Экономическая сущность НДС и порядок его отражения в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года, до этого он регулировался отдельным Законом «О НДС». С принятием Налогового Кодекса произошли определенные изменения в обложении этим налогом, в частности, плательщиками НДС стали также индивидуальные предприниматели. В целом, как отмечают многие специалисты, 21 Глава Налогового Кодекса намного совершеннее применявшегося ранее Закона «О НДС», с 2002 года были решены многие проблемы, связанные с исчислением и уплатой Налога на добавленную стоимость, например, были более ясно сформулированы требования к выручке при осуществлении освобождения от обязанностей налогоплательщика.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НДС. 5
1.1. История возникновения налога 5
1.2. Элементы налогообложения 7
1.3. НДС и его роль в формировании доходов бюджета 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НДС 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Транзит» 16
2.2. Бухгалтерский учет НДС в ООО «Транзит» 21
2.3 Порядок исчисления и уплаты НДС в ООО «Транзит». 25
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)


 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Специальность Экономика и бухгалтерский учет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Экономическая сущность НДС и порядок его отражения в бухгалтерском учете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НДС. 5

1.1. История возникновения налога 5

1.2. Элементы налогообложения 7

1.3. НДС и его роль в формировании доходов бюджета 13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПО НДС 16

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Транзит» 16

2.2. Бухгалтерский учет НДС в ООО «Транзит»  21

2.3 Порядок исчисления и уплаты НДС в ООО «Транзит». 25

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИИ  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 38

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава.

Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года, до этого он регулировался отдельным Законом «О НДС». С принятием Налогового Кодекса произошли определенные изменения в обложении этим налогом, в частности, плательщиками НДС стали также индивидуальные предприниматели. В целом, как отмечают многие специалисты, 21 Глава Налогового Кодекса намного совершеннее применявшегося ранее Закона «О НДС», с 2002 года были решены многие проблемы, связанные с исчислением и уплатой Налога на добавленную стоимость, например, были более ясно сформулированы требования к выручке при осуществлении освобождения от обязанностей налогоплательщика. В настоящее время Глава 21 НК РФ продолжает совершенствоваться, в нее вносятся различные изменения.

Налоговые органы Российской Федерации для практического применения издали Методические рекомендации по применению Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, что значительно упростило применение законодательства о данном налоге.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

Существует определенная группа товаров, которая не облагается налогом на добавленную стоимость. Это некоторые продовольственные товары и товары для детей. Это показывает, что наше государство проводит социальную политику, направленную на поддержку семей с детьми и недопущение относительной дороговизны продуктов питания.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых сложных налогов, существующих в налоговой системе нашего государства. Однако он является весьма важным налогом для государства и поэтому он его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание.

Изучению этого налога и посвящена эта курсовая работа. 
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НДС

1.1.История возникновения

Налог на добавленную  стоимость является сравнительно молодым  налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. Налог на добавленную стоимость стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он полностью и окончательно был введен во Франции в 1968 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных  налогов. Необходимо отметить, что для  них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано  с возрастанием потребности  государства  в доходах в связи  с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали  акцизы, которые взимались с отдельных  видов товаров. В противоположность  им НДС представляет собой универсальный  акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения  явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период Первой мировой войны.

Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя  к потребителю. В результате его  функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. После Первой  мировой войны налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период Второй мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь.     

Широкое распространение  НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его, подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 вторая директива Совета ЕС объявила НДС основным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время  общий механизм взимания НДС идентичен  во многих странах. Как известно, плательщиками  этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения  выступают оборот товаров, объем  произведенных работ и оказанных  услуг. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая  заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль  и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При  этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.

В различных странах  существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний  уровень  колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются  к продовольственным, медицинским  и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 25%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры основных ставок по некоторым развитым странам мира приведены в (см. табл.1).

Таблица 1 - Шкала ставок НДС по различным странам.

Страна

Испания

Германия

Британия 

Греция

Франция

Россия

Швеция

Ставка

 НДС

18%

19%

20%

23%

18.6%

18%

25%


 Анализируя  данные  таблицы, можно сделать вывод,  что в основном ставки, применяемые   в зарубежных странах, установлены   на уровне 18 - 23%. Необходимо отметить, что  количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Британии и Германии - две, во Франции - три, в  Италии - четыре. В Британии, Ирландии и Португалии используется также  нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что  владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему еще возмещаются  суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Широкое распространение  НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

В связи с возросшей  инфляцией  налог с оборота  утратил свою жизнеспособность и  вместе с налогом  с продаж был заменен налогом  на добавленную стоимость. Новый  налог выгодно отличался от ранее  действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена  до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания  и детских товаров по определенному  перечню, ряда иных видов товаров. С 1 января 2004г. основная ставка НДС составляет 18%.

1.2. Элементы налогообложения

НДС посвящена глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой плательщиками налога являются (см. рис.1).




 

 

 

Рис. 1 - Плательщики НДС

Обособленные подразделения организации уплачивают НДС в бюджет по месту нахождения головного подразделения.

 Освобождаются от уплаты НДС организации и индивидуальные предприниматели:

  1. перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
  2. уплачивающие единый налог на вмененный доход, по тем видам деятельности, которые облагаются этим налогом;
  3. если общая выручка за каждые три предшествующих освобождению месяца не превысила 2 млн. руб., без учета НДС (за исключение реализации подакцизных товаров и ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Объект налогообложения - это юридический факт или совокупность их, которая в соответствии с законом влечет обязанность по уплате налога.

Согласно Налоговому Кодексу РФ объектом обложения налога на добавленную стоимость являются (см. рис.2).





 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Объекты налогообложения

Не признаются объектом налогообложения НДС:

  1. операции, не признаваемые реализацией ( п. 3 ст. 39 НК РФ)
  2. операции по реализации земельных участков (долей в них);
  3. передача имущественных прав организации ее "правопреемнику" (правопреемникам);
  4. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  5. передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;
  6. передача на безвозмездной основе социальных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  7. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  8. передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным органам, учреждениям, предприятиям;

Информация о работе Экономическая сущность НДС и порядок его отражения в бухгалтерском учете