Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что становление в России рыночной экономики связано с необходи¬мостью решения целого ряда проблем, среди которых одной из глав¬ных является проблема постановки бухгалтерского финансового учета на предприятии. От ее решения во многом зависит подъем всей отечественной экономики, что означает повышение благосостоя¬ния граждан, политическую стабильность, возрождение авторитета стра¬ны в международном масштабе. В связи с этим особое значение приобретает изучение методов бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, позволяющих повысить степень достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы бухгалтерского учета расчетов с контрагентами 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами 5
1.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.3. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
2. Методика организации бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на материалах ООО «Истринская молочная компания» 22
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации 22
2.2. Методы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.3. Методы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками 37
3. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации 72
3.1. Анализ дебиторской задолженности 72
3.2. Анализ кредиторской задолженности 74
3.3. Пути совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами 90
Заключение 97
Список литературы 102

Файлы: 1 файл

Дипл - Бухгалтерский учет и анализ расчетов с контрагентами организации.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим типовую корреспонденцию счетов в ООО «Истринская молочная компания» по погашении задолженности (исполнении обязательств)

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 (52) – при получении денежных средств в банке;

Д-т сч. 60 К-т сч. 62 или 90 – по товарообменным операциям;

Д-т сч. 60 К-т сч. 60 – при зачете в счет оплаты ранее выданных авансов (см. разд.9.2.1);

Д-т сч. 60 К-т сч. 66 или 67 – за счет полученных заемных средств (кредитов банков и займов);

Д-т сч. 60 К-т сч. 91 – списана кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности;

Д-т сч. 08, 07, 10, 19, 41 К-т  сч. 60 – отражено уменьшение задолженности на сумму предоставленной поставщиком скидки к стоимости ценностей, полученных ранее (до их списания с учета).

В случае оформления участниками  сделки их обязательств товарными векселями  учет расчетов организации ООО «Истринская молочная компания» с поставщиками и подрядчиками ведется в общем порядке с обособленным учетом на отдельных субсчетах счета 60 задолженности, обеспеченной векселями. Сумма обязательств (кредит счета 60) увеличивается на вексельный процент (доход поставщика или подрядчика), который относится на увеличение стоимости полученных организацией ценностей (дебет счетов 07, 10 и др.) или принятых работ и услуг (дебет счетов 20, 23 и др.).

На счете 60 ООО «Истринская молочная компания» учитывает также свои расчеты с поставщиками поступивших на склад материальных ценностей, по которым счета-фактуры еще не получены, – так называемые неотфактурованные поставки. В этом случае поступившие на склад материальные ценности как неотфактурованные поставки отражаются в бухгалтерском учете по договорным ценам и учитываются по видам материалов и поставщикам в порядке, установленном Инструкцией по ведению регистров бухгалтерского учета (журнально-ордерной формы счетоводства). При наличии расхождений в суммах оценки данных ценностей при принятии на учет и получении счетов-фактур от поставщиков на сумму разницы увеличивается (уменьшается) стоимость принятых ранее материальных ценностей.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в  ООО «Истринская молочная компания» ведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

При этом построение аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «Истринская молочная компания» обеспечивает возможность получения необходимых данных в разрезе:

1) поставщиков по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

2) поставщиков по не оплаченным в срок расчетным документам;

3) поставщиков по неотфактурованным поставкам;

4) поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

5) поставщиков по просроченным оплатой векселям;

6) поставщиков по полученному коммерческому кредиту и другие.

На предприятии ООО «Истринская молочная компания» применяют следующие формы расчетов с поставщиками и подрядчиками:

1) безналичные расчеты,

2) наличные расчеты,

3) расчеты векселями,

4) зачет взаимных требований (взаимозачет),

5) бартер,

6) расчет чеками и денежными  аккредитивами,

7) расчет с погашением задолженности по займам и кредитам полученным.

5) расчет банковскими векселям,

6) расчет собственными векселями,

7) уступка права требования долга.

Рассмотрим виды договоров подробнее.

Основным видом договора, используемым при расчетах с поставщиками и  подрядчиками в ООО «Истринская молочная компания», является договор поставки (п.3 главы 30 ГК РФ). По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

 По договору финансирования  под уступку денежного требования (глава 43 ГК РФ) одна сторона  (финансовый агент) передает или  обязуется передать другой стороне  (клиенту) денежные средства в  счет денежного требования клиента  (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

В соответствии с п.3 главы 42 ГК РФ сторонами  может быть заключен договор, предусматривающий  обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита), не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и(или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров (статьи 465-485), если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Рассмотрим формы расчетов с  поставщиками и подрядчиками, применяемые в ООО «Истринская молочная компания», и бухгалтерские проводки, применяемые для их отражения на регистрах бухгалтерского учета.

Рассмотрим бухгалтерские  проводки, применяемые в ООО «Истринская молочная компания» при безналичных расчетах. В августе 2012 г. ООО «Истринская молочная компания» приобрело у поставщика ЗАО «Борнео» ткани на сумму 2 360 000 руб., которые были оплачены с расчетного счета. При безналичной форме расчетов на предприятии ООО «Истринская молочная компания» делаются следующие проводки (см. табл. 5).

Таблица 5. – Типовая корреспонденция счетов при безналичных расчетах

 

П/п

Дебет

Кредит

Сумма

Содержание

1

41

60

2000 000

Поступление товаров  от поставщика

2

19

60

360 000

НДС входящий

3

60

51

2360 000

Оплата поставщику с  расчетного счета

4

68

19

360 000

Закрытие входящего  НДС по оплате


 

Рассмотрим бухгалтерские  проводки, применяемые в ООО «Истринская молочная компания» при наличных расчетах. В сентябре 2012 г. ООО «Истринская молочная компания» приобрело у поставщика ООО «Трейд-Корсар»  товары (двусторонний скотч) на сумму 11800 руб. с оплатой наличными. При наличной форме расчетов на предприятии ООО «Истринская молочная компания» делаются следующие проводки (см. табл. 6).

Таблица 6. – Типовая корреспонденция счетов при наличных расчетах

 

П/п

Дебет

Кредит

Сумма

Содержание

1

41

60

10000

Поступление товаров  от поставщика

2

19

60

1800

НДС входящий

3

71

50

11800

Выданы  наличные средства  из кассы под отчет

3

60

71

11800

Оплата поставщику

4

68

19

1800

Закрытие входящего НДС по оплате


 

Действующий порядок  расчета наличными был установлен Указанием Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». По этому документу организация может заплатить наличными другой фирме не больше 100 тысяч рублей по одной сделке. Сделка – это действия фирмы, в результате которых у нее возникают права и обязанности. Например, фирма заключила договор на покупку материалов (она обязана оплатить материалы, и получает право на их использование). Обычно сделка оформляется договором. Следовательно, по любому договору можно заплатить наличными всего 100 тысяч рублей. Остальные деньги надо перечислить с расчетного счета. Это ограничение применяется также в том случае, когда товары (работы, услуги) приобретаются подотчетным лицом (например, в организации розничной торговли). Так как этот человек действует от имени организации, он не может заплатить по одной сделке больше 60 тысяч рублей.

Если по одному договору будет несколько  поставок, то при расчете лимита необходимо учитывать общую сумму  платежей по всем поставкам. Все эти  правила не распространяются на расчеты  наличными между организациями  и предпринимателями. Такие расчеты могут проводиться без ограничений.

Ответственность за превышение лимита следующая. Штраф за превышение лимита при расчете наличными установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006.Организация, которая превысила лимит расчетов наличными, может быть оштрафована. Причем штрафуется только та фирма, которая платит деньги (покупатель). Организация-поставщик может получить наличными любую сумму. Сумма штрафа – двукратный размер платежа. Например, если организация заплатила наличными по одной сделке 100 001 рубль, то ей придется заплатить штраф 200 002 рубля (100 001 руб. * 2). Штраф также придется заплатить и руководителю фирмы-нарушителя. Он может быть оштрафован налоговой инспекцией на 5000 рублей. Ответственность за сверхлимитные расчеты наличными является административной (постановление Президиума ВАС РФ от 26 июня 2001 г. № 1115/01). Поэтому налоговая инспекция может взыскать штраф, если прошло не больше двух месяцев с того дня, когда был превышен лимит расчета. После этого срока ни фирма, ни ее руководитель ответственности не несут.

В некоторых случаях  предприятие ООО «Истринская молочная компания» становится перед необходимостью обойти данный лимит. Для этих целей применяются следующие способы.

Первый из них – это заключение нескольких договоров. При этом каждый договор должен быть составлен на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей. В этой ситуации помимо договоров необходимо отдельно оформлять и остальные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. д.).

Рассмотрим методику расчетов наличными на примере.  
ООО «Истринская молочная компания» решило приобрести за наличный расчет у ЗАО «Бета» товары на сумму 80 000 руб., в том числе:

– ткани – на сумму 50 000 руб.;

– стиральный порошок – на сумму 30 000 руб.

Если организации заключат один договор на поставку строительных материалов, то будет превышен лимит расчетов наличными, так как по одной сделке ООО «Истринская молочная компания» заплатит больше 60 000 руб. Поэтому организации заключили два договора:

– договор на поставку тканей на сумму 50 000 руб.;

– договор на поставку стирального порошка на сумму 30 000 руб.

По этим договорам ООО «Истринская молочная компания» заплатило наличными деньгами 80 000 руб. (50 000 +  30 000). При этом  
ЗАО «Бета» выписало два приходных кассовых ордера, две накладные и два счета-фактуры на суммы 50 000 и 30 000 руб.

В этом случае предельный размер расчетов наличными не превышен, так как платеж произведен по двум разным договорам.

Указанный способ в ООО «Истринская молочная компания» используют и в другом виде. Например, в августе 2012 г. ООО «Истринская молочная компания» и ЗАО «Бета» заключают два отдельных договора, по одному из которых поставщик продает товары (мебель), а по другому – оказывает услуги (довозит мебель покупателю, собирает и т. д.).

Теоретически можно применять и еще более простой способ. С поставщиком можно вообще не заключать письменный договор. По статье 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если:

  • продавец направил покупателю предложение заключить договор купли-продажи (в качестве такого предложения может выступить счет на оплату товаров);
  • покупатель оплатил товар.

Счет-фактура выписывается не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров. В такой ситуации одна сделка оформляется только счетом-фактурой, накладной и приходным кассовым ордером. Все эти документы должны быть выписаны на сумму не больше 60 000 рублей. Причем за один день покупатель может оформить несколько комплектов таких документов и расплатиться с поставщиком наличными на любую сумму. Главное, чтобы стоимость одной единицы товара не была больше установленного ограничения.

Теоретически, превышения лимита также не будет, если предприятие  подобным образом оформляет покупку  одинаковых товаров. Связано это  с тем, что каждый комплект документов подтверждает заключение лишь одной сделки. Однако, в ООО «Истринская молочная компания» этот вариант не применяется, его считают рискованным.

Информация о работе Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации