приобретает изучение методов бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, позволяющих повысить степень достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы бухгалтерского учета расчетов с контрагентами 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами 5
1.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.3. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
2. Методика организации бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на материалах ООО «Истринская молочная компания» 22
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации 22
2.2. Методы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.3. Методы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками 37
3. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации 72
3.1. Анализ дебиторской задолженности 72
3.2. Анализ кредиторской задолженности 74
3.3. Пути совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами 90
Заключение 97
Список литературы 102

Файлы: 1 файл

Дипл - Бухгалтерский учет и анализ расчетов с контрагентами организации.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

На основании накладных  на отпуск готовой продукции и  иных аналогичных первичных учетных  документов организация ООО «Истринская молочная компания» (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость).

Движение готовой продукции ООО «Истринская молочная компания» к потребителю оформляется товаросопроводительными документами (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом и счетом-фактурой), предусмотренными в условиях поставки товаров и правилах перевозки грузов.

В ООО «Истринская молочная компания» далее заполняется накладная по форме № ТОРГ-12. Товарная накладная (форма № ТОРГ-12) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Товарная накладная в ООО «Истринская молочная компания» составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Рассмотрим основные этапы и процедуры документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками.

Этап 1. Заключение договора на поставку товара с покупателем продукции ООО «Истринская молочная компания».

Согласно ст. 506 ГК РФ продажа  товара одной организации другой осуществляется по договору поставки.

В соответствии со ст. 509 ГК РФ в случае, когда договором  поставки предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки или заказы-наряды), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке.

Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику ООО «Истринская молочная компания» определяются договором. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, она должна быть направлена поставщику не позднее, чем за тридцать дней до наступления периода поставки.

Отдельный договор можно  не заключать, в этом случае функцию  договора будет выполнять сама накладная.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ к договорам применяются  правила о двусторонних и многосторонних сделках.

Согласно ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой  в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или  иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров  данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Условие договора купли-продажи  о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством  направления оферты (предложения  заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать  существенные условия договора.

В соответствии с п. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ  лица, которому адресована оферта, о  ее принятии.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор  принято совершением лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.).

Таким образом, накладная, выписанная материально ответственным лицом и заверенная печатью организации-поставщика, может быть офертой, а принятие товара, подтвержденное подписью работника предприятия-получателя и печатью этой организации, – акцептом.

Этап 2. Заполнение товарной накладной

В ООО «Истринская молочная компания» товарную накладную заполняет работник склада, ведущий отгрузку готовой продукции покупателям.

Заполнение производится на основании договора поставки.

В адресной части накладной в ООО «Истринская молочная компания» указывают:

  • наименование организации, ее адрес, код по ОКПО и наименование ее структурного подразделения;
  • код вида деятельности организации по ОКДП;
  • наименование грузоотправителя, его адрес, номер телефона, банковские реквизиты и код по ОКПО;
  • наименование поставщика, его адрес, номер телефона, банковские  реквизиты и код по ОКПО;
  • наименование плательщика, его адрес, номер телефона, банковские реквизиты и код по ОКПО;
  • название, дату и номер документа, послужившего основанием для заполнения акта;
  • номер и дату транспортной накладной, согласно которой осуществлялся вывоз продукции;
  • код вида операции;
  • номер самой накладной и дату ее составления.

На оборотной стороне  накладной  в ООО «Истринская молочная компания» продолжают заполнять таблицу, начатую на первой странице. В конце этой таблицы наряду с итоговыми данными по странице подсчитывают итоги по всей накладной.

После заполнения таблицы  в накладной в ООО «Истринская молочная компания» указывают прописью:

  • количество документов, которые прилагаются к накладной;
  • количество порядковых номеров записей в таблице накладной;
  • массу груза (нетто);
  • массу груза (брутто);
  • количество тарных мест.

Сумма прописью записывается с прописной буквы с начала строки, а оставшееся после записи свободное место прочеркивается.

Этап  3. Отпуск товара покупателю.

ООО «Истринская молочная компания» как отпускающая сторона в конце накладной в левой части указывает прописью:

  • количество приложений к накладной;
  • общую сумму с НДС, на которую отпускают товары.

Сумма прописью записывается с большой буквы с начала строки, а оставшееся после записи свободное место прочеркивается).

Затем накладную подписывает  лицо, разрешившее отпуск товара, и  лицо, осуществившее отгрузку товара. Эти лица также указывают свои должности и расшифровки подписей (фамилии и инициалы).

Лицо, принимающее груз, в конце накладной в правой части указывает реквизиты своей доверенности на получение материальных ценностей (дата, номер, кем выдана), ставит свою подпись с указанием должности и с расшифровкой (фамилия и инициалы).

Этап  4. Получение товара грузополучателем

Факт получения груза  подтверждает представитель организации-грузополучателя, ставя свою подпись с расшифровкой (фамилия и инициалы) и с указанием  должности.

2.3. Методы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

ООО «Истринская молочная компания» ведет учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором учитываются расчеты за полученные в собственность материальные ценности, принятые к оплате работы и услуги.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «Истринская молочная компания» обобщается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками:

1) за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а равно по доставке или переработке материальных ценностей, по которым расчетные документы акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) за полученные товарно-материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, по которым расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

4) за полученные товарно-материальные ценности, принятые работы и потребленные услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;

5) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

6) за все виды услуг связи и другие;

7) по выданным авансам под поставку материальных ценностей либо выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчиков по частичной готовности.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, принятых работ, услуг в корреспонденции непосредственно с дебетом счетов учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а  равно по переработке материалов на стороне, записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» также производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство, расходов на реализацию и т.п.

Независимо от принятого порядка оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете производятся согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества ценностей.

В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен  до поступления груза, а при приемке  поступивших товарно-материальных ценностей на складе обнаружилась недостача  против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того как счет был акцептован) были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на соответствующую сумму кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям»).

За неотфактурованные  поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

На суммы НДС, подлежащие последующей оплате поставщикам  материальных ценностей, работ, услуг, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется согласно первичным учетным документам поставщика в корреспонденции с дебетом счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

При изменении суммы  задолженности за приобретенные  товарно-материальные ценности в случаях  пересмотра условий договора или  возникновения суммовых разниц на сумму увеличения (уменьшения) задолженности (включая налог на добавленную стоимость), подлежащей уплате за поступившие товарно-материальные ценности, производятся записи по дебету счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (в случае пересмотра условий договора), дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам», дебету счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» (при возникновении суммовых разниц) и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или сторнировочные записи в указанной корреспонденции счетов.

При этом в ООО «Истринская молочная компания» делаются следующие бухгалтерские записи.

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 – отражена стоимость приобретенных отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, а также выполненных строительно-монтажных работ по строительству объектов (без НДС);

Д-т сч. 07, 10 К-т сч. 60 – отражена стоимость полученных оборудования и материалов (без НДС);

Д-т сч. 60 К-т сч. 60 – отражен вексель, переданный в обеспечение оплаты поставок;

Д-т сч. 20, 23, 25, 26 и др. К-т сч. 60 – отражена стоимость принятых к оплате работ производственного характера, транспортных услуг, материалов, сразу потребленных в производстве (газ, вода, электроэнергия и т.п.), а также оказанных услуг по аренде (без НДС);

Д-т сч. 76, субсч. «Расчеты по претензиям» К-т сч. 60 – отражена стоимость выявленных недостач ценностей и арифметических ошибок в счетах – фактурах поставщиков;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 – отражена сумма НДС, включенная в счет-фактуру по полученным ценностям, принятым работам и услугам.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется:

1)на суммы оплаты  счетов, включая авансы и предварительную  оплату, – в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств;

2)при прекращении обязательства  (задолженности), учтенного на счете  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», зачетом взаимных требований – в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Информация о работе Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации