Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.
Для написания данной работы были использованы различные интернет-источники, а так же литература различных авторов.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Особенности формирования прибыли на предприятии;
1.1. Роль и значение показателя «прибыль» предприятия;
1.2. Виды прибыли на предприятии;
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии.
Глава 2. Понятие рентабельности и пути её повышения на предприятии;
2.1. Понятие и виды рентабельности предприятия;
2.2. Методы анализа рентабельности на предприятии;
2.3. Факторы повышения рентабельности предприятия;
2.4. Рентабельность как показатель, характеризующий прибыльность предприятия.
Заключение.
Список используемой литературы и интернет ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

    Поскольку  оценка прибыли имеет достаточно  большое значение для всех  участников рыночных отношений,  то многие страны стремятся  к их унифицированию. Например, в  Европейском Сообществе приняты три обязательных показателя прибыли:

- Валовая прибыль или  убыток. Валовая прибыль – это  оборот без учета прочих операционных  доходов за вычетом производственной  себестоимости, то есть затрат  без учета коммерческих или  административно-управленческих расходов;

- Прибыль или убыток  от основной деятельности после  налогообложения;

- Прибыль или убыток  на финансовый год.

    Сумма прибыли  характеризует достигнутый результат,  то есть эффект. Однако по сумме  прибыли трудно оценить экономическую  эффективность торговой деятельности, сопоставить показатели уровня коммерческой деятельности предприятий. Показатели прибыли имеют и другие недостатки. Во-первых, показатель прибыли не годится для соизмерения "выгодности" альтернативных активов, вариантов, вложений с различными сроками и т. д. Это объясняется тем, что он практически не отражает капиталоемкость коммерческой деятельности, не учитывает временных характеристик потоков расходов и доходов. Во-вторых, прибыль, исчисленная за короткий период времени, не может служить для обоснованных выводов об эффективности коммерческой деятельности. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономической системы, величина прибыли может меняться в значительных пределах. Это не позволяет рассчитать ожидаемую величину показателя с разумной степенью точности. Наоборот, если фиксировать прибыль как накопительную сумму, с начала квартала или года, она не позволит зафиксировать изменений в бизнесе. Как следствие этих недостатков, показатели прибыли практически невозможно использовать для эффективного управления капиталом, поскольку он не сопоставим с основными экономическими индикаторами (инфляцией, уровнем цен, ставками кредитов), он слишком "заинтересован" в одностороннем повышении цен, что неминуемо вызывает проблемы сбыта и снижение конкурентоспособности.

    С целью  компенсации некоторых из названных  недостатков используется показатель  приведенной прибыли или чистого  приведенного дохода. Чистый приведенный  доход – разность между суммой  доходов и расходов, приведенных к одному моменту времени по ставке сравнения.

    Учитывая достаточно  большое количество недостатков  показателя прибыли для оценки  эффективности деятельности результат  составляется с затратами и  примененными ресурсами.

 

1.3. Распределение  и использование прибыли на предприятии

 

    На предприятиях  распределение прибыли основано  на выполнении трех основных  принципов:

1) Обеспечить работников предприятия  материальной заинтересованностью  для достижения наилучших результатов,  и при низких затратах;

2) Увеличение капитала предприятия;

3) Выполнять все обязательства  перед государством, то есть через  уплату налогов

    Направления распределения  прибыли определяется законодательством  РФ. В настоящее время в условиях  рынка очень большая часть  прибыли взимается в форме налогов, которые затем пополняет бюджет доходов государства.

    В российском законодательстве "О налоге на прибыль"  предприятия имеют право валовую  прибыль направлять на капитальные  вложения, на погашение кредитов  и займов и на другие цели.

    Схема распределения и использования прибыли предприятия показана на рис. 1.

    Основная цель анализа  распределения прибыли – установить, насколько рационально распределяется  и используется прибыль с позиции  самовозрастания (самоокупаемости)  капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

    Рис 1. Распределение  прибыли предопределяет процесс  ее использования

     После уплаты  налогов остается чистая прибыль.  Чистая прибыль является важным  источником расширенного воспроизводства,  за счет нее осуществляется:

- Инвестирование капитального строительства;

- Расширение и реконструкция  существующих основных фондов;

- Покрытие потребности  в оборотных средствах;

- Создание финансовых  резервов.

- Потребность в финансовых  резервах определяется двумя  способами: или как определенный  процент от чистой прибыли, оговоренный в учредительных документах, или исходя из потребности в финансах в связи с ростом и расширением деятельности предприятия;

- Погашение долгосрочных  и среднесрочных кредитов банка  и уплаты процентов по ним;

- Приобретение кредитных обязательств, акций и других предприятий;

- Финансирование деятельности  объединений, ассоциаций и других  горизонтальных структур, членом  которых является данное предприятие;

- Обеспечение социального  развития предприятия и повышение  материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятий, и их стоимости и другие.

     Когда предприятие  направляет часть прибыли на  текущие потребности, этим они  уменьшают темпы роста. А та  прибыль предприятия, которая  сконцентрирована на инвестиционную деятельность, тем самым увеличивается экономический рост предприятия.

Нераспределенная прибыль  – это показатель, который характеризует  экономический рост предприятия.

Таким образом, прибыль  является важнейшей категорией рыночных отношений, которой присущи следующие основные функции:

- Экономического показателя, характеризующего финансовые результаты  хозяйственной деятельности предприятия;

- Стимулирующей функции,  проявляющейся в процессе ее  распределения и использования;

- Одного из основных источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические  основы анализа рентабельности на предприятии 
 
2.1. Понятие и виды рентабельности предприятия

 
    Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от вне реализационных операций; балансовая (валовая) прибыль; чистая прибыль.  
    В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала – собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.  
     Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.  
     Показатели рентабельности как одни из основных показателей эффективности финансовой деятельности позволяют совокупно отразить «качество» финансового состояния организации и перспективы его развития. Формулировка: «показатели рентабельности по сравнению с отчетным периодом увеличились в организации Y на Х%» – является недостаточной при интерпретации результатов анализа, поэтому при анализе рентабельности важно не только непосредственно рассчитывать показатели рентабельности и использовать динамический метод, определяя изменения показателя рентабельности во времени, но и обращать внимание на следующие моменты:  
    1) «качество» показателей рентабельности;  
    2) правильная группировка показателей рентабельности по укрупненным группам для выявления тенденции к изменению не отдельных разрозненных показателей, а ее влияние на группу показателей в целом.  
    При определении качественной стороны показателей рентабельности необходимо рассмотреть детализировано совокупность элементов, представляющих собой числитель и знаменатель этих показателей. Для целей группировки показателей рентабельности будем исходить из следующего понятия финансовой деятельности: финансовая деятельность – часть финансово-хозяйственной деятельности организации, выраженная через финансовые показатели, при условном разделении всей деятельности на финансовую и производственную. 

 

2.2. Методы анализа рентабельности на предприятии

 
    Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждый полученный рубль.  
     Структура показателей рентабельности в общем и целом представляет собой отношение прибыли (как экономического эффекта деятельности) к ресурсам или затратам, т.е. в любом рассматриваемом показателе рентабельности прибыль выступает в качестве одного из составляющих факторов. Исходя из этого, для определения «качества» показателей рентабельности необходимо исследовать «качество» прибыли как количественного показателя, прямо пропорционально влияющего на рентабельность, определив за счет какой (основной или прочей) деятельности получена данная прибыль.  
    Прибыль организации и факторы, которые ее формируют: доходы и расходы – отражаются в бухгалтерской отчетности форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».  
    Исходя из целей интерпретации показателя «прибыль» в финансово-экономической литературе выделяют понятия: экономическая и бухгалтерская прибыль. Экономическая прибыль (убыток) – это прирост или уменьшение капитала собственников в отчетном периоде. Определение прибыли в рамках бухгалтерского подхода может быть сформулировано, основываясь на определении доходов и расходов согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ10/99 «Расходы организации», как положительная разница между доходами, признаваемыми как увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, и расходами, признаваемыми как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (при признании доходов и расходов не учитываются вклады по решению собственников имущества). Итак, вышесказанное позволяет говорить о том, что в количественном выражении показатели «экономическая прибыль» и «бухгалтерская прибыль» не совпадают. Причина здесь заключается в том, что при определении бухгалтерской прибыли исходят из принципа консерватизма, при котором не учитываются прогнозируемые доходы, а при расчете экономической прибыли будущие доходы учитываются.  
    Согласно ПБУ 9/99 и 10/99 доходы и расходы организации делятся на: доходы (расходы) от обычной деятельности, операционные, внереализационные и прочие доходы (расходы). Доходы и расходы, отличные от обычной деятельности, согласно ПБУ 9/99 и 10/99 считаются прочими доходами (расходами), в число прочих доходов (расходов) включаются также чрезвычайные. Виды деятельности, которыми имеет право заниматься организация, указан в ее учредительных документах. Практика показывает, что на сегодняшний день у большинства организаций в Уставе имеется открытый перечень видов деятельности, т.к. включена формулировка о том, что организация может заниматься всеми видами деятельности, не противоречащими законам РФ. В такой ситуации разграничение доходов и расходов от обычной и прочей деятельности является несколько затруднительным. В этом случае при анализе рекомендовано прибегать к принципу существенности, и если величина операционных доходов «существенно влияет на оценку финансового положения и финансовые результаты деятельности организации, движение денежных средств, то эти поступления должны формировать выручку, а не операционные доходы. 

    Разумеется, что аналогичный  подход необходимо использовать  при определении видов расходов: если в результате понесенных  расходов получен доход, относимый  к обычной деятельности организации,  то величина расхода относится к текущим расходам. 

    Конечным финансовым результатом деятельности организации является показатель чистой прибыль или чистого убытка (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода), величина которого формируется в несколько этапов в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Изначально определяется валовая прибыль как разность между выручкой от продажи и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. При анализе валовой прибыли важно выявить влияние и динамику доли себестоимости в выручке. Затем определяется прибыль (убыток) от продаж как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов. Данный вид прибыли участвует в расчете показателя рентабельности продаж.  
    На следующем этапе рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения как разность между суммой операционных и вне реализационных доходов и расходов.

  Далее, исходя из величины  прибыли (убытка) до налогообложения  с учетом расходов на налог  на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи, определяют прибыль (убыток) от обычной деятельности. Остаток разности валовой прибыли и суммарных расходов будет представлять либо чистую прибыль либо чистый убыток за учетный период. Это разность между достижениями фирмы (т.е. доходами от продаж) за период и затраченными усилиями (т.е. расходами, понесенными в течение периода).  
    В процессе анализа можно определить, как те или иные виды доходов и расходов повлияли на формирование чистой прибыли (убытка).  
    Определив «качество» прибыли и порядок ее формирования, рассмотрим второй момент при определении показателей рентабельности – укрупненную группировку показателей рентабельности.  
    В.В. Ковалев различает две группы показателей рентабельности:  
    1) рентабельность как показатель отношения прибыли и ресурсов;  
    2) рентабельность как отношение прибыли и совокупного дохода в виде выручки от продажи товаров, работ, услуг.  
    В первую группу входят показатели рентабельности капитала: совокупного, собственного, заемного; во вторую – рентабельность продаж.  
    О.В. Ефимова представляет группировку показателей рентабельности в соответствии с видами деятельности организации: текущая, инвестиционная и финансовая. Также выделен один обобщающий показатель, который наиболее полно характеризует эффективность деятельности организации – это показатель рентабельности собственного капитала. Показатели, которые выделяются автором в соответствии с видами деятельности, рассмотрены с точки зрения их влияния на обобщающий показатель. В текущей деятельности выделяются такие показатели, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность продаж и рентабельность расходов. В инвестиционной деятельности выделяются рентабельность инвестиций, рентабельность владения инвестиционным инструментом и внутренний показатель доходности инвестиций. Показатели рентабельности совокупных вложений капитала, цены заемного капитала и эффект финансового рычага (отношение заемного капитала к собственному) составляют третью группу показателей – доходность финансовой деятельности.

Информация о работе Формирование прибыли на предприятии и пути повышения рентабельности