Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.
Для написания данной работы были использованы различные интернет-источники, а так же литература различных авторов.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Особенности формирования прибыли на предприятии;
1.1. Роль и значение показателя «прибыль» предприятия;
1.2. Виды прибыли на предприятии;
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии.
Глава 2. Понятие рентабельности и пути её повышения на предприятии;
2.1. Понятие и виды рентабельности предприятия;
2.2. Методы анализа рентабельности на предприятии;
2.3. Факторы повышения рентабельности предприятия;
2.4. Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы и интернет ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Колледж экономики  и управления при «НОИР»

 

 

 

Факультет экономики и финансов

Дисциплина экономика  и бухгалтерский учёт предприятия

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студентки группы ЭК-111

Смородовой Екатерины  Андреевны

 

Формирование прибыли на предприятии  и пути повышения

 рентабельности

 

 

 

 

 

 

Проверил____________________

 

Дата________________________

 

Оценка______________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

План:

 

Введение. 
Глава 1. Особенности формирования прибыли на предприятии;

1.1. Роль и значение  показателя «прибыль» предприятия;

1.2. Виды прибыли на  предприятии;

1.3. Распределение и  использование прибыли на предприятии. 
Глава 2. Понятие рентабельности и пути её повышения на предприятии; 
2.1. Понятие и виды рентабельности предприятия; 
2.2. Методы анализа рентабельности на предприятии;  
2.3. Факторы повышения рентабельности предприятия;

2.4. Рентабельность как  показатель, характеризующий прибыльность  предприятия. 
Заключение. 
Список используемой литературы и  интернет ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, с одной стороны через рынок  производственных факторов, с другой  через рынок сбыта. Предприятие функционирует  в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность. Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, а так же состоянием институциональной и информационной систем. Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

    Прибыль является  первоочередным стимулом к созданию  новых или развитию уже действующих  предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

    Прибыль —  многозначная экономическая категория.  От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

    Тема прибыли  и рентабельности особенно остра  для российских предприятий, поскольку  затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

    Реальное положение  в экономике сегодня таково, что  из всех возможных источников  инвестирования, реальным для предприятий  остается лишь акционирование  и использование части прибыли  (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

    Вследствие  выше перечисленного, анализ прибыли  на предприятии сегодня становится  чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

    В своей  курсовой работе я хочу отразить теоретические знания по экономике и бухгалтерскому учёту и на примере Российской экономики показать, как можно осуществить главную цель коммерческого предприятия – получить прибыль. В первой главе речь пойдёт о том, что такое прибыль, какая она бывает, как высчитывается и многое другое… Во второй главе будет рассказано о рентабельности: что это, как она высчитывается, из чего исходит, для чего нужна и, несомненно, как её увеличить.

    Цель данной  работы – анализ прибыли и  рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-       изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;

-       определить  основные показатели прибыли  и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.

     Для написания  данной работы были использованы  различные интернет-источники, а  так же литература различных  авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности формирования прибыли на предприятии

 

    1. Роль и значение показателя «прибыль» предприятия

 

    В рыночной  экономике РФ происходят значительные  изменения по отношению к прибыли  организации, так как этот показатель  для предприятия является конечным  финансовым показателем деятельности. Также этот показатель является стимулом для достижения поставленных целей предприятии.

    Основой рыночной  формы хозяйствования является  стремление к росту прибыли.  Прибыль выполняет следующие  функции: учетная, оценочная, стимулирующая.

    Как результативный  показатель прибыль показывает  на сколько эффективно используется  ресурсы предприятия, на сколько  данный бизнес процветает или  наоборот является убыточным.

    Прибыль показывает  конечный финансовый результат  любого предприятия, и тем самым создает все необходимые условия для его расширения и повышение конкурентоспособности.

    В настоящее  время существуют много определений  – прибыль. Прибыль – это  сумма превышения дохода над  расходами. Так же прибыль получают  как разность между выручкой и расходами, то есть как чистую прибыль.

    Рыночная экономика  основана на частном бизнесе.  Как известно под бизнесом  понимают предпринимательскую деятельность, связанную с покупкой ресурсов, их преобразованием в продукт  и продажей продукта. При этом для бизнеса совершенно не важно, что понимается под ресурсами (деньги или материалы, сырье, оборудование или труд и т. п.), что понимается под преобразованием, что понимается под продуктом. Важно, что во всех случаях предприниматели желают установить выгодное им соотношение между двумя финансовыми потоками: капиталовложением и отдачей, расходов и доходов. Если поток расходов превысит сумму доходов, предприниматель разоряется. Если же поток доходов превышает сумму расходов, понесенных предпринимателем, то последний имеет прибыль ради которой он и занялся бизнесом.

    Сущность прибыли  заключается предке всего, в  том что она представляет собой  форму денежных накоплений; это  экономическая категория, которая  характеризует конечный финансовый  результат деятельности предприятия.

    Споры о  сущности прибыли велись еще  в середине семидесятых годов.  В ходе развернувшейся дискуссии  по этому вопросу приняли участие  многие советские экономисты. Наиболее  распространенным явилось суждение  о том, что работа сотрудников торговли, которые имеет отношение смены формы стоимости, связанная с реализацией товаров не создает прибавочного продукта, не является производительным. Поэтому торговые организации должны извлекать от производителя помогающую ему прибыль. Также труд работников, занятых в сфере обращения, будет производительным, и организации будут получать прибыль. Но такая прибыль не может обеспечить самоокупаемость, а также удельный вес ее постоянно уменьшается. Другие группы экономистов считаю, что прибыль торгового предприятия создает добавочный продукт, который создают сами работники торговли. Они считают, что стоимость созданного добавочного продукта покрывает издержки обращения и, тем самым, получают прибыль, а также даже избыток.

    Однако общим  аспектом, в той или иной мере, имеющимся во всех высказываниях, является признание того факта, что при выполнении функции реализации стоимости товаров прибыль не создается.

    Труд работников  торговли действительно не является  производительным с точки зрения  производства конкретного товара. Однако он производит определенную полезность и с этой точки зрения носит производительный характер.

    В связи  с этим следует обратить внимание  на то, что процесс производства  товаров теряет всяческий смысл  вне процесса реализации в  условиях общественного разделения труда и существования товарно-денежных отношений. Неотъемлемым свойством товара является возможность его реализации, то есть создание с конечным потреблением путем купли-продажи. Иными словами, производственный цикл можно считать законченным лишь после того, как продукт нашел общественное признание. Отсюда можно сделать вывод, что труд работников торговли является производительным, и прибыль в торговле создается именно в сфере обращения в ходе оказания услуг по реализации товаров.

    В рыночной  экономике прибыль – цель, конечный  результат, по которому можно  судить о состоянии хозяйственной  деятельности любой коммерческой  фирмы. Прибыльная деятельность  становится обязательным требованием  для предприятий всех форм  собственности, в том числе и торговли.

    Коммерческое  предприятие, работающее не эффективно, автоматически "умирает", разоряется. Для увеличения суммы прибыли  необходимо расширять масштабы  хозяйственной деятельности, увеличивать  доходы, владеть технологией и  экономикой своего предприятия, конъюнктурой. Прибыль является итогом успешной деятельности предприятия и вместе с тем, она дает для предприятия гарантию того, что он в дальнейшем сможет продолжать свою деятельность, так как накопленная прибыль дает ограничить деятельность предприятия от различных рисков, которые связаны, прежде всего, с производством и реализацией товаров и услуг.

     На сегодняшний  день сильно поменялась роль  прибыли для предприятия. В  смешанной экономике ее значимость  можно определить через функции, которые она выполняет:

- Прибыль образует  основные финансовые ресурсы  для деятельности предприятия.  Ее размер определяет дальнейшие  перспективы существования предприятия  и дает возможность постоянного  увеличения объемов деятельности  предприятия;

- Прибыль создает экономическую заинтересованность предпринимателей совершенствовать и достигать поставленных целей для предприятия. Это объясняется, прежде всего, тем, что в рыночной экономике предприятия работают на основе самофинансирования, сочетая максимальную свободу в коммерческой деятельности с полной материальной ответственностью за ее результаты;

- Прибыль является  критерием экономико-финансовой  эффективности деятельности предприятия,  а также она показывает насколько  был достигнут результат при  анализе экономической деятельности предприятии, также при выявлении использования эффективности всех ресурсов предприятия;

- Прибыль является  источником в формировании доходного  бюджета предприятия, так как  из него уплачиваются все налоги  в бюджет государства.

   В условиях формирования рыночной экономики прибыль является основным показателем деятельности предприятия. Она играет важную роль в развитии хозяйственной деятельности, а также необходима для совершенствования материально-технической базы, наращивании оборотных средств. Торговое предприятие или организация с низкой рентабельностью, с небольшой прибылью в условиях рыночной экономики не в состоянии эффективно участвовать в ценовой конкуренции. В рыночных условиях каждое предприятие должны получать прибыль от каждой товарной группы товара.

    Следовательно,  можно сделать следующий вывод  о том, что в настоящее время  прибыль имеет очень большое  значение. Поэтому в условиях  рыночной экономике возрастает  актуальность вопроса о сущности  прибыли предприятия.

    Современная западная экономическая литература уделяет внимание, прежде всего, вопросам оценки величины прибыли и способы ее максимизации, не вникая глубоко в сущность данного показателя. Происхождение прибыли объясняется как результат реализации товаров, как доход от факторов производства. В настоящее время достаточно широко распространена так называемая теория риска, основанная на положении о том, что владелец капитала постоянно рискует его потерять. Отсюда прибыль рассматривается как вознаграждение предпринимателей за принятие на себя коммерческого риска, за техническое и технологическое нововведения и усовершенствование. П. Самуэльсон утверждает, что "те лица, которые берут на себя риск, обязательно должны положительный результат премий за риск, или прибыль". Более того, ряд западных экономистов рассматривают прибыль как этическую категорию.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности