Формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение организации документооборота при ис-пользовании журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить регистры бухгалтерского учета и их классификацию;
- изучить формы бухгалтерского учета;
- рассмотреть документооборот при журнально-ордерной и автоматизированной формах бухгалтерского учета;
- определить достоинства и недостатки журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Курсовая формы бу.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

 


Введение

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации, без которой невозможно принятие решений в процессе осуществления организациями финансово-хозяйственной деятельности. Его основу составляет сбор информации об имуществе и обязательствах организации, который осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Выбор данной темы исследования является актуальным, так как регистрация и обобщение собранных сведений в учетных регистрах бухгалтерского учета, а также выбор формы бухгалтерского учета необходимы для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, а также для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия.

Цель курсовой работы - изучение организации документооборота при  использовании журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить регистры бухгалтерского  учета и их классификацию;

- изучить формы бухгалтерского  учета;

- рассмотреть документооборот  при журнально-ордерной и автоматизированной формах бухгалтерского учета;

- определить достоинства  и недостатки журнально-ордерной  и автоматизированной форм бухгалтерского учета.

Объект исследования –  организация документооборота при использовании журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.

Предмет исследования - журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Источниками информации служат: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области бухгалтерского учета, нормативные и правовые акты, кодексы, законы, материалы  периодической  печати, интернет-ресурсы.

В работе использовались следующие  методы исследования: аналитический, структурный, описательный, сравнительный.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формы  бухгалтерского учета

1.1. Учетные регистры и их виды

 

В соответствии  с законом  о «Бухгалтерском учете» организации  обязаны вести бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета [2,ст.8].

Чтобы систематизировать  и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных  документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета в соответствии с требованиями вышеуказанного закона [2, ст.10].

Учетные регистры  - это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источнике его образования.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Процесс записи хозяйственных операций в учетные регистры называется учетной регистрацией.

Правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах  в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица составившие и подписавшие их.

Содержание регистров  бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной [9, с.45].

Лица, получившие доступ к  информации, содержащейся в регистрах  бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В настоящее время существует следующая классификация учетных  регистров:

1. По характеру бухгалтерских  записей учетные регистры делятся  на хронологические, систематические и комбинированные [15, с.54].

В хронологических учетных  регистрах бухгалтерские записи ведутся последовательно в порядке чередования дат в отчетном периоде (например, накопительные ведомости учета отгрузки (отпуска) продукции покупателям, поступления денежных средств в кассу.

В систематических бухгалтерских  регистрах оформляется группировка  хозяйственных фактов по однородному  содержанию в соответствии с определенными признаками. Записи составляются на бухгалтерских счетах синтетического и аналитического учета. Примерами такого регистра может служить ведомость (регистр дебетовых оборотов) учета затрат по производственным подразделениям и предприятию в целом [12, с.65].

2. По объему содержания  учетные регистры делятся на  регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета (в обиходе их называют соответственно синтетическими и аналитическими регистрами) и комплексные.

В синтетических регистрах записи осуществляются в обобщенном виде, как правило, кратко ( без пояснительного текста) с указанием даты и номера бухгалтерской записи. Натуральные и трудовые измерители в них не приводятся, а проставляется только сумма. Примерами синтетических регистров являются Главная книга, в которой отражаются итоговые данные по всем синтетическим счетам, ведущимся в организации, журналы-ордера, компьтерные распечатки [19, с.55].

В аналитических регистрах  записи выполняются подробно с пояснениями  по каждому документу в отдельности  или по группам однородных документов. Например, аналитический учет материально-производственных запасов записи ведется в количественных и стоимостных измерителях.

3. По форме построение  регистры делятся на:

- односторонние - все записи  на одной стороне листа;

- двухсторонние - по Дебету  на одной стороне листа, по  Кредиту на другой;

- шахматные – по столбцам  счета по Кредиту, по строкам  –по Дебету.

4. По внешнему виду (форме):

- бухгалтерские книги  - скреплённые и сшитые в брошюру  листы. Расположение отдельных частей и страниц остается неизменным. Листы учетных книг от начала до конца последовательно нумеруются. Все листы прошнуровываются,  скрепляются печатью и надписью «Прошнуровано и пронумеровано страниц__» с подписями ответственных лиц. Обязательными реквизитами книги являются: наименования предприятия, период времени, за который отражаются хозяйственные операции.

- карточки - таблицы на  бланках из картона и т.п.  Используются для ведения  аналитического учета товарно-материальных ценностей, различного рода расчетов и затрат на производство. Обязательными реквизитами являются: наименование предприятия, наименование и код синтетического счет, наименование и код аналитического счета, единица измерения (для карточек количественно-суммового учета)

- свободные листы - таблицы  со специальным графлением для  синтетического и аналитического учёта. (Ведомости, журналы ордера). Обязательно имеют название, указание периода, на который рассчитан учетный регистр, таблицу для ведения учетных записей. Могут заполняться несколькими работниками одновременно, так как не скреплены между собой

- машинные носители информации - машинограммы. В последнем случае  организация обязана изготовлять  за свой счет копии таких  документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры

Таким образом, регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

 

1.2. Формы бухгалтерского  учета

 

Форма бухгалтерского учета  – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Форму ведения бухгалтерского учета выбирают главный бухгалтер  и руководитель предприятия, руководствуясь опытом, квалификацией, наличием вычислительных средств и традициями, сложившимися на предприятии.

Форма бухгалтерского учета  должна входить составной частью в учетную политику предприятия. Учетная политика разрабатывается  главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации предприятия. Она утверждается руководителем и направляется в налоговую инспекцию до первой публикации бухгалтерской отчетности.

Принятая организацией учетная  политика утверждается приказом или  распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учет

Одновременно с учетной  политикой утверждаются: рабочий  план счетов бухгалтерского учета, формы  используемых первичных документов, правила документооборота и обработки  учетной информации, а также порядок  контроля хозяйственных операций.

Определяющими признаками конкретной формы бухгалтерского учета являются:

- главный тип учетного  регистра, в котором составляется  бухгалтерская проводка;

- последовательность записи  и конкретные порядки систематизации  данных учетных регистрах;

- система взаимной сверки  итогов текущего бухгалтерского  учета;

- применение технических  средств для выполнения работ;

- особенности методики  использования данных текущего  учета для экономического анализа, аудиторской проверки и ревизии хозяйственной деятельности предприятия;

- особенности составления  отчетности [10, стр. 195].

Сочетание различных учетных  регистров и технических средств  образуют разные формы бухгалтерского учета.

Они отличаются одна от другой:                                                                                                                                                                                                   - количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием;                                                                                                                     -  взаимосвязью хронологических и систематических синтетических и аналитических регистров;

- последовательностью и  техникой записи в учетные  регистры;                                                        -  степенью автоматизации учетно-вычислительных  работ.

Технология обработки  учетных данных и система применяемых  регистров зависят от форм и методов бухгалтерского учета, которые формирует главный бухгалтер. Применяемая технология обработки первичной учетной информации должна помогать своевременно, предоставлять отчетность, а также помогать оперативно, получать информацию и формировать данные для управленческого учета. Именно система применяемых регистров позволяет наиболее оперативно переходить от данных бухгалтерского учета к управленческому учету. Вопрос о форме бухгалтерского учета является одним из важнейших в технике учета, так как от применения наиболее рациональной формы учета зависит возможность его упрощения и удешевления, применения вычислительной техники и особенно компьютеров [13, с.82].

На предприятиях находят  применение следующие формы бухгалтерского учета:

- мемориально-ордерная (с  использованием мемориальных ордеров  и регистров аналитического учета) и ее разновидность Журнал-Главная;

- журнально-ордерная (с использованием  журналов-Ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги);

Информация о работе Формы бухгалтерского учета