Экономическая сущность НДС и порядок его отражения в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года, до этого он регулировался отдельным Законом «О НДС». С принятием Налогового Кодекса произошли определенные изменения в обложении этим налогом, в частности, плательщиками НДС стали также индивидуальные предприниматели. В целом, как отмечают многие специалисты, 21 Глава Налогового Кодекса намного совершеннее применявшегося ранее Закона «О НДС», с 2002 года были решены многие проблемы, связанные с исчислением и уплатой Налога на добавленную стоимость, например, были более ясно сформулированы требования к выручке при осуществлении освобождения от обязанностей налогоплательщика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НДС. 5
1.1. История возникновения налога 5
1.2. Элементы налогообложения 7
1.3. НДС и его роль в формировании доходов бюджета 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НДС 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Транзит» 16
2.2. Бухгалтерский учет НДС в ООО «Транзит» 21
2.3 Порядок исчисления и уплаты НДС в ООО «Транзит». 25
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Страница 002  декларации содержит:

- фамилию, имя, отчество  руководителя;

- номер контактного  телефона;

- сведения о документе,  удостоверяющем личность (в данном  случае паспорте);

- дату рождения;

- место рождения;

- адрес места жительства;

- гражданство.

Данные сведения заверены подписью главного бухгалтера и проставлена  дата подписания.

В 003 листе указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с указанием кода бюджетной классификации, на который подлежат зачислению суммы налога, а также с указанием кода по ОКАТО Достоверность и полнота сведений, указанных на данном листе декларации, подтверждается подписью главного бухгалтера. 004 лист декларации в ООО «Транзит» не заполняется.

На 005 листе декларации рассчитывается общая сумма налога. В строке 050  графы 4 указывается  налоговая база, определяемая в соответствии с НК РФ, а в графе 6 этой же строки указывается сумма налога по соответствующей налоговой ставке. Эти же суммы указываются в строке 200.

На 006 листе декларации, в 300 строке 4 графы указывается итоговая величина исчисленной налоговой  базы за налоговый период, а в 6 графе  по этой же строке показывается общая сумма налога, начисленная за представляемый налоговый период. Также на этом листе указываются налоговые вычеты. По строкам 301 и 317 указываются суммы НДС, подлежащие вычету в соответствии с НК РФ, а в строке 380 на 007 листе указывается общая сумма налоговых вычетов. Также на 007 листе, по строке 390 указывается итоговая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период, а на 008 листе показывается общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период.

Остальные листы декларации с 009 по 014 организацией не заполняются.

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ

В современной российской налоговой системе НДС относится  к одним из самых сложных и проблемных налогов. По самым оптимистичным оценкам в России собирается не более 75 % причитающегося бюджету НДС, что негативно сказывается на финансовом обеспечении решения социально-экономических задач, стоящих перед государством. В последние годы особенно обострилась проблема потерь бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. Учеными, практическими работниками Минфина России, ФНС России выдвигались различные варианты решения данной проблемы, каждый из которых при наличии определенных достоинств имел и значительные недостатки.

Так, некоторые авторы предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется и другая идея – полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж.

Сторонники отмены НДС ссылаются на ряд недостатков налога и сложности с его администрированием, которые делают его неэффективным не только в России, но и в других странах. При этом в России трудности с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок, а структура налога (позволяющая применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений) используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета. Кроме того, зачастую аргументом против НДС служит тот факт, что этот налог, по существу, сдерживает развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, а его отмена существенно улучшит инвестиционную привлекательность таких отраслей, расширит их финансовые возможности .

Критики НДС указывают  и на другие его отрицательные стороны. Например, на то, что относительно высокие издержки по его администрированию в России ложатся преимущественно на плечи добросовестного налогоплательщика (в то время как в мировой практике именно относительно низкие административные издержки для налогоплательщика отличают НДС в выгодную сторону от налогов на доходы). Более того, широкие масштабы использования схем уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, что заставляет весь этот сектор уходить «в тень».

Другими словами, проблемы с администрированием НДС (впрочем, как и многих других налогов) налицо. И вместе с тем на сегодня НДС является одним из важнейших факторов стабильности, как российской налоговой системы, так и российского бюджета. В 2008 г. его доля в общих налоговых поступлениях в бюджет составила 24 %. Поэтому любые шаги по реформированию налога должны быть тщательно просчитаны с точки зрения потенциальных выгод и издержек.

Какова же цена снижения НДС для бюджета?

В доработанной концепции  развития России до 2020 года, представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы НДС. Во-первых, введение единой ставки НДС в 12 процентов. Во-вторых, снижение налога до 14 процентов с сохранением льготной ставки 10 процентов по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция).

Целью снижения НДС провозглашается  «облегчение жизни» отечественным  производителям, выпускающим продукцию  с высокой долей добавленной стоимости, что должно послужить стимулом к ускорению экономического роста.

Оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 процентов в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 процента ВВП. При сокращении ставки до 14 процентов с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 процента ВВП.

Основной объем выпадающих доходов будет приходиться на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь. В этих отраслях положительный эффект, по мнению Минэкономразвития России, будет максимальным. В то же время такие отрасли, как сельское хозяйство, образование и здравоохранение, будут менее подвержены влиянию снижения ставки .

Минфин также рассмотрел три возможных сценария потерь бюджета в связи со снижением НДС. Согласно первому сценарию, в результате снижения налога до 12 процентов цены уменьшатся на величину снижения, а всю выгоду получат потребители. Второй, который представляется Минфину наиболее вероятным, предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки (на 3 процента). В результате выгоды от уменьшения ставки потребители и производители разделят между собой поровну. Согласно третьему сценарию, цены останутся без изменений, а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители.

В документе особо  отмечается, что установление единой ставки НДС на уровне 12 процентов (с отменой льготной 10-процентной ставки) приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9 процента ВВП и бюджетной системы в размере до 1,5 процента ВВП.

И для поддержания  сбалансированности бюджетной системы  потребуется принять одну из следующих мер: повысить налог на прибыль на 7 процентов, подоходный налог – на 6,5 процента, УСН – на 8-10 процентов, или поднять в три раза уровень налогообложения акцизами.

Снижение ставки НДС  может рассматриваться как последовательная реализация налоговой политики, направленной на снижение налогового бремени в РФ. Дискуссионным может быть лишь вопрос о порядке снижения величины ставки. Решение о целесообразности введения в России единой ставки НДС должно приниматься на основе результатов комплексного анализа экономических и социальных последствий такого шага.

Для того чтобы устранить  недостатки НДС, также предлагается заменить его налогом с продаж. Последний выдвигается в качестве альтернативы НДС потому, что он якобы традиционно считается простым в администрировании как для государства, так и для налогоплательщиков. Однако с практической и теоретической точек зрения все выглядит не совсем так. Нельзя не признать, что, хотя налоговые органы при администрировании НДС вынуждены контролировать значительный круг налогоплательщиков, основной объем доходов все-таки обеспечивает сравнительно небольшое количество организаций (в российских условиях крупнейшие налогоплательщики обеспечивают до 80 % доходов бюджета от НДС). В отличие от НДС, налог с продаж взимается только на стадии конечного потребления, а, следовательно, налоговым органам придется перестраивать свою работу так, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. Потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета, возрастают, причем этот рост пропорционален размеру налоговой ставки: выгоды от уклонения при сравнительно высокой налоговой ставке (па уровне 15-20 %) значительно превышают издержки от возможных санкций за нарушение законодательства.

Достоинство НДС заключается  в том, что обязательства по его  уплате применительно к каждому товару распределены между различными налогоплательщиками на разных этапах производственно-коммерческого цикла. В результате даже при уклонении на каком-то этапе этого цикла бюджет получает доли налога, уплачиваемые на остальных этапах. В случае НСП уклонение одним налогоплательщиком означает потерю для бюджета всей суммы налога.

Замена НДС налогом  с продаж – крайне сомнительная мера и в условиях глобализации мировой экономики и роста вовлеченности России в мировые экономические отношения. Действительно, при отсутствии НДС не нужно возмещать НДС из бюджета экспортерам. Однако в этом случае также не облагаются и импортируемые товары, что по сравнению с применением НДС, предполагающим налогообложение экспорта по нулевой ставке предоставляет конкурентные преимущества импортным товарам. В отсутствие гармонизированных правил территориальности возникает сложная ситуация с налогообложением работ и услуг в трансграничных операциях. В то же время наличие каскадного эффекта позволяет предположить, что даже взимание налога с продаж только на стадии розничной реализации не позволит полностью освободить экспорт от косвенных налогов.

Отказ от отмены НДС не означает отказа от каких-либо реформ этого налога. Совершенствования системы уплаты налога на добавленную стоимость должно заключаться в корректировке действующего порядка определения налоговой базы и порядка исчисления и уплаты налога.

Неоднократно предпринимались  попытки усовершенствовать механизм возмещения НДС. Однако все эти попытки не смогли кардинально изменить ситуацию с возмещением налога и решение одной проблемы, зачастую сопровождалось появлением новой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость  является одним из наиболее эффективных  фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления  налогов, во-вторых, обладает высокой  степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.
Из этого и материала моей курсовой работы можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. В то же врем, на мой взгляд, налог на добавленную стоимость является сложным для понимания и расчета налогом весьма относительно, то есть он просто сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать лишь расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог скорее всего будет и в будущем существовать в России, претерпивая лишь незначительные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНых источников

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]/Сайт: consultant.ru. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base (26.01.2013)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 N 145-ФЗ ред. от 29.11.2010, с изменениями) //[Электронный ресурс]/Сайт: consultant.ru. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base (15.02.2013).
  3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп.  [Электронный ресурс] /Сайт: consultant.ru. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base (15.02.2013)
  4. Приказ МНС РФ по налогам и сборам от 23 марта 2004 года № САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 567 с.
  6. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие /Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 526 с.
  7. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика / А.В. Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин. – Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2006. – 410 с.
  8. Дарбека Е.М. Налогообложение и система внутреннего контроля / Е.М.Дарбека // Аудиторские ведомости. – 2006. - №1. – С. 41-43.
  9. Евстегнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. / Е.Н. Евстегнеев. –М.:ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
  10. Захарьин В.Р. НДС. Начисление и уплата. - М.: Омега – Л, 2006. - С.127-133.
  11. Колчин С.П. Налогообложение / С.П.Колчин. – М.: ИПБ – ИНФА, 2007. – 118 с.
  12. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учеб. пособие / О.И. . Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2012.- 304 с.
  13. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2004. - С.37-38.
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации, (части первая и вторая): по состоянию на 1 октября 2011 года:  Комментарии к изменениям, принятым в 2010-2011 годах. - Новосибирск: Сиб. университет. изд-во, 2011.- 639 с.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В.Г.Пансков. –М.: Норма, 2004.  – 440 с.
  16. Парыгина В.А.. Налоговое право Российской Федерации / В.А.Парыгина, А.А.  Тедеев. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с.
  17. Передернин А.В. Налоговое право Российской Федерации / А.В.Передернин. - М.: ИНФРА – М, 2003. – 295 с.
  18. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение / Г.Б. Поляк. – М.:ЮНИТИ, 2003. – 453 с.
  19. Сапожков А.В. Реформа налога на добавленную стоимость  // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2008. - № 3. – С. 28-30.
  20. Официальный сайт ФНС РФ http://www.nalog.ru/(12.02.2013)
  21. Российский статистический ежегодник 2007-2011 гг. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/(14.02.2013)
  22. Черкасова И.О. Налоги и налогообложение / И.О. Черкасова, Т.Н. Жукова. – М.: Вектор, 2008. – 315 с.

Информация о работе Экономическая сущность НДС и порядок его отражения в бухгалтерском учете