Факторный анализ прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:56, доклад

Описание работы

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется с помощью разных методов, в том числе:
1) с помощью горизонтального анализа отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом;
2) с помощью вертикального (структурного) анализа определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности;
3) с помощью трендового анализа определяется динамика изменения показателей за ряд периодов;

Файлы: 1 файл

Факторный анализ прибыли.docx

— 453.81 Кб (Скачать файл)

Факторный анализ прибыли 

 

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия осуществляется с помощью разных методов, в том  числе:

 

1) с помощью горизонтального  анализа отслеживаются изменения  каждого показателя за отчетный  период по сравнению с базисным  периодом;

 

2) с помощью вертикального  (структурного) анализа определяется  изменение соответствующих статей  бухгалтерской отчетности;

 

3) с помощью трендового  анализа определяется динамика  изменения показателей за ряд  периодов;

 

4) с помощью факторного  анализа определяется влияние  отдельных факторов на показатели  финансовых результатов.

 

Анализ бухгалтерской  прибыли (до налогообложения) начинается с анализа ее динамики как в  целом, так и в разрезе элементов, формирующих ее структуру. При этом учитываются факторы, ока­завшие влияние  на величину прибыли. Различают внешние  и внутренние факторы.

 

К внешним факторам можно  отнести:

 

1) социально-экономическое  положение;

 

2) природно-климатические  условия;

 

3) уровень цен на сырье,  материалы, электроэнергию;

 

4) тарифы на транспортные  перевозки;

 

5) регулирование внешнеэкономической  деятельности.

 

К внутренним факторам можно  отнести:

 

1) номенклатуру реализованной  продукции;

 

2) объем выручки от реализации;

 

3) структуру себестоимости  реализованной продукции;

 

4) размеры операционных  и внереализационных расходов.

 

Факторы первой группы оказывают  влияние на величину прибыли до налогообложения, факторы второй группы — на величину валовой прибыли. Формирование чистой прибыли отчетного периода отражает отчет о прибылях и убытках, представленный в таблице.

 

Отчет о прибылях и убытках

 

 

 

На основе данных отчета о  прибылях и убытках можно составить  таблицы, позволяющие исследовать  динамику и структуру прибыли  как в общей сумме, так и  в разрезе составляющих ее элементов. Уровень и динамику показателей  прибыли и убытков за отчетный период наглядно иллюстрирует таблица.

 

Анализ прибыли предприятия  пе отчету о прибылях и убытках

 

 

 

Увеличение общей суммы  прибыли свидетельствует о достижении высоких результатов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Рост прибыли является результатом  поло­жительного изменения всех определяющих ее факторов, в том числе увеличения операционных доходов и снижения операционных и внереализационных расходов.

 

Детальный анализ формирования бухгалтерской прибыли (прибыли  до уплаты налога) по методу вертикального  анализа (таблица) включает:

 

1) расчет удельных весов  промежуточных показателей в  общем итоге, принятом за 100%;

 

2) изменения показателей  в денежном выражении и в  процентах к итогу.

 

Анализ бухгалтерской  прибыли (прибыли до уплаты налога) по отчету о прибылях и убытках

 

 

Особое значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный  анализ прибыли от реализации (продаж), которая является главной составляющей бухгалтерской прибыли (прибыли  до уплаты налога). Изменение прибыли  от реализации (продаж) позволяет проанализировать таблица.

 

Анализ прибыли от реализации продукции (продаж)

 

 

Главным показателем прибыли  от реализации (продаж) является валовая  прибыль, которая формируется под  влиянием следующих факторов:

 

1) выручки от реализации  в натуральном выражении (тонны,  штуки, л, м2 л и т.д.);

 

2) себестоимости реализованной  продукции;

 

3) цены реализации (продажи);

 

4) изменения в ассортименте  реализованной продукции.

 

Валовая прибыль = объем реализованной  продукции в натуральном выражении (цена реализации единицы продукции - себестоимость единицы продукции) = выручка от реализации продукции - себестоимость реализованной продукции.

 

Таким образом, основными  факторами, оказывающими влияние на валовую прибыль предприятия, являются изменение выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции  и изменения в ассортименте реализованной  продукции. Факторный (пофакторный) анализ прибыли проводится с помощью  элиминирования (метода цепных подстановок), представляющего собой технический  прием анализа, используемый для  определения влияния отдельных  факторов на объект изучения. Для проведения факторного анализа валовой прибыли  необходимо составить таблицу с  исходными данными (таблица).

 

Факторный анализ валовой  прибыли

 

 

1. Влияние изменения выручки  от реализации за отчетный  период на валовую прибыль  предприятия рассчитывается как  разница между валовой прибылью  отчетного и базисного года (валовая  прибыль отчетного периода определяется  как валовая прибыль базисного  периода, пересчитанная на индекс  изменения выручки от реализации):

 

Δ валовой прибыли = валовая  прибыль отчетного периода - валовая  прибыль базисного периода = валовая  прибыль базисного периода •  индекс изменения выручки от реализации - валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода (индекс изменения выручки от реализации - 1).

 

Индекс изменения выручки  от реализации -выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода / выручка от реализации в базисном периоде.

 

2. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции за отчетный  период на валовую прибыль  предприятия рассчитывается как  разница между себестоимостью  отчетного периода в фактических  и базисных ценах:

 

Факторный анализ валовой  прибыли Δ валовой прибыли = себестоимость  в фактических затратах отчетного  периода - себестоимость в базисных затратах отчетного периода.

 

Внимание! В результате роста  себестоимости продукции валовая  прибыль от реализации снижается!

 

3. Влияние изменения цены  реализации на валовую прибыль  предприятия рассчитывается как  разница между выручкой от  реализации в фактических ценах  и выручкой от реализации в  ба­зисных ценах отчетного периода:

 

Δ валовой прибыли = выручка  от реализации в фактических ценах  отчетного периода - выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода.

 

4. Влияние изменения ассортимента  реализованной продукции на валовую  прибыль предприятия рассчитывается  в том случае, если существуют  различия в уровне рентабельности  отдельных видов продукции, и  определяется следующим способом:

 

Δ валовой прибыли = валовая  прибыль в базисных ценах за отчетный период -- валовая прибыль базисного  периода х индекс изменения выручки  от реализации = (валовая прибыль  в базисных ценах за отчетный период / выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период - валовая  прибыль базисного периода / выручка  от реализации базисного периода) х  выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период.

 

Кроме перечисленных факторов, на показатель валовой прибыли воздействуют и другие факторы, в том числе  нарушение производственной и технологической  дисциплины. Результаты проведенного факторного анализа целесообразно  обобщить в отдельной аналитической  таблице.

 

Результаты факторного анализа  валовой прибыли

 


Информация о работе Факторный анализ прибыли