Факторный анализ прибыли от реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является факторный анализ прибыли предприятия.
В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность, социальную роль прибыли в условиях развивающейся рыночной экономики;
- рассмотреть сущность и содержание показателей прибыли;

Содержание работы

Введение………………………………………………………....……....5
1. Методика проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7
1.1 Прибыль – роль и значение в условиях рынка…………….………7
1.2 Методика расчёта влияния факторов на прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13
1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21
2. Факторный анализ прибыли от реализации на примере ОАО «СПЕКТР»……………………………………….………………………..…25
2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества «СПЕКТР»…………………………….……….…...……………25
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации предприятия ОАО «СПЕКТР»………………………………..………….……………....………29
2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции
ОАО «СПЕКТР»………………………….………………………...……….37
Заключение……………………………………….…….………………...….40
Список используемой литературы……….………………………...………

Файлы: 1 файл

курсовая работа Факторный анализ прибыли от реализации продукции.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………....……....5

1. Методика  проведения факторного анализа  прибыли от реализации продукции………………………………………………………………….….7

1.1 Прибыль –  роль и значение в условиях рынка…………….………7

1.2 Методика  расчёта влияния факторов на  прибыли от реализации продукции……………………………………………...………………….…13

1.3 Резервы увеличения прибыли от реализации продукции, работ, услуг………………………………….…………………………...……….…21

       2. Факторный анализ прибыли от реализации  на примере ОАО «СПЕКТР»……………………………………….………………………..…25

       2.1 Организационно-экономическая характеристика акционерного общества  «СПЕКТР»…………………………….……….…...……………25

       2.2   Факторный анализ прибыли от реализации   предприятия ОАО «СПЕКТР»………………………………..………….……………....………29

       2.3 Расчёт резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 ОАО «СПЕКТР»………………………….………………………...……….37

Заключение……………………………………….…….………………...….40

Список используемой литературы……….………………………...………42

Приложение………………………….…………………….……...…………44

                                                                            

 

 

 

 

Введение

Важнейшей составной  частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании финансовых результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих организаций. При этом в современных условиях хозяйствования в число важнейших объектов учетного наблюдения выдвигается собственный капитал, образующийся в результате получения организацией прибыли.

Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для получения максимальной прибыли и избегания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее.

Анализ прибыли позволяет  выявить основные факторы роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

В настоящее  время актуальность управления прибылью предприятий все более возрастает в силу усиления конкурентной борьбы предприятий за капитал инвесторов и акционеров. Рост прибыли является общей целью для всех участников деятельности организации и объединяет их разносторонние интересы.

Предмет исследования  - анализ прибыли предприятия.

Объект исследования  - ОАО «Монди СЛПК».

Целью исследования является  факторный анализ прибыли  предприятия.

В соответствии с заданной целью были поставлены и решены следующие задачи:

- определить  экономическую сущность, социальную  роль прибыли в условиях развивающейся  рыночной экономики;

- рассмотреть  сущность и содержание показателей  прибыли;

- определить  задачи организации анализа прибыли  на предприятии;

- провести факторный  анализ прибыли на примере ОАО «СПЕКТР».

Теоретическую базу курсовой работы составили научные  и периодические источники по исследуемой теме.

Информационной  базой для проведения исследования послужили данные годовой бухгалтерской  и статистической отчетности ОАО «СПЕКТР»; первичного бухгалтерского учета в ОАО «СПЕКТР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методика  проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции

 

1.1 Прибыль –  роль и значение в условиях  рынка

В современной  экономической науке термин «прибыль»  и его содержание вызывают множество  споров и разночтений. Существующая в настоящее время возможность  неоднозначной интерпретации определений видов прибыли порождает проблемные ситуации, связанные с оценкой и исследованием этой сложной экономической категории. По мере развития экономической теории комплекс понятий и терминов, определяющих прибыль, претерпел значительные изменения от самого простого в качестве дохода от производства и реализации до понятия, характеризующего конечные финансовые результаты во всем многообразии коммерческой деятельности.

Прибыль как  сложная экономическая категория  выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций, основными из которых являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая.

Прибыль выступает  одним из основных индикаторов финансового  благополучия и жизнеспособности в  ближайшей перспективе, обеспечивая  возможность рассчитываться по своим обязательствам, а также финансировать и расширять производственную деятельность, увеличивать научно-технический потенциал за счет катализированных средств. В этом реализуется воспроизводственная функция.

Прибыль, будучи основным обобщающим показателем в системе оценочных критериев, характеризует экономический эффект от производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия. В этом проявляется контрольная функция прибыли.

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что чистая прибыль является главным источником финансирования социальных программ, материальных поощрений для членов трудового коллектива.

Прибыль - это  также важнейший источник бюджетных  ресурсов государства, что подтверждается данными налоговой статистики. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации только в январе 2008 г. составили 32,3 млрд. руб. По сравнению с январем 2008 г. поступления выросли на 5,8 млрд. руб., или на 22,1%.

Таким образом, стабильная прибыль предприятия - основной фактор экономического и социального развития. В связи с этим понятен интерес к проблемам прибыльности и максимизации финансового результата, а, следовательно, и к комплексному системному анализу прибыли.

В соответствии с определениями, данными в разное время, прибыль - это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса - часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш. В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства. По новому Налоговому кодексу РФ прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Наиболее общее понятие  прибыли как разницы между  доходами экономического субъекта хозяйствования и расходами, в том числе и  полными издержками производства и реализации, способно объединить многообразные подходы к ее определению: политико-экономический (прибыль для социалистических и капиталистических предприятий), бухгалтерско-финансовый (балансовая, чистая и т.д. прибыль), экономико-математический.

В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения. Для этого по данным формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" составим модель построения прибыли (рис. 1) и дадим экономическую характеристику основным ее показателям.

Валовая прибыль - первый показатель в отчете о прибылях и убытках, в определении которого нет единства понимания его экономического содержания. Согласно п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, валовая прибыль - это разность показателей "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" и "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".

Не противоречит действующему Положению по бухгалтерскому учету  определение валовой прибыли, данное в Современном экономическом  словаре, как разницы между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство.

Вместе с тем валовой  прибылью обозначают конечную общую  или суммарную прибыль отчетного  периода.

Валовая прибыль и брутто-прибыль  в экономической литературе признаются синонимами. А.Д. Шеремет пишет: «Брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации в отпускных ценах предприятия и затратами, включаемыми в производственную себестоимость»1.

Более широкое экономическое содержание в понятие брутто-прибыли вкладывает Г.В. Савицкая: «Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов)»2.

Тем не менее, несмотря на несогласованность  в понимании содержания валовой  прибыли, для целей учета и  анализа этого показателя в первую очередь необходимо руководствоваться  действующими нормативными документами, определяющими валовую прибыль  как разницу между выручкой и производственной себестоимостью, а именно ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Прибыль от продаж - следующий  показатель, имеет однозначный подход к его экономической трактовке  и рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.

Прибыль до налогообложения - это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками. Под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина

Механизм формирования данных показателей представлен  на рисунке 1.

Структурно-логическая модель формирования

показателей прибыли.






                                                                                                                                                                                                         


                                                       +       



                                                        +


                                                    


                                                       +










 

 

Рисунок 1. Структурно-догическая модель формирования прибыли

Налогооблагаемая  прибыль - это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения  для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде. Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) - это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы.

Рассчитывается  чистая прибыль вычитанием из бухгалтерской  прибыли (прибыли до налогообложения) текущего налога на прибыль и, если организация имеет, иных обязательных платежей (например, штрафов, пени по расчетам с бюджетом и др.), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств (ранее учтенных в текущем налоге на прибыль). Базовая прибыль (убыток) на акцию - в соответствии с требованиями МСФО 33 в отчете о прибылях и убытках представляется информация о прибыли на акцию, которая определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период3.

Разводненная  прибыль (убыток) на акцию - максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании. Это может случиться, к примеру, если отдельные виды ценных бумаг или договора, дающие право собственности на обыкновенные акции, будут конвертированы своими владельцами в обыкновенные акции.

Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации продукции