Учёт капитала и резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учёта и контроля.
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.
Бухгалтерский учёт представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы учёта капитала и резервов.
1.1. Понятие, сущность, задачи учёта капитала и резервов.
1.2. Формирование и учёт уставного капитала в организациях различных организационно-правовых форм собственности:
1) Уставный капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью):
а) Акционерное общество;
б) Общество с ограниченной ответственностью.
2) Складочный капитал хозяйственных товариществ.
3) Уставный капитал государственных и муниципальных унитарных организаций.
1.3. Формирование и учёт добавочного и резервного капитала:
1) Резервный капитал;
2) Добавочный капитал.
1.4. Формирование и учёт целевого финансирования и нераспределённой прибыли.
1.5. Формирование и учёт резервов:
1) Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;
2) Резервы по сомнительным долгам;
3) Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;
4) Учёт резервов предстоящих расходов:
а) Резервы на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодных вознаграждений работникам;
б) Резерв на ремонт основных средств;
в) Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
г) Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
д) Резервы на покрытие иных предвиденных затрат.
Глава 2. Практическое задание.
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Норм курсач Насти.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский Заочный Финансовый Экономический Институт

Филиал в г. Туле

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему: Учёт капитала и резервов

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса

Факультета: УС

Специальности: БУ,А и А

Группы: вечер

ФИО: Чугунова Анастасия Игоревна

Проверил: Пушкарёва Елена

Владимировна

 

 

 

 

 

 

Тула

2005


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы учёта капитала и резервов.

1.1. Понятие, сущность, задачи учёта капитала и резервов.

1.2. Формирование и учёт уставного капитала в организациях различных организационно-правовых форм собственности:

1) Уставный капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью):

    а) Акционерное общество;

    б) Общество с ограниченной ответственностью.

2) Складочный капитал хозяйственных товариществ.

3) Уставный капитал государственных и муниципальных унитарных организаций.

1.3. Формирование и учёт добавочного и резервного капитала:

           1) Резервный капитал;

           2) Добавочный капитал.

1.4. Формирование и учёт целевого финансирования и нераспределённой прибыли.

1.5. Формирование и учёт резервов:

        1) Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

        2) Резервы по сомнительным долгам;

        3) Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;

        4) Учёт резервов предстоящих расходов:

а) Резервы на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодных вознаграждений работникам;

б) Резерв на ремонт основных средств;

в) Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

г) Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

д) Резервы на покрытие иных предвиденных затрат.

Глава 2. Практическое задание.

Заключение

Приложение

Список литературы


Введение

 

Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учёта и контроля.

В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.

Бухгалтерский учёт представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях

Предметом бухгалтерского учёта являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно объединить в две группы:

объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;

объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй — хозяйственные процессы и их результаты.

В условиях современной экономики бухгалтеру очень важно хорошо знать правила формирования и учета собственных средств предприятия, к которым относятся капитал и резервы.

Объектом исследования данной курсовой работы является учет капитала и резервов, в работе осуществлена характеристика формирования капитала на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности, рассмотрены необходимость создания и использования резервов в процессе хозяйственной деятельности предприятия, а также учет хозяйственных операций при формировании и использовании капитала и резервов.

В связи с этим в курсовой работе были рассмотрены формирование и учет уставного, резервного и добавочного капитала, целевого финансирования, нераспределенной прибыли (убытков), резервов.

В процессе написания работы использовались такие законодательные и нормативные документы, как Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации.

 


Глава 1. Теоретические основы учета капитала и резервов

 

1.1 Понятие, сущность, задачи учета капитала и резервов

 

Каждая организация независимо от организационно-правовых форм собственности должна располагать экономическими ресурсами, т.е. капиталами, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. При рассмотрении этого вопроса возникают различные понятия - капитал собственный, привлеченный капитал, активный капитал и пассивный капитал. В учебнике капитал рас­сматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации.

Американские ученые считают, что это экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении собственника фирмы, ко­торые отражают совокупность денежных ценностей (денежных средств и долговых обязательств покупателей); материальных ценностей (товарные запасы, земельные участки, здания и обо­рудование) и активов, выраженных в форме нематериальных прав (патенты, авторские права и товарные знаки).

Эти определения в целом правильно раскрывают понятие капитала, используемое в бухгалтерском учете.

По существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлеченно­го капитала, необходимого для осуществления финансово-хо­зяйственной деятельности организации.

Привлеченный капитал - это кредиты, займы и кредитор­ская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.

Собственный капитал - это капитал за вычетом привле­ченного капитала (обязательства), который состоит из сово­купности уставного, добавочного и резервного капитала, не­распределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

Активный капитал - это стоимость всего имущества по со­ставу и размещению, т.е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.

Пассивный капитал - это источники имущества (активно­го капитала) организации, состоит из собственного и привле­ченного капитала.

Все представленные понятия можно выразить следующим уравнением:

 

Активы      =  Финансовые           +          Собственный

                         обязательства                       капитал.

 

(экономические ресурсы)  (привлеченный капитал)

Иногда собственный капитал выступает как остаточный, поскольку он отражает совокупность средств, которые остают­ся в распоряжении организации после выплаты финансовых обязательств. В этом случае уравнение выглядит так:

 

                 Собственный    =    Активы  —   Финансовые

                        капитал                                 обязательства.

 

В международных стандартах финансовой отчетности ка­питал рассматривается как совокупность привлеченного и соб­ственного капитала.

Резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расхо­дов и платежей.

 

1.2 Формирование и учет уставного капитала в организациях различных организационно-правовых форм собственности

 

Уставный капитал, являясь неотъемлемой составной частью любого хозяйственного общества или товарищества, вместе с тем представляет собой весьма условную величину, определяющую совокупный размер внесённых учредителями (участниками) средств в момент учреждения общества (товарищества). Гражданское право исходит из того, что "уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов". Экономический же смысл уставного капитала заключается в наделении вновь созданного юридического лица основными и оборотными средствами, необходимыми для развёртывания предпринимательской деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или продаже товаров. Сам по себе размер уставного капитала не может никоим образом гарантировать права кредиторов коммерческой организации.

Таким образом, можно сформулировать ряд функций уставного капитала не только с юридической точки зрения, но и по экономическому содержанию:

во-первых, средства (как денежные, так и не денежные), внесённые в уставный капитал, наделяют коммерческую организацию "стартовым" капиталом для начала предпринимательской деятельности;

во-вторых, деление уставного капитала на доли конкретизирует не только вклад каждого акционера (участника), но и прямо обуславливает степень его участия в управлении обществом и распределении его прибыли;

заинтересованных лиц о "солидности" общества, хотя реально объявленных в уставном капитале средств может и не оказаться в наличии в форме ликвидных активов.

Именно для того, чтобы понятие уставного капитала как можно достовернее характеризовало "гарантийную" функцию, российским гражданским законодательством, с одной стороны, установлены понятие "чистые активы", величина которых не может быть меньше уставного капитала, а с другой стороны, установлены минимальные размеры для уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций:

1) уставный капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной от­ветственностью). Он представляет собой совокупность вкладов учредителей в имущество организации в денежном выражении при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, оп­ределенных учредительными документами. Минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ составляет 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленной законода­тельно, и 1000 МРМОТ - для открытых.

а) Акционерное общество (АО) – учреждается и действует в соответствии с уставом, которым определяется размер уставного капитала, разделённого на определённое число акций одинаковой номинальной стоимости. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, в том числе и не оплаченных на данный момент.

Уставный капитал акционерного общества в настоящее время формируется путём создания новых акционерных обществ за счёт средств учредителей либо преобразования государственных и муниципальных организаций в акционерные общества.

При создании новых акционерных обществ уставный капитал формируется путём выпуска и продажи акций. При этом уставный капитал закрытого АО формируется путём распределения акций среди заранее определённых физических и юридических лиц. Заранее определяются и сумма вклада каждого акционера.

Для АО существуют ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов АО, заключающиеся в следующем:

- доля привилегированных акций в общем объёме уставного капитала АО не должна превышать 25%;

- АО вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьим лицам, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее 3-го года существования АО и при условии надлежащего утверждения к  этому времени 2 годовых балансов общества;

- АО не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:

      а) до полной оплаты всего уставного капитала;

      б) если стоимость чистых активов АО меньше его уставного                                                                                                          капитала и резервного фонда, либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1000-кратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а для закрытого общества – не менее 100-кратной величины МРОТ.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов АО оказывается меньше его уставного капитала, то общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если стоимость чистых активов оказывается меньше величины минимального размера уставного капитала, то общество обязано принять решение о своей ликвидации.

В процессе деятельности акционерное общество может увеличивать или уменьшать уставный капитал.

Увеличение уставного капитала происходит за счёт:

- выпуска дополнительных и увеличения номинальной стоимости ранее выпущенных акций:

Д-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т 80 «Уставный капитал»;

- нераспределённой прибыли:

Д-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 80»Уставный капитал».

Уменьшение уставного капитала возможно за счёт:

- снижения номинальной стоимости акций:

Д-т 80 «Уставный капитал»

К-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам        в уставный (складочный) капитал»;

- выкупа собственных акций у акционеров, поскольку акции могут быть выкуплены по ценам выше или ниже их номинальной стоимости, то в случае, кода цена выкупа превышает номинальную стоимость, имеют место расходы, а когда цена выкупа ниже – доходы; выкупленные акции учитываются на счёте 80 «Собственные акции (доли)». При выкупе собственных акций делаются следующие бухгалтерские записи:

Д-т 81 «Собственные акции (доли)»

К-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» - по номинальной стоимости акций;

Д-т 81 «Собственные акции (доли)»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-1 «Прочие доходы»- на сумму доходов, возникающих при выкупе;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы»

К-т 81 «Собственные акции (доли)» - на сумму расходов при выкупе;

Д-т 80 «Уставный капитал»

К-т 81 «Собственные акции (доли)» - уменьшение уставного капитала

на сумму выкупленных у акционеров акций.

 

 

 

 

 

Пример: АО выкупило за наличный расчёт 20 собственных акций каждая по 500 руб. при номинальной стоимости акции 600 руб.

  Д-т 81 «Собственные акции (доли)»

  К-т 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами» - 10 тыс. руб. – покупная стоимость выкупленных акций, принятых в кассу;

  Д-т 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

  К-т 50 «Касса» - 10 тыс. руб. – оплата из кассы за акции;

  Д-т 81 «Собственные акции (доли)»

  К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - 2 тыс. руб. доходы от приобретения собственных акций (увеличение стоимости до номинальной) (12 000 – 10 000);

  Д-т 80 «Уставный капитал»

  К-т 81 «Собственные акции (доли)» - 12 тыс. руб. – уменьшение уставного капитала путём списания выкупленных акций.

 

При перепродаже акций с кредита счёта 81 списывается стоимость их в дебет счетов учета денежных средств (50,51). Стоимость аннулированных акций списывается в уменьшение уставного капитала (Д-т 80 К-т 81), а разница в стоимости проданных и аннулированных акций – на добавочный капитал;

- в уменьшение:

Д-т 83 «Добавочный капитал»

К-т 81 «Собственные акции (доли)»;

  - в увеличение:

Д-т 81 «Собственные акции (доли)»;

К-т 83 «Добавочный капитал».

Особое место в бухгалтерском учёте акционерного общества занимают расчёты с учредителями по выплате дивидендов (счёт 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате дивидендов»). Следует обратить внимание на разработку дивидендной политики, суть которой заключается в выборе оптимального соотношения долей чистой прибыли, предназначенных для выплаты дивидендов и для инвестирования (вложения развитие собственной организации). Для контроля за использованием чистой прибыли, направленной на инвестирование и реинвестирование, целесообразно предусмотреть субсчёт к счёту 84 «Не распределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Начисление дивидендов и их выплата в бухгалтерском учёте акционерного общества оформляется так:

Д-т 84 «Не распределённая прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов» - начисление дивидендов;

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов»

К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам» - удержание налога на доходы;

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов»

К-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета» - выплата дивидендов.

б) Общество с ограниченной ответственностью (ООО)  - признаётся общество, учреждённое одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли в размере, определённом учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов (ст.87-94 ГК РФ)

Согласно Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной от­ветственностью», бухгалтерский учет уставного капитала и расчетов с учредителями может осуществляться почти так же, как в АО, с той лишь разницей, что ООО не может выпускать ак­ции. Здесь уставный капитал формируется за счет взносов (вкладов) учредителей, а поэтому выступает в форме складоч­ного капитала.

Минимальный размер уставного капитала ООО не может быть менее 100 МРОТ.

Увеличение уставного капитала общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объёме.

Увеличение уставного капитала ООО может происходить за счёт:

- добавочного капитала:

Д-т 83 «Добавочный капитал»

К-т 80 «Уставный капитал»

- свободного остатка прибыли:

Д-т 84 «Не распределённая прибыль (не покрытый убыток)»

К-т 80 «Уставный капитал»;

- дополнительных взносов учредителей:

Д-т 75 «Расчёт с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т 80 «Уставный капитал»

- начисление;

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета»

К-т 75 «Расчёт с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - взнос.

Уменьшение уставного капитала ООО может быть в случае выбытия членов из общества. Общество обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли или выдать в натуральном виде имущество такой же стоимости. При этом в бухгалтерском учёте делаются записи:

Д-т 80 «Уставный капитал»

К-т 75 «Расчёт с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - начисление;

Д-т 75 «Расчёт с учредителями», субсчёт 75-1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал»

К-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 10 «Материалы», 01 «Основные средства» - выдача.

2) Складочный капитал хозяйственных товариществ. Отра­жает совокупность долей (вкладов) участников полного то­варищества и товарищества на вере, внесенных в товарищест­во для обеспечения его финансово-хозяйственной деятельно­сти. Величина складочного капитала отражается в уставе организации и может быть изменена по решению ее учредите­лей с внесением соответствующих изменений в учредительные документы. Взносы могут быть осуще­ствлены в денежной форме и материальными ценностями. Возврат пая (доли) и совместного имущества производится, в основном, в денежной форме.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), хозяйст­венные товарищества, как юридические лица, могут функ­ционировать в форме полного товарищества и товарищества на вере. Полное товарищество - это юридическое лицо, ус­тавный капитал которого создается за счет вкладов учреди­телей; сумма этих вкладов и составляет первоначальный размер уставного (складочного) капитала. Участники такого товарищества солидарно несут ответственность перед креди­торами в размерах, пропорциональных взносам в складоч­ный капитал. Каждый участник обязан внести к моменту регистрации не менее 50% своего вклада в складочный ка­питал. Остальная часть должна быть внесена в сроки, уста­новленные учредительным договором. Минимальный раз­мер складочного капитала не регламентируется. Прибыль и его убытки распределяются между участниками пропорцио­нально их вкладам.

Товарищество на вере - это юридическое лицо, которое состоит из действительных участников и участников-вкладчиков. Действительные участники несут полную со­вместную ответственность по обязательствам всем своим имуществом. Участники-вкладчики отвечают по обязатель­ствам только в пределах своего вклада. Уставный капитал товарищества на вере формируется из вкладов участников в материальной и денежной форме; при этом доля каждого участника заранее предусматривается в учредительных до­кументах.

3) Уставный капитал государственных и муниципальных уни­тарных организаций носит название уставного фонда, который представляет совокупность основных и оборотных средств, безвозмездно выделенных организации собственником - государ­ством (региональным или местным органом власти) для постоянного обеспечения финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно нормативным документам, размер уставного фонда должен быть не менее 1000 МРОТ. Имущество унитар­ной организации принадлежит ей или на праве хозяйствен­ного ведения, или оперативного управления, оно не распреде­ляется по вкладам, долям и паям между работниками. Это определяет особенности уставного фонда унитарной органи­зации - он неделим, поскольку единственным учредителем является государственный орган. При этом унитарное предприятие может выступать учредителем других коммерческих и некоммерческих организаций, созданных в России и за рубежом.

Бухгалтерский учёт уставного фонда ведётся на активно-пассивном счёте 75, субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу». Регистрация уставного фонда (создание унитарной организации) и его формирования оформляются записями:

Д-т 75 «Расчеты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу».

К-т 80 «Уставный капитал» - регистрация уставного фонда

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчётные счета».

К-т 75 «Расчеты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу» - на сумму вклада в уставный фонд (формирование фонда).

По решению собственника уставный фонд унитарной организации может увеличится или уменьшиться. При увеличении уставного фонда производятся бухгалтерские записи:

Д-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 80 «Уставный капитал» - за счёт собственных средств организации (прибыли);

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 80 «Уставный капитал» - за расчёт целевого финансирования.

В случае изъятия государственным органом имущества или денежных средств производятся записи:

Д-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - изъятие имущества из уставного фонда;

Д-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу»

К-т 75 «Расчётные счета» - изъятие денежной суммы из уставного фонда (на оплату налогов и платежей);

Д-т 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»

К-т 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» - на сумму накопленной амортизации объектов;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-3 «Выбытие основных средств», 91-4 «Выбытие нематериальных активов»

К-т 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы» - на остаточную стоимость возвращённого имущества;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - на закрытие счетов продажи с перечислением сальдо по назначению;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки» - на списание сальдо по изъятию имущества государственных предприятий;

Д-т 80 «Уставный капитал»

К-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу» - закрытие предприятия.

Собственник унитарного предприятия организации определяет порядок использования имущества и распределения доходов. Распределение прибыли от деятельности унитарной организации оформляется следующими записями:

Д-т 84 «Не распределённая прибыль (не покрытый убыток)»

К-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов» - начисление доходов;

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов» - начисление доходов

К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам» - удержание подоходного налога;

Д-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов» - начисление доходов

К-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета» - выплата доходов.

Аналитический учёт по субсчёту 75-3 ведётся по каждому предприятию отдельно.

Паевой и неделимый фонд кооператива формируется у коо­перативов (артелей) за счет паевых взносов, в виде денежных средств и другого имущества для совместного ведения предпри­нимательской деятельности. Производственные кооперативы (кооперативные хозяйст­ва, колхозы, сельскохозяйственные и рыболовецкие артели) организуются для совместной производственной деятельности граждан и юридических лиц. Эта деятельность основана на личном участии и предполагает объединение паевых взносов. Уставный капитал производственного кооператива называется паевым (неделимым) фондом.

К моменту государственной регистрации производственного кооператива его члены обязаны внести не менее 10% паевого взноса, остальную часть они могут вносить в течение года с момента регистрации.

Минимального размера паевого фонда в производственном кооперативе не существует. Увеличение или уменьшением паевого фонда осуществляется с одновременным изменением устава. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Часть паевого фонда кооператива, приходящаяся на делимые производственные объекты, включается в неделимый фонд, не подлежащий разделу. При выходе из кооператива эти суммы могут компенсироваться денежными выплатами.

В соответствии с нормативными документами уставный ка­питал для разных групп организации и организаций оплачива­ется полностью или частично на момент их государственной регистрации.

Перед регистрацией организация открывает специальный накопительный счет в банке, с которого банк до момента госу­дарственной регистрации владельца счета не производит ника­ких операций. После регистрации накопительный счет преоб­разуется в расчетный счет. Если в течение года с момента регистрации организации ее частично оплаченный уставный капитал не будет доведен до заявленного в учредительных до­кументах, организация обязана зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если уменьшенный уставный капитал по сумме меньше установленной законодательством нижней границы, организация ликвидируется.

Учет уставного капитала (и его разновидностей) ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал», который имеет следующие субсчета:

80-1 - объявленный (зарегистрированный) капитал - в сум­ме, указанной в уставе и других учредительных документах;

80-2 - подписной капитал - по стоимости акций, на которые произведена подписка, гарантирующая их приобретение;

80-3 - оплаченный капитал - в размере средств, внесенных участниками в момент подписки и реализованных в свобод­ной продаже (80-4);

80-5 - изъятый капитал - в сумме стоимости акций, изъя­тых из обращения путем выкупа их обществом у акционера.

На дату регистрации все акции организации учитывают на субсчете 80-1 «Объявленный (зарегистрированный) капитал», а затем по мере подписки, оплаты и выкупа перечисляют с од­ного субсчета на другой. На рис.1.1 представлена схема счета 80.

 
 
 
 
 
 
Счёт 80 «Уставный капитал»

Кредит

Счетов

 

Дебет

 

Кредит

Дебет

счетов

 

 

 

 

 

75-1, 75-3,

76 -

Уменьшение уставного капитала при выходе акционеров или участников из общества на сумму вкладов возвращенных учредителям, взносов членов кооператива

Сначальное — сумма зарегистрированного уставного капитала

 

 

 

 

 

81 -

Уменьшение уставного капитала на стоимость аннулированных, выкупленных у акционеров акций.

Образование уставного капитала в момент регистрации

Увеличение уставного капитала за счёт нераспределённой прибыли

То же за счёт добавочного капитала

75-1, 75-3,

-  76

 

 

- 84

 

- 83

 

Рис.1.1  Отражение операций по учёту движения средств уставного капитала

 

Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» ведет­ся по учредителям организации, стадиям формирования капи­тала и видам акций (простые и привилегированные).

На рис.1.2 приведена схема активно-пассивного счета 75 «Расчеты с учредителями» при отражении на нем операций связанных с формированием уставного капитала.


Субсчет 75-1 "Расчёты по вкладам в уставной (складочный) капитал"

Кредит

счетов

 

Дебет

 

Кредит

Дебет

счетов

 

 

 

Сначальное — сумма задолженности учредителей на начало отчётного месяца

Погашение задолженности учредителей при внесении:

основных средств

 

 

— 01

 

 

86 —

Образование задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал

нематериальных активов

— 04

денежных средств

— 50, 51, 52

прочих активов

     07,

10,  41

 

Рис.1.2 Отражение операций по расчётам с учредителями

Особое место в бухгалтерском учете АО занимают расчеты с учредителями по выплате дивидендов (75-2 «Расчеты по вы­плате доходов»). Здесь следует обратить внимание на разработ­ку дивидендной политики, суть которой заключается в выборе оптимального соотношения долей чистой прибыли, одна из ко­торых предназначена для выплаты дивидендов, а другая — для инвестирования (вложения в развитие других организаций) или реинвестирования (вложения в развитие собственной орга­низации). Для контроля второй части (инвестирования и реин­вестирования) целесообразно предусмотреть субсчет по сче­ту 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Это позволит проводить более точный контроль за эффективностью использования капитала АО.

Начисление дивидендов и их выплата в бухгалтерском уче­те АО оформляется с помощью операций, корреспонденция которых отражена на рис.1.3.


Субсчет 75-2 "Расчёты по выплате доходов"

Кредит

счетов

 

Дебет

 

Кредит

Дебет

счетов

 

68 —

Удержание налога на доходы физических лиц

Сначальное — сумма задолженности организации по выплате дивидендов на начало отчётного месяца

 

50 —

Выплата дивидендов

Начисление дивидендов

— 84

 

Рис.1.3 Отражение операций по начислению и выплате дивидендов

 

1.3 Формирование и учёт добавочного и резервного капитала

 

Помимо уставного капитала в состав собственного капитала включаются резервный и добавочный капитал, нераспределённая прибыль и целевое финансирование.

 

1) Резервный капитал – часть собственного капитала, выделенного из чистой прибыли для покрытия возможных балансовых убытков и других потерь. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны по закону создать резервный капитал в размерах, предусмотренных в их уставах.

Резервный капитал создают в обязательном порядке акционерные общества и совместные организации в соответствии с действующим законодательством. По своему усмотрению его могут создать и другие организации.

Акционерные общества обязаны создать резервный фонд в размере не менее 5% уставного капитала. Резервный фонд формируется путём ежегодных отчислений.

Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но он не может быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счёт 82 «Резервный капитал».

Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счёта 82 «Резервный капитал» и дебету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Использование резервного капитала отражается по дебету счёта 82 «Резервный капитал» и кредиту счетов – потребителей резервного капитала.

Резервный капитал акционерного общества предназначен для покрытия его убытков, а также погашение облигаций и выкупка акций общества в случае отсутствия иных средств.

При использовании резервного капитала на покрытие убытков общества дебетуют счёт 82 и кредитуют счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Облигации акционерного общества учитываются на счетах 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам». При их погашении за счёт резервного капитала составляют бухгалтерские записи:

      по дебету счёта 82 и кредиту счёта 84;

      по дебету счёта 66 или 67 и кредиту счёта 51 «Расчётные счета».

Погашение облигаций может осуществляться не только денежными средствами, но и иным имуществом, в соответствии с решением об их выпуске.

Организации создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе:

      на покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счёт 84);

      выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счёт 80);

      покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуют счета расходов).

При журнально-ордерной форме учёта синтетический и аналитический учёт резервного капитала осуществляют в журнале-ордере № 12. В данном отчётном регистре на основании данных из других учётных регистров и документов первичного учёта отражают операции по образованию, пополнению и использованию резервного капитала. На оборотной стороне журнала-ордера приведены аналитические данные по направлениям использования капитала и о его остатках на начало и конец месяца. Эти данные используют при составлении отчёта о движении капитала.

 

2) Добавочный капитал стоимость имущества, включая и денежные средства, внесённого учредителями (акционерами) сверх зарегистрированного уставного капитала или сверх номинальной стоимости акций, а также начисления, образующиеся в результате дооценки имущества из-за инфляции; капитал, пожертвованный учредителями (акционерами), безвозмездно полученные основные средства и другие аналогичные суммы.

Добавочный капитал в отличие от уставного капитала не подразделяется на доли, внесённые конкретными участниками. Он показывает общую собственность всех участников.

Добавочный капитал складывается из следующих составляющих:

     эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене,    которая превышает их номинальную стоимость, и дополнительной эмиссии акций

     прироста стоимости имущества по переоценки;

     курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями                                                вкладов в уставный капитал организации.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счёте 83 «Добавочный капитал». К этому счёту могут быть открыты следующие субсчета:

83-1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»;

83-2 «Эмиссионный доход»;

83-3 «Курсовые разницы» и др.

При переоценке имущества его стоимость может увеличиваться или уменьшаться. Увеличение стоимости имущества при переоценке внеоборотных активов отражается по дебету счетов 01 «Основные средства» и кредиту счёта 83 «Добавочный капитал». Уменьшение стоимости внеоборотных активов при переоценке, осуществляемой за счёт добавочного капитала, отражается по дебету счёта 83 и кредиту счетов по учёту имущества (01).

Полученный организацией эмиссионный доход отражается по дебету счетов учёта имущества (счёта 50 «Касса», 51»Расчётный счет», 52 «Валютный счёт» и др.) и кредиту счёта83.

Средства добавочного капитала могут быть направлены:

      на увеличении уставного капитала (дебетуют счёт 83 и кредитуют счет80 «Уставный капитал»);

      погашение сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (дебетуют счёт83, кредитуют счета учёта внеоборотных активов);

      распределение между учредителями организации (дебет счёта 83, кредит счёта75 «Расчёты с учредителями») и т.п.

Аналитический учёт по счёту 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средства

 

1.4 Формирование и учёт целевого финансирования и нераспределённой прибыли

 

Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные на финансирование мероприятий целевого назначения, поступившие от других организаций и лиц, а также бюджетные средства, в том числе расходы, связанные с покупкой, строительством или приобретением внеоборотных активов; текущие расходы (приобретённые материально-производственные запасы, средства на оплату труда, другие аналогичные расходы). Средства целевого финансирования должны расходоваться в строгом соответствии с утверждёнными сметами. Использование этих средств не по назначению запрещено.

Для учёта средств целевого финансирования предназначен пассивный счёт 86 «Целевое финансирование», по кредиту которого отражаются поступления средств, по дебету – их расходование (использование). Сальдо по счёту указывает на неизрасходованные средства на начало или конец отчётного периода. Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и источникам поступления.

Поступления средств целевого назначения отражаются записями:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета», 76 «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами»

К-т 86 «Целевое финансирование» - поступление денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц;

Д-т 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-3 «Расчёты с государственными и муниципальными органами по выделенному имуществу»

К-т 86 «Целевое финансирование» - начисление средств целевого назначения унитарной организации.

Операции использования средств целевого назначения отражаются следующими записями:

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета» - списание денежных средств за счёт целевого финансирования;

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 10 «Материалы», 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» - на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций;

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций;

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование текущих расходов.

При поступлении безвозмездных средств, если они имеют целевой характер (на строительство или приобретение объекта), делается запись:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета»

К-т 86 «Целевое финансирование»

После окончания строительства или ввода объекта в эксплуатацию суммы, учтённые на счёте 86, переносятся на счёт 98:

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчёт 98-2 «Безвозмездные поступления».

Одновременно производятся записи:

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» - в сумме произведённых затрат на его приобретение или строительство;

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

К-т 02 «Амортизация основных средств» - на сумму начисленной амортизации;

Д-т 98 «Доходы будущих периодов»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - отражена сумма начисленной амортизации в составе финансовых результатов организации как внереализационный доход.

Для учёта наличия и движения нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)». Нераспределённая прибыль отчётного года – это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчётном году.

Чистая прибыль, выявленная в статье 99, в конце отчётного года (в декабре) списывается в кредит счёта 84:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

По дебету счёта 84 отражаются направления использования нераспределённой прибыли отчётного года:

Д-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчёты с учредителями», субсчёт 75-2 «Расчёты по выплате доходов» - на выплату дивидендов;

Д-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал» - на увеличение уставного и резервного капиталов.

Остаток не распределённой прибыли переносится на следующий год.

Сумма чистого убытка отчётного года в декабре списывается заключительными оборотами с кредита счёта 99 «Прибыли и убытки» В дебет счёта 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»/

Списание с бухгалтерского баланса убытков отчётного года производится при:

      доведении уставного капитала до размера чистых активов организации

Д-т 80 «Резервный капитал»

К-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»;

      направлении на погашение убытка за счёт резервного капитала:

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»;

      Погашении убытка простого товарищества за счёт целевых взносов его участников:

Д-т 75 «Расчёты с учредителями»

К-т 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»

 

1.5.Формирование и учёт резервов

 

В условиях современной экономики бухгалтеру очень важно хорошо знать правила ведения бухгалтерского учета, права и льготы  налогообложения, формирование различных фондов и капиталов и т.д. Еще очень важно знать при работе на предприятии правила формирования учета и анализа резервов организации, при этом бухгалтер должен разбираться, когда обязательно создание резерва, а когда можно воздержаться от этого, как создавать и использовать резерв для получения наибольшей прибыли и безубыточности предприятия.

В данной курсовой работе описываются различные виды резервов, методы их использования, создания и восстановления, наиболее оптимальные приемы их использования для получения коммерческой выгоды, т.е. прибыли.

Резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.

В бухгалтерском учете используется четыре вида резервов:

1.      Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

2.      Резервы по сомнительным долгам;

3.      Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;

4.      Резервы предстоящих расходов

 

1) Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

 

  Резерв создаётся для уточнения стоимости оценки материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции, товаров и других средств в обороте), на которые в течение отчётного года текущая рыночная стоимость снизилась по сравнению с их фактической себестоимостью. В бухгалтерском балансе средства в обороте отражаются по рыночной стоимости, т.е. за вычетом сумм созданного резерва.

Снижение стоимости материально-производственных запасов отражается в бухгалтерском учёте на счёте 14 «Резервы под снижение материальных ценностей» в виде начисленного резерва.

Создание резерва отражается в учёте записью:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы».

К-т 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Если текущие стоимости материально-производственных запасов увеличилась, то соответствующая часть резерва относится на уменьшение материальных расходов организаций:

Д-т 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Обще производственные расходы» и др.

По мере того, как материально-производственные запасы, по которым был создан резерв, будут переданы в эксплуатацию, начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов, что отражается проводкой:

Д-т 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учёт по счёту 14 ведётся по каждому резерву отдельно по видам и (или) группам резервов.

 

2) Резервы по сомнительным долгам

 

Синтетический учет ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В современных условиях, когда вероятность банкротства субъектов хо­зяйственной деятельности достаточно высока, практически каждое пред­приятие сталкивается в своей работе с невозможностью получения опла­ты от дебитора. В результате на балансе предприятия формируется задол­женность, возможность погашения которой вызывает сомнение, — так называемая сомнительная задолженность.

Сомнительным долгом может быть признана дебиторская задолженность предприятия, которая, во-первых, не погашена в срок (установленный договором или законодательством, а если он не установлен — в течение нормально необходимого для этого времени) и, во-вторых, не обеспече­на соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам созда­ется предприятиями, которые ведут учет реализации продукции (работ, услуг) по мере ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предо­ставления покупателю расчетных документов.

Создание резерва по сомнительным долгам происходит за счет дохода организации  и отражается бухгалтерской проводкой Д-т 91  К-т 63.

До 1 января 1999 г. резерв мог создаваться только в конце отчетного года по итогам проведения годовой инвентаризации дебиторский задолженности. Теперь допускается образование резерва сомнительных долгов не только на конец отчетного года, но и при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности.

Для предприятий такое изменение в порядке формирования резерва сомнительных долгов существенно, поскольку сумма созданного резерва учи­тывается в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Если предприятие уплачивает налог на прибыль еже­квартально, то проводить инвентаризацию для выявления сомнительных долгов целесообразно по окончании квартала. Предприятиям, исчисляю­щим налог на прибыль ежемесячно, инвентаризацию дебиторской задол­женности также следует проводить ежемесячно. При этом порядок и сроки создания резерва сомнительных долгов должны быть предусмотрены учет­ной политикой.

При оценке финансового состояния (платежеспособности) должника могут быть использованы внешние признаки несостоятельности (банкротства). К таким признакам, в частности, относится неисполнение должником обязательств по оплате в течение трех меся­цев с момента наступления даты их исполнения.

Обязательным условием создания резерва является истечение сроков погашения задолженности. Если в договоре этот срок не предусмотрен, то он определяется в порядке, установленном законодательством.

В активе бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, показывается в нетто-оценке, т.е. за вычетом резерва, в пассиве сумма не отражается. Списанная сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания.

Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности за счет резерва отражается проводкой: Д-т 63  К-т 62,76.

Установление контроля за списанной задолженностью: Д-т 007.

Сумму ре­зерва надо рассчитать перед началом того периода, на который он будет сфор­мирован. Для этого организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности. В процессе инвентариза­ции все сомнительные долги делят на три группы:

- долги, срок погашения которых истек более чем за 90 дней до конца квартала (года);

- долги, срок погашения которых истек в период от 90 до 45 дней до кон­ца квартала (года);

- долги, срок погашения которых истек менее чем за 45 дней до конца квартала (года).

В резерв могут войти все долги пер­вой группы и 50 процентов каждого долга второй группы. Долги третьей группы в резерв не включают. Величи­на резерва не может превышать 10 про­центов выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, полученной за отчетный период.

Инвентаризация резервов, созданных на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, усыновленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется по каждому виду дебиторской задолженности с учетом финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения им долга полностью или частично.

Создание резерва непосредственно влияет на налогооблагаемую прибыль предприятия, исчисляющего налоги в соответствии с учетной политикой «по отгрузке», позволяя предприятию не исчислять налог на при­быль, фактическое получение которой находится под вопросом. Вместе с тем создание резерва никак не влияет на НДС, подлежащий уплате с сум­мы отгруженной продукции (выполненной работы, оказанной услуги).

Если не израсходованы суммы резервов сомнительных долгов, созданных в предыдущем периоде, то они присоединяются к доходам отчетного года, при этом делается запись: Д-т 63  К-т 91.

Увеличение резерва происходит по кредиту счета 63, а уменьшение по дебету счета 63.

Аналитический учет резервов по сомнительным долгам ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

 

3) Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.

 

Синтетический учет ведется на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги создаются по факту установления превышения учетной стоимости акций, оценка которых подлежит уточнению над их рыночной стоимостью. Формирование резервов происходит за счет дохода организации: Д-т 91  К-т 59 на сумму выявленного падения стоимости акций.

При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы, сумма резервов уменьшается и доход увеличивается на эту разницу: Д-т 59  К-т 91.

При увеличении бухгалтерской прибыли за счет уменьшения резерва под обесценение вложений в ценные бумаги не влечет за собой увеличение налогооблагаемой прибыли.

Перед составлением годовой отчетности резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, начисленный в предшествующем году, списывается в полном объеме. Затем, в случае превышения учетной стоимости акций, оценка которых подлежит уточнению в годовом балансе, над их рыночной стоимостью, создается новый резерв на величину превышения.

Если на дату составления годовой бухгалтерской отчетности по акциям, по которым в предыдущие годы был образован резерв под обесценение, не проводятся котировки, и они исключены из котировочного списка фондовой биржи, а также если не публикуются их котировки, то указанный резерв не образуется, акции отражаются в годовом бухгалтерском балансе по стоимости принятия их к бухгалтерскому учету, а ранее созданный резерв относится на финансовый результат.

Синтетический учет по счету 59 в части образованных ре­зервов под обесценение вложений в ценные бумаги следует вести по двум субсчетам: «Резерв под обесценение вложений в долгосрочные ценные бумаги» и «Резерв под обесценение вложений в краткосрочные ценные бумаги». Такое деление позволяет распределять резервы между статьями долгосроч­ных и краткосрочных вложений в годовом бухгалтерском ба­лансе.

Увеличение резерва происходит по кредиту счета 59, а уменьшение по дебету счета 59.

Аналитический учет по субсчету 59 ведется по каждому виду ценных бумаг.
 

        4) Учёт резервов предстоящих расходов

 

Резервы предстоящих расходов создаются в организациях в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращение.

Организации могут создавать следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодных вознаграждений работникам, на покрытие расходов по ремонту основных средств, на возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным производством, на покрытие затрат по ремонту предметов проката, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными документами Минфина РФ или отраслевыми особенностями состава затрат, утверждёнными соответствующими ведомствами по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ.

Порядок создания указанных резервов регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используют пассивный счёт 96 «Резервы предстоящих расходов».

Операции по начислению резервов отражают по кредиту счёт 96 и дебету счетов учёта затрат на производство и издержек обращения (20,23,25,26 и т.п.).

Фактические расходы и платежи, осуществлённые за счёт резервных сумм, списывают на уменьшение резервов (дебетуют счёт 96) с кредита счетов по учёту списываемых расходов (10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и т.п.).

Для создания соответствующих резервов организация должна предусмотреть их создание в учётной политике на соответствующий год, составить расчёт ежемесячных отчислений на текущий год и остатка резерва на начало следующего года.

Остаток резерва на ремонт основных средств на конец года допускается в случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

В конце года после инвентаризации расчетов, начисленные суммы резервов доводят до величины фактических расходов. При этом если фактические расходы превышают суммы начисленных резервов, то на разницу составляют дополнительную проводку по доначислению резервов. Обратная разница оформляется сторнировочной записью.

Аналитический учет по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" ведется по отдельным ре­зервам.

В соответствии с п. 27 Положения по бухгал­терскому учету "Бухгалтерская отчетность организа­ции" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфи­на России от 06.07.99 № 43н, информация о составе резервов предстоящих расходов, наличии их на на­чало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода дол­жна раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Критерии образования резервов.

       1)Создание резервов необязательно.

2)Начисление резервов предстоящих расходов яв­ляется предметом рассмотрения учетной политики организации.

3)Предстоящие расходы равномерно включают­ся в издержки производства отчетного периода.

4)Резервы предстоящих расходов создаются сро­ком на один отчетный год.

5)Инвентаризация резервов предстоящих рас­ходов.

6)При списании затрат на себестоимость про­дукции (работ, услуг) при наличии на балансе источ­ников их финансирования (резервов предстоящих рас­ходов) данные затраты не принимаются для целей налогообложения.

Рассмотрим способы учета и методы форми­рования некоторых резервов предстоящих расходов.

 

а) Резервы на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодных вознаграждений работникам.

 

Эти виды резервов формируются с целью равномерного включения этих расходов в затраты на производство или расходы  на продажу, так как в течение года отпуска предоставляются работникам неравномерно, а ежегодные вознаграждения выплачиваются и вовсе в начале года, следующего за отчётным годом.

На счетах бухгалтерского учёта делаются записи:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и другие.

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов» - при создании резерва;

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» - при начислении суммы оплаты отпусков работникам за счёт резерва;

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» - при  начислении сумм  единого социального налога.

 

б) Резерв на ремонт основных средств.

 

При резервировании предстоящих расходов на про­ведение всех видов ремонтов основных средств произ­водственного назначения (в том числе арендованных) организации могут создавать:

- ремонтный фонд (резерв);

- резерв расходов на ремонт основных средств. Отчисления в указанные резервы определя­ются исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчисле­ний, утверждаемых в учетной политике самими ор­ганизациями. Основными критериями для опреде­ления норматива являются:

- сроки ремонта, основанные на заключенных договорах;

- дефектные ведомости, свидетельствующие о необходимости проведения ремонтных ра­бот;

- объем в стоимостном выражении исходя из цены, установленной в договоре, а при вы­полнении работ хозяйственным способом — исходя из фактических затрат на производст­во работ;

- отчисления в резерв, исходя из сметной стои­мости ремонта объекта и межремонтных сро­ков.

В соответствии с п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств органи­зация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств.

Следует соблюдать единые подходы при об­разовании, использовании, документальном офор­млении в учете и налогообложении указанных ре­зервов:

- при инвентаризации указанных резервов из­лишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются;

- разрешается оставлять переходящие остат­ки на следующий год по данным видам резервов, если в текущем периоде ремон­тные работы были начаты, но не закон­чены;

- резервы не могут создаваться сроком более чем на 5 лет. По окончании ремонта излиш­не начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного пе­риода.

Создание ремонтного фонда (резерва), резерва на ремонт основных средств отражается в бухгалтерском учете проводкой: Д-т 20,23,25 и т.д.  К-т 96.

При использовании резерва на ремонт основных средств (собственными силами) делается проводка: Д-т  96  К-т 23, а использование резерва на ремонт основных средств, произведенный сторонними организациями, отражается проводкой: Д-т 96  К-т 60,76.

 

в) Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

 

Организация имеет право создать данный вид резерва по отношению товаров (работ, услуг) по которым, согласно договору с покупателем, предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Резерв создаётся за счёт доходов организации, неизрасходованные по назначению суммы резерва включаются в состав доходов соответствующего отчётного периода.

Создание и использование резерва отражаются бухгалтерскими проводками:

Д-т 91 «прочие доходы и расходы»

К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»- на сумму созданного резерва;

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчётные счета», 60 Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчёты с персоналом оплате труда» -на сумму использованного резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму неиспользованного резерва, включённого в состав доходов.

 

г) Резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

 

Создание данного резерва непосредственно связа­но с сезонным характером производства, т. е. ког­да производство напрямую зависит от сезон­ных (природно-климатических) условий, напри­мер, переработка сельскохозяйственной продукции или летний оздоровительный сезон в пионерском лагере.

Если в организации с сезонным харак­тером производства сумма расходов на обслужива­ние производства и управление им, включен­ная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нор­мам, превышает фактические затраты, то образо­вавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости мо­жет предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву быть не должно. Если размер созданного резерва превысил фактические затраты, организация может при ин­вентаризации скорректировать нормы затрат либо перевести разницу на счет 97 "Расходы будущих пе­риодов".

По аналогии превышение величины создан­ного резерва предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий над фактическими затратами на реку­льтивацию земель и осуществление иных природо­охранных мероприятий либо корректируется по ре­зультатам инвентаризации, либо переносится на счет 97 "Расходы будущих периодов".

Создание резерва: Д-т 20,23,25 и т.д.  К-т 96.

Использование резерва: Д-т 96  К-т 02,10,51,60,76,70,69,71 и т.д.

Излишне зарезервированные суммы сторнируются: Д-т 20,23,25,26,29,44 и т.д.  К-т 96.

Разница между фактическими затратами и плановыми отчислениями отражается проводкой: Д-т 97  К-т 96. Погашение этой суммы (списание на себестоимость) производится только после пересмотра сметной стоимости затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

        д) Резервы на покрытие иных предвиденных затрат.

 

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не разрешается созда­вать резервы на покрытие иных предвиденных за­трат и другие цели, предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себе­стоимость продукции (работ, услуг), утвержденны­ми министерствами и ведомствами Российской Фе­дерации по согласованию с Министерством эконо­мики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, как это было разрешено ранее действовавшим до 01.01.99 Поло­жением о бухгалтерском учете и отчетности (приказ Минфина России от 26.12.94 № 170).

Таким образом, действующее законодатель­ство в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности не допускает для целей бухгалтерского учета создание за счет себестоимости продукции (ра­бот, услуг) иных резервов, предусмотренных отрасле­выми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утверж­денными министерствами и ведомствами Россий­ской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерст­вом финансов Российской Федерации либо преду­смотренными письмами Министерства финансов Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в об­ласти регулирования налогообложения допускает со­здание за счет себестоимости продукции (работ, услуг) иных резервов, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат.


Заключение

 

В условиях становления и развития рыночных отношений предприятия могут самостоятельно формировать свои финансовые ресурсы, основными источниками которых являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы акционеров, юридических и физических лиц, а также кредиты и прочие поступления, не противоречащие законодательству.

Основным источником формирования собственных средств предприятия является уставный капитал, который есть совокупность средств, вложенных в предприятие его собственником. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами.

Уставный капитал является неотъемлемой составной частью любого хозяйственного общества или товарищества. Это коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.

Так, уставный капитал государственных предприятий отражает сумму средств, выделенных государством из бюджета в момент вступления предприятия в эксплуатацию для осуществления его деятельности (стоимость всех затрат на строительные, монтажные, наладочные работы, стоимость оборудования, оборотных и денежных средств).

Уставный капитал негосударственных коммерческих структур формируется за счёт средств (денежных, материальных и др.), внесённых акционерами (участниками), и потому представляет собой коллективную собственность нескольких юридических или физических лиц — учредителей акционерного общества, товарищества и предприятий других организационно-правовых форм.

Для учёта уставного (складочного) капитала организации предназначен счёт 80 "Уставный капитал". Сальдо по счёту 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах. Записи по счёту 80 производятся в случаях увеличения и уменьшения уставного капитала, осуществляемых в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

В современных условиях рыночной экономики существует много нюансов по созданию и использованию резервов, при этом есть много противоречий между различными видами законодательств. Поэтому бухгалтер должен хорошо ориентироваться во всей системе хозяйственной деятельности предприятия и следить за всеми изменениями, происходящими как в сфере бухгалтерского учета, так и в других сферах. Он должен знать и уметь заполнять документы используемые при создании и ликвидации резервов, а также знать все нововведения в соответствующие документы.

Бухгалтер должен знать какие виды прибыли от резервов подлежат налогообложению, а какие нет, и в процессе работы на предприятии должен преследовать главную цель организации: максимизация прибыли и минимизация затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Кондраков Н.П., Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.

2.      Бабаев Ю.А., Бухгалтерский учёт: Учебник.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005

3.      Безруких П.С., Ивашкевич В.И., Кондраков Н.П. и др.; под редакцией Безруких П.С., Бухгалтерский учёт: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учёт, 1999

4.      Маренков Н.Л., Бухгалтерский учёт и финансовая отчетность, в коммерческих организациях: Учебное пособие.- М.: изд-во «Экзамен», 2004

5.      Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учёт: Учебное пособие.- М.: изд-во «Экзамен», 2004

6.      Палий В.Ф., Палий В.В., Финансовый учёт: Учебное пособие, в 2 ч.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.- ч. 2

7.      «О бухгалтерском учёте». Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

8.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 11. – М.: Проспект, 1998

9.      План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н

10. «О формах бухгалтерской отчётности организаций». Приказ Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67-н

11. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт государственной помощи»- ПБУ 13/2000 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г.    № 92н

12. «Об акционерных обществах». Федеральный закон от 26.12.95 г.          № 208-ФЗ

13. «Об обществах с ограниченной ответственностью». Федеральный закон от 08.02.98 г. № 14-ФЗ

14. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Утверждён приказом Минфина РФ и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29.01.03 г. № 10н/03-6/пз.

15. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г.  № 31н), с последующими изменениями и дополнениями.

          

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Информация о работе Учёт капитала и резервов