Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение функций и инструментов Центрального банка, его операций и той роли, которую он играет при формировании кредитно-денежной политики государства.
При этом будут рассмотрены направлении кредитно-денежной политики Центрального банка, которых он придерживается в настоящее время. Объект исследования – центральный банк. Предмет исследования – организация деятельности центральных банков как высшего звена кредитно-денежной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели и задачи организации центральных банков. Их функции 5
2. Основы деятельности Центрального Банка России 12
2.1 Статус Центрального банка России 12
2.2. Цели и функции банка России 19
3. Функции и организационная структура центральных банков США 28
Заключение 33
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение Цели и функции банка России 37

Файлы: 1 файл

Курсовая раота -банки.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Одной из функций Банка  России является его участие в  разработке прогноза платежного баланса РФ и организация составления платежного баланса РФ. Данный вопрос относится к области внешнеторговой деятельности.

 

 

             3. Функции и организационная структура центральных банков США

        К началу ХХ века Соединенные Штаты оставались едва ли не единственной страной среди остальных развитых стран, в которой центрального банка не существовало. До этого некоторые банки получали привилегии от правительства, которое в них участвовало (Первый банк США, Второй банк США, - в разное время в XIX веке получали чартеры от своего правительства). Но затем возникли противоречия между властями и банками.

Банковское сообщество состояло из множества мелких независимых  коммерческих банков. К 1913 году их насчитывалось около 20000, причем 7000 из них были эмиссионными национальными банками. Остальные банки действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот.

Затем наступил кризис 1907 года. Мнение о необходимости создание центральной денежной власти, на подобие тем денежным властям, которые к тому времени уже утвердились в Европе, постепенно становилось преобладающим.

В 1913 г. в США был создан центральный банк - Федеральная резервная система.

Когда в США к началу XX века уже был пройден длительный период свободной конкуренции и первоначального накопления капитала, что и создало ей высокий уровень развития экономики, многие мыслящие люди в этой стране задумались, как его поднять еще больше в условиях обостряющейся мировой конкуренции. Ведь доллар не был тогда таким как сегодня.

В России, в те времена (1913 г.), в результате денежных реформ, рубль был покрыт золотом и ценился не меньше доллара в мировой торговле. Россия в этом смысле не уступала ни Англии, ни США. Это был мощный конкурент на мировом рынке. Но, потом, как известно, Россия, была втянута в первую мировую войну, и, рубль быстро обесценился. Но это произошло позднее.

Конечно, создание как  раз в 1913 г. Федеральной резервной системы, как центрального банка, в США имело свои внутренние причины. В газетах того времени было много публикаций о дискуссиях вокруг этого вопроса. Были сторонники создать центральный банк, как государственный орган. Были противники этого. В результате был найден компромиссный вариант.

Потом, после второй мировой  войны, усилиями США в 70-е годы во всем мире было отменено применение золотого стандарта. И это окончательно укрепило доллар на мировом рынке. Это была монетарная реформа, которая, как, оказалось потом, повлияла на судьбы всего мира. Капиталы стали быстрее перемещаться по всему миру. Доллар стал мировой резервной валютой.

Тем более что после  второй мировой войны, в экономическом  плане, Европа завесила от американских кредитов.

В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. Главной его целью определялось создание банков Федерального резерва, которые бы обеспечивали устойчивость денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, а также и создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах.

Федеральная резервная  система в значительной мере отличалась от центральных банков европейских стран. Прежде всего, - своей организацией. В ее состав входили двенадцать региональных федеральных резервных банков. За этими банками были закреплены определенные федеральные резервные территории.

Все национальные банки должны были вступить в Федеральную резервную систему. Их деятельность координировалась Федеральным резервным советом. Но главное - им были переданы функции эмиссии банкнот и хранения резервов банков-членов этой системы. Их кредитная деятельность должна была осуществляться через повторное размещение среди банков-членов Федеральной резервной системы своих капиталов.

На сегодняшний день, Федеральная резервная система  США - это независимый центральный  банк, который ответствен перед Конгрессом. Это довольно сложная по своей структуре организация, основными составляющими которой являются Совет управляющих ФРС, Комитет по операциям на открытом рынке ФРС (Совет управляющих и президенты пяти резервных банков) и федеральные резервные банки (12 районов).

Интересно отметить то обстоятельство, что в организацию ФРС входят Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Федеральный совещательный совет и Совещательный совет по сберегательным учреждениям.

Поэтому, во-первых, Федеральная  резервная система представляет достаточно широкий круг социальных интересов, а во-вторых, она проявляет заботу не только о банках и других кредитных организациях, но и о потребителях банковских услуг.

Это обстоятельство можно  было бы учесть при разработке российского  законодательства. И это касается не только вкладчиков, но и получения в банках кредитов и других моментов, связанных с защитой интересов граждан.

Совет управляющих формирует  денежно-кредитную политику и обладает широкими регулирующими и контролирующими  полномочиями. Он осуществляет функции в сфере национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита.

Совет управляющих - учреждение федерального правительства, которое  состоит из семи членов, назначаемых  президентом США и утверждаемых Сенатом. Полный срок, в течение которого работают члены Совета управляющих, - четырнадцать лет. При этом семь сроков организованы таким образом, что срок одного члена Совета управляющих заканчивается в каждый четный год. Председатель и вице-председатель Совета управляющих назначаются Президентом США из числа членов Совета управляющих сроком на четыре года. Если их срок работы в качестве членов Совета управляющих еще не истек, то они могут быть назначены повторно. Повторное назначение утверждается Сенатом.

Совет управляющих назначает президентов и первых вице-президентов в федеральных резервных банках. Он осуществляет регулирующую и контролирующую функции по отношению к банкам - членам Федеральной резервной системы, а также к банковским холдинговым компаниям. Кроме того, Совет управляющих контролирует и регулирует банковские объединения и международные банковские образования в США, зарубежную деятельность банков - членов ФРС, деятельность филиалов и представительств иностранных кредитных организаций в США.

Совет управляющих играет главную роль в обеспечении развития платежной системы. Он устанавливает пределы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг. Совет управляющих обеспечивает выполнение основных федеральных законов, регулирующих кредитование потребителей. Это, в частности, Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам.

Каждый резервный банк имеет свой собственный совет, который  состоит из девяти директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора класса А, представляющих банки - члены ФРС, и три директора класса В, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками - членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые также представляют общественность. Из их числа совет директоров назначает председателя и заместителя совета банка. Директор класса В или С не должен быть руководящим работником, директором или служащим банка. Никто из директоров класса С не должен быть держателем акций банка. В каждом филиале резервного банка имеется совет директоров (5-7 членов совета директоров). Трое или четверо из них назначаются приказом директоров головных учреждений, а другие назначаются Советом управляющих.

 

 

 

 

Заключение

          Изучив и проанализировав материал данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Государственный банк  России был учрежден в 1860 г.  на базе основанных еще при  Екатерине II ассигнационного и  заемного государственных банков.

В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты;

2. Функции центрального банка на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны. Это:

- эмиссионный банк, за которым закреплена монополия денежной эмиссии;

- банк правительства: исполнение бюджета и управление государственным долгом;

- банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;

- проводник денежно-кредитной и валютной политики;

- орган надзора за банками и финансовыми рынками;

3. Центральный банк  Российской Федерации занимает  особое положение среди всех  юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ;

4. Основной источник  ресурсов Центрального банка — деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, то есть создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования правительства и коммерческих банков.

5. Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалась ранее, является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Инструментами кредитной экспансии или кредитной рестрикции являются: официальная учетная ставка Центрального банка; некоторые неэкономические меры.

6. Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.

 

 

     Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993  // РГ.- 1993.- №237.- 25 декабря
  2. Федеральный закон № 17-ФЗ от 03.02.96г. «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.)
  3. Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС Гарант
  4. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М..: ДИС, 1997.
  5. Архипов А.И. Экономика: учебное пособие. - М.: Проспект, 1998.
  6. Банки и банковское дело / Под. ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2005
  7. Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001. С. 27-32
  8. Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. – М., 2006.
  9. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). – М., 2007.
  10. Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством//Бизнес и банки. 1999. N 6. C. 7.
  11. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994.
  12. Глазьев С. ЦБ РФ: цена «независимость». // Российский экономический журнал  2001 №№5-6.
  13. Гусейнов Р.М., Рябцева В.М.  История экономических учений: Учебное пособие– М.:ИНФРА-М, 2000.
  14. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. – М.: ДИС, 1997.
  15. Жуков Е.Ф Банки и банковские операции: учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
  16. Ивашковский С.Н. Макроэкономика . – Дело, 2000.
  17. Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  18. Кураков Л.П.  Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс-сервис, 1998.
  19. Курс экономической теории: Учебник / под.ред. М.Н.Чепурина – Киров: АСА, 2001.
  20. Матовников М.Ю. О пользе банковской конкуренции. // Банковское дело  2001 №3 С. 35-40.
  21. Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Франкфурт-на-Майне, 1995. С. 160.
  22. Орлов М.Ф. О государственном кредите. У истоков финансового права. М., 1998. С. 303.
  23. Сорвин С. К вопросу о концепции развития регионального банковского сектора. // Деньги и кредит 2000 №5. С. 12-13
  24. Сперанский М.М План финансов. У истоков финансового права. М., 1998. С. 36.
  25. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. У истоков финансового права. М., 1998. С. 184.
  26. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.
  27. Экономическая теория: Учебник / под.ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2000
  28. Экономическая теория: Учебник / под.ред. В.И. Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  29. Экономическая теория: Учебник для вузов / под.ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича СПб: Питер Ком, 1999.
  30. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Цели и функции  Банка России


1 Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.

2 Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством//Бизнес и банки. 1999. N 6. C. 7.

3 Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. – М., 2006.

4 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. У истоков финансового права. М., 1998. С. 184.

5 Там же. С. 126

6 Орлов М.Ф. О государственном кредите. У истоков финансового права. М., 1998. С. 303.

7 Сперанский М.М План финансов. У истоков финансового права. М., 1998. С. 36.

8 Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993  // РГ.- 1993.- №237.- 25 декабря

9 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.

10 Немецкий Федеральный банк. Денежная политика Федерального банка. Франкфурт-на-Майне, 1995. С. 160.

11 Бэкер А. Банк Англии и его взаимоотношения с правительством//Бизнес и банки. 1999. N 6. C. 7.

12 Федеральный закон № 17-ФЗ от 03.02.96г. «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.)

13 Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС Гарант

14 Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС Гарант

 


Информация о работе Центральный банк страны