Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.
Для написания данной работы были использованы различные интернет-источники, а так же литература различных авторов.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Особенности формирования прибыли на предприятии;
1.1. Роль и значение показателя «прибыль» предприятия;
1.2. Виды прибыли на предприятии;
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии.
Глава 2. Понятие рентабельности и пути её повышения на предприятии;
2.1. Понятие и виды рентабельности предприятия;
2.2. Методы анализа рентабельности на предприятии;
2.3. Факторы повышения рентабельности предприятия;
2.4. Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы и интернет ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Факторы повышения  рентабельности на предприятии

 

    К внешним факторам  относятся природные условия,  государственное регулирование  цен, тарифов, процентов, налоговых  льгот, штрафных санкций, инфляция  и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.  
    Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

    Производственные  факторы характеризуют наличие  и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.  
    К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.  
    При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.  
     Совершенствование управления затратами является еще одним из путей повышения рентабельности.  
     Подходы в управлении издержками ориентированы на экономию отдельных видов затрат (материальных, энергетических, трудовых).  
    Целью экономии затрат и роста прибыли должен стать опережающий по отношению к издержкам рост выручки по группе товаров либо предприятию в целом, который может быть достигнут как за счет увеличения объемов продаж, так и изменения ассортимента производимой продукции.  
    Подобный подход позволяет раскрыть смысл и содержание механизмов увеличения прибыли, увязать его с решением конкретных задач – обновлением и совершенствованием производства, ростом производительности труда, изменением ассортимента и потребительских качеств производимой продукции, использованием вторичного сырья и отходов производства, созданием полностью безотходных производств, увеличением объёмов продаж. Так как объём производства продукции исследуемого предприятия ограничен объёмами вырубки, то основным резервом в данном случае является обновление ассортимента продукции.  
    Своевременный пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства изделий, не пользующихся спросом, применение при освоении новых видов продукции и освоении новых рынков так называемых альтернативных издержек, демпинга, по нашему мнению, позволит существенно повысить действенность применяемых антизатратных механизмов.  
    Решение проблемы совершенствования финансирования обновления и технического перевооружения производства является одной из важнейших в совершенствовании управления прибылью.  
    Развертывание производственных факторов уменьшения убыточности и повышения платёжеспособности и рентабельности во многом предопределяется использованием так называемых инвестиционных факторов.  
    Другим направлением снижения издержек и увеличения прибыли является создание условий роста производительности труда, сокращения потерь рабочего времени (ликвидация скрытой безработицы). Неприемлемым является положение, при котором на тех работах, где у конкурентов занят один работник, в отечественных занято 10-15 человек.  
    Выходом из подобной ситуации могло бы стать применение в качестве оценочного показателя использования трудовых ресурсов на предприятии уровня производительности труда у конкурентов.  
    Другими направлениями изменения сложившегося положения могли бы стать совершенствование сложившейся системы оплаты труда и материального поощрения работников. В данной связи особый интерес представляет система оплаты труда, основанная на участии работников в прибылях и создании рабочей собственности. Этот тип за рубежом относят к экономико-мотивационным системам.

    Зарубежный  опыт свидетельствует, что в  течение двух лет внедрение  такой системы приводит к росту  производительности труда в среднем  на 10-15 %. Это достигается за счет  более тесной «привязки» работников  к результатам работы фирмы, формирования чувства причастности и вовлеченности, включения резервов мотивации собственника. Участие работников в прибылях происходит в форме отчислений в «фонды рабочих» доли прибыли текущего года с использованием льготного налогового режима. Создание рабочей собственности осуществляется посредством снижения в производство на льготных условиях накоплений от отчислений определенной части заработной платы.  
    В условиях наблюдающегося на ряде предприятий и отраслей кризиса основного производства неоправданно ослаблено внимание к использованию вторичного сырья, отходов производства, внедрению полностью безотходных производств.

    Данный резерв  повышения рентабельности особо  актуален в деревообрабатывающей  промышленности.  
    Учитывая, что любой изначально успешный бизнес можно погубить в условиях существования неплатежеспособной среды, целесообразно меры по управлению издержками и прибылью дополнить мероприятиями по совершенствованию управления платежеспособностью, которые рекомендуется направлять на:  
1. Поиск путей осуществления реструктуризации задолженности организации.           Большое значение данных мероприятий обуславливает отсутствие собственных оборотных средств, что ведёт у увеличению задолженности, росту платежей по процентам и т.д. При этом шаги по пересмотру условий и сроков погашения задолженности, в том числе и на общегосударственном уровне (платежи в бюджет и целевые бюджетные фонды), по нашему мнению, должны осуществляться для каждого организации индивидуально, с учетом результатов анализа причин возникновения задолженности, подкрепляться бизнес-планом по развитию и оздоровлению производства, включая вопросы реформирования собственности, инвестиций, передачу на самостоятельный баланс неэффективных объектов и производств.  
2. Совершенствование управления активами, сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование их нормирования, решение проблем учета и оценки их (при невозможности использования в производстве по реальной цене) для последующей реализации на сторону, усиление материальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов.  
3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга, своевременного пересмотра условий и сроков расчетов по отношению к хроническим неплательщикам, а также предусмотренных законодательством возможностей уступки (переуступки) долга третьим лицам.  
4. Сокращение рисков неплатежеспособности (при освоении новых рынков либо заключении договоров с новыми торговыми партнерами) через использование факторинга, т.е. заключение трехсторонних договоров при посредничестве банковских структур.  
Одним из условий мобилизации и использования резервов роста объемов и эффективности производства является формирование у коллективов организаций объективного экономического интереса в росте прибыли.

 

2.4. Рентабельность  как показатель, характеризующий  прибыльность предприятия

 

    Для оценки  работы торгового предприятия  недостаточно использования показателя  прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективно-экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

    Как объективная  экономическая категория рентабельность  характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия.

    Рентабельность  – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятия за определенный период. В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:

1. прибыль;

2. отношение полезного  результата торговой деятельности  в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;

3. сопоставление результатов  хозяйственной деятельности с  затратами или ресурсами, исчисленными  в стоимостной форме;

4. интегральный показатель, обобщающий показатели эффективности.

    В любом  определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т. п.

    Повышение  уровня рентабельности для коллектива предприятия означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой практики и стратегии и о целесообразности ее корректировки.

    Собственников (акционеров  и учредителей) показатели рентабельности  интересуют с точки зрения  прибыльности их паевых и учредительских  взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности  возрастает, то возрастает интерес к данному предприятию других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. У предприятия появляется возможность не только дальнейшего развития данного вида деятельности, но и возможность получения более высоких дивидендов. И наоборот, при падении уровня рентабельности интерес по вложениям в данное предприятие падает.

    Кредиторов и заемщиков  денежных средств уровень рентабельности  и его изменение интересует  с точки зрения реальности  получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

    В мировой практике  достаточно широко используется  система показателей рентабельности  для оценки эффективности работы  фирмы, его текущего положения, для сравнительного анализа привлекательности различных сфер бизнеса.

    Система коэффициентов  рентабельности объединяет несколько  классов:

1. прибыли;

2. рассчитываемые для оценки  отдачи производственных активов;

3. рассчитываемые на основе потоков  наличных денежных средств.

    Первых две группы  показателей рассчитываются по  данным бухгалтерского учета  о прибылях и убытках. Сюда  входят следующие коэффициенты:

- Прибыль на продажу;

- Коэффициент текущих расходов;

- Коэффициент стоимости  проданных товаров;

- Прибыль на инвестируемый  капитал;

- Прибыль на собственный  капитал;

- Коэффициент рентабельности  ресурсов (трудовых и материальных);

- Коэффициент эффективности  прибыли.

    Методика расчета  этих коэффициентов основана  на применении показателей балансовой, чистой и прибыли от реализации.

1. Рентабельность товарооборота  определяется:

(I)Рр = П/Т 100,

где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации торгового предприятия;

Т – объем розничного товарооборота (продаж).

(II)Ро = П / ОТС 100,

где П – балансовая, чистая прибыль и прибыль от реализации оптового предприятия;

ОТС – оптовый товарооборот, руб.

    Рентабельность  продаж показывает, какая прибыль  получена в расчете на 1 рубль  оборота, сколько процентов занимает  прибыль в товарообороте. Преимущества данного метода расчета рентабельности заключаются в простоте, ясности, удобстве использования. Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.

    Поскольку  рентабельность продаж в значительной  степени зависит от структуры товарооборота торгового предприятия необходимо рассчитывать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров. Для этого рекомендуется использовать формулу индивидуальной рентабельности:

(III)ИР = (ТН – ИИО) / ТН * 100,

где ИР – индивидуальная рентабельность;

ТН – норма торговой надбавки;

ИИО – издержкоемкость  товара.

    Анализ индивидуальной  рентабельности на практике не  производится, так как отсутствует  соответствующая первичная информация, необходимая для подобных расчетов. Однако, в последствии он может стать основой для формирования ассортиментной политики торгового предприятия и управления процессом реализации.

2. Коэффициент текущих  издержек позволяет определить  эффективность произведенных расходов  и их окупаемость. Для этого расчета применяется следующая формула:

(IV)Рио = П / ИО,

где ИО – сумма текущих  расходов.

    Данный коэффициент  характеризует величину прибыли  на 1 рубль текущих затрат. Чем  выше эта величина, тем выше  эффективность деятельности торгового  предприятия.

    Однако показатель рентабельности текущих расходов не лишен недостатков. Он отражает эффективность лишь текущих издержек и не показывает, как использовались основные и оборотные фонды предприятия, какой вклад они внесли в прибыль.

3. Рентабельность совокупных затрат определяется как отношение балансовой (чистой) прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, содержания работника:

(V)Рф = (БП (ЧП)) / (ОФ + ОС+ ФОТ) * 100,

    Данный коэффициент  показывает размер прибыли, приходящейся  на единицу стоимости совокупных ресурсов.

    Уровень рентабельности  производственных фондов зависит  от изменения фондоотдачи, оборачиваемости  оборотных средств, рентабельности  товарооборота.

    Их взаимосвязь  может быть представлена следующим  образом:

(VI)Рф = БП * ((1 / Фоф) + (1 / Оос)),

где Фоф – коэффициент  фондоотдачи;

Оос – коэффициент  оборачиваемости оборотных средств.

    С целью  углубленного анализа рентабельности  производственных фондов можно  рассчитать по аналогии и другие  частные коэффициенты: отдельно  рентабельность основных фондов, рентабельность оборотных средств  и др.

     Торговое  предприятие для организации  торгового процесса привлекает значительное число работников. Расходы на оплату их труда занимают большой удельный вес в общей сумме текущих издержек. Поэтому для предприятия становится важным определение эффективности использования привлеченных трудовых ресурсов. Показатель рентабельности трудовых ресурсов характеризуется двумя частными показателями: прибылью в расчете на одного торгового работника и прибылью к среднедневной численности в расчете на один рубль затрат, связанных с их содержанием.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности