Центры прибыли - планирование и учёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – изучить методы и способы оценки деятельности центров прибыли, их роль в планировании и развитии организации.
При написании курсовой работы я ставлю перед собой следующие задачи:
изучение сущности центров прибыли и их взаимосвязи с другими центрами ответственности;
описание методики управленческого учёта и отчётности в центрах прибыли;
Раскрытие способов использования информации управленческого учёта для планирования в центрах прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и назначение центров прибыли
1.1 Центр прибыли и его взаимосвязь с другими центрами ответственности
1.2 Центр прибыли и центр дохода. Сравнительная характеристика.
2. Организация учёта и планирования в центре прибыли
2.1 Методика ведения управленческого учёта и отчётности в центрах прибыли
2.2 Использование информации центров прибыли для планирования в управленческом учёте.
Заключение
Список использовавшейся литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая БУУ.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

 В том случае, когда  учёт в центре прибыли ведётся  по счёту 90, доходы учитываются  на аналитическом субсчёте 90.1 «Выручка»,  на котором отражается выручка  нетто без налога на добавленную  стоимость и других налогов,  поступающих в составе выручки.

На счёте второго порядка 90.1 «Выручка» можно вести счета  третьего порядка, на которых группируется информация о выручке по центрам  прибыли. На счетах четвёртого порядка группируется информация о выручке по видам продукции, работ, услуг, а на счетах пятого порядка – информация о выручке по секторам рынка, если таковая необходима для управления продажами и формированием прибыли. [23,28,37] Для наглядности, такая структура счёта управленческого учёта выручки представлена на рисунке 3.

В случае, когда на счетах третьего порядка группируется информация по центрам доходов, входящих в состав центра прибыли, центры прибыли в  аналитическом учёте не выделяются, а информация о сумме выручки  по центрам прибыли может быть получена путём сложения выручки  по этим центрам доходов.

При использовании свободных  счетов плана счетов бухгалтерского учёта для обособленного учёта  выручки, управляющий сам создаёт  аналитический счёт для учёта  выручки. Эти счета могут весить по центрам прибыли или по видам  продукции, например, 20 «Выручка центра прибыли №1» или 21 «Выручка от продажи  изделия №1» и т.д. На счетах второго  порядка может вестись детализация  по секторам рынка. По сути, такой учёт не сильно отличается от учёта доходов по субсчёту 90.1, однако если организация имеет большой перечень производимых товаров, то удобнее выделять их на отдельных счетах. [21, 32, 39]



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Структура счёта управленческого учёта выручки.

Учёт издержек по центрам  прибыли организуется в порядке, предусмотренном для учёта издержек по центрам ответственности за них. То есть, к счетам, отражающим издержки, открываются счета второго порядка для отражения издержек по центрам ответственности, к которым, в свою очередь, открываются аналитические счета третьего и четвёртого порядков. Основные счета, на которых формируются издержки, это счета из группы 20-29.

Поскольку центры прибыли  несут ответственность за маржинальный доход, в редких случаях – за операционную прибыль, то на основе учёта издержек по центрам прибыли можно получить прямые издержки на сумму выручки, к  которым останется только добавить постоянные периодические расходы, покрываемые за счёт маржинального  дохода данного центра, если центру установлена ответственность за операционную прибыль.

В случае, если в операционной прибыли центра необходимо учитывать  прочие доходы и расходы, необходимо организовывать соответствующий аналитический  учёт на счетах второго порядка к  счёту 91 «Прочие доходы и расходы». Однако, следует заметить, что на центры прибыли не стоит возлагать  ответственность за внереализационные  доходы и расходы, возникающие спонтанно, чаще всего вне зависимости от оперативного воздействия центра прибыли. Эта позиция скорее может быть отнесена к центрам инвестиций. [16, 20, 28]

Основным отчётным документом центра прибыли является отчёт о  прибыли. Содержание этого отчёта зависит  от включаемых в отчёт показателей  прибыли – валовой, от продаж, до налогообложения, от обычной деятельности, чистой прибыли и маржинального  дохода.

Если центр прибыли  отчитывается по валовой прибыли, то в отчёте отражают стоимость произведённой  продукции (работ, услуг), затраты на производство продукции данного  цеха, составляющие её производственную себестоимость, и исчисляемую величину валовой прибыли. Форма такого отчёта представлена в таблице 2.

Таблица 2. Отчёт центра прибыли по валовой прибыли за месяц.

№ п/п

Показатели

По смете

Фактически

Отклонения  (+/-)

За месс.

За год

1

Стоимость продукции (работ, услуг)

2000

2500

+500

+200

2

Производственная себестоимость

1100

1300

+200

+50

3

Валовая прибыль

900

1200

+300

+150


 

При составлении отчёта о  валовой прибыли следует учитывать, что организации могут в соответствии с принятой учётной политикой  включать общехозяйственные расходы  в состав производственной себестоимости  или списывать их на счёт 90 «Продажи». В первом случае показатель производственной себестоимости в отчёте определяется с учётом общехозяйственных расходов., во втором случае – без указанных расходов. Общехозяйственные расходы во втором случае будут учтены при составлении отчёта по прибыли от продаж.

В том случае, когда центр  прибыли отчитывается по прибыли  от продаж, в отчёте приводятся дополнительные данные: о расходах на продажу продукции  и соответствующей части общехозяйственных  расходов, если они не включены в  производственную себестоимость, которые  позволяют исчислить полную себестоимость  проданной продукции и прибыль  от продаж. Пример такого отчёта представлен в таблице 3.

Таблица 3. Отчёт центра прибыли по прибыли от продаж за месяц.

№ п/п

Показатели

По плану

Фактически

Отклонения (+, -)

За месяц

За год

1

Выручка от продажи (нетто)

2000

2500

+500

+200

2

Производственная себестоимость

1100

1300

+200

+50

3

Расходы на продажу

80

100

+20

+30

4

Общехозяйственные расходы

120

150

+30

+20

5

Полная себестоимость  проданной продукции

1300

1550

+250

+100

6

Прибыль от продаж

700

950

+250

+100


 

При составлении отчёта по прибыли от обычной деятельности в отчёт включают данные об операционных и внереализационных доходах  и расходах и сумме налога на прибыль.

Сумму прибыли до налогообложения  определяют прибавлением к прибыли  от продаж операционных и внереализационных  доходов и вычитанием операционных и внереализационных расходов.

Прибыль и убыток от обычной  деятельности определяют вычитанием из суммы налогооблагаемой прибыли  суммы налога на прибыль. [16, 26, 34, 37] Пример такого отчёта можно увидеть в таблице 4.

Центры прибыли также  могут составлять отчёт о маржинальном доходе. Он определяется вычитанием из выручки от продажи продукции  переменных расходов, связанных с  производством и продажей продукции. Разница между маржинальным доходом  и постоянными расходами называется остаточным доходом. При этом остаточный доход целесообразно исчислять  с учётом прямых и косвенных постоянных расходов.

Деление постоянных расходов на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от конкретных условий  производственного процесса.

Например, если какой-то станок используется только для производства одного определённого вида продукции, то все расходы, связанные с обслуживанием  этого станка являются прямыми затратами  – заработная плата рабочих, обслуживающих  станок, сумма амортизации по нему, сумма арендных платежей и т.д.

К косвенным постоянным расходам относят такие затраты, которые  распределяют между видами продукции( работ, услуг) только расчётным путём  при помощи ставок. К таким расходам можно отнести расходы на содержание администрации, суммы амортизации  по зданиям, суммы коммунальных услуг  и др.

 

Таблица 4. Отчёт центра прибыли по прибыли от обычной деятельности за месяц.

№ п/п

Показатели

По плану

Фактически

Отклонения (+, -)

За месяц

За год

1

Выручка от продажи (нетто)

2000

2500

+500

+200

2

Производственная себестоимость

1100

1300

+200

+50

3

Расходы на продажу

80

100

+20

+30

4

Общехозяйственные расходы

120

150

+30

+20

5

Полная себестоимость  проданной продукции

1300

1550

+250

+100

6

Прибыль от продаж

700

950

+250

+100

7

Операционные и внереализационные  доходы

150

180

+30

+50

8

Операционные и внереализационные  расходы

75

80

+5

+10

9

Прибыль до налогообложения

775

1050

+275

+140

10

Налог на прибыль

155

210

+55

+28

11

Прибыль (убыток) от обычной  деятельности

620

840

+220

+112


 

К косвенным постоянным расходам относят такие затраты, которые  распределяют между видами продукции (работ, услуг) только расчётным путём при помощи ставок. К таким расходам можно отнести расходы на содержание администрации, суммы амортизации по зданиям, суммы коммунальных услуг и др. [33, 37]

Пример составления отчёта о маржинальном доходе представлен  в таблице 5.

Преимущество маржинального  дохода в том, что его можно  применить для анализа альтернатив  при планировании производства и  продаж для будущих периодов.

Таблица 5. Отчёт центра прибыли о маржинальном доходе за месяц

(в тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

По смете

Фактически

Отклонения (+, -)

За месяц

За год

1

Выручка от продажи (нетто)

2000

2500

+500

+200

2

Переменные расходы

1000

1150

+150

+50

3

Маржинальный доход

1000

1350

+350

+150

4

Прямы постоянные расходы

200

250

+50

+35

5

Остаточный доход до косвенных  расходов

800

1100

+300

+115

6

Косвенные постоянные расходы

100

150

+50

+15

7

Остаточный доход с  учётом косвенных расходов.

700

950

+250

+100


 

2.1 Использование информации центра прибыли для планирования в управленческом учёте.

Информация центров прибыли  используется в управленческом учёте  в основном для принятия краткосрочных  или оперативных решений в  различных ситуациях. При этом необходимо определить задачи, на решение которых  должно быть ориентировано решение, факторы, оказывающие влияние на решение этих задач, и конечно  набор возможных действий для  решения задач. Другими словами, можно создать алгоритм принятия управленческих решений:

Информация о работе Центры прибыли - планирование и учёт