Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение функций и инструментов Центрального банка, его операций и той роли, которую он играет при формировании кредитно-денежной политики государства.
При этом будут рассмотрены направлении кредитно-денежной политики Центрального банка, которых он придерживается в настоящее время. Объект исследования – центральный банк. Предмет исследования – организация деятельности центральных банков как высшего звена кредитно-денежной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели и задачи организации центральных банков. Их функции 5
2. Основы деятельности Центрального Банка России 12
2.1 Статус Центрального банка России 12
2.2. Цели и функции банка России 19
3. Функции и организационная структура центральных банков США 28
Заключение 33
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение Цели и функции банка России 37

Файлы: 1 файл

Курсовая раота -банки.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного  и заемного государственных банков.

В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.

Государственный банк России являлся “банком банков”. В нем  имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.

Значение Госбанка как  эмиссионного банка резко возросло в конце XIX в. в результате денежной реформы 1895-1897 гг., когда в обращение  были выпущены золотые монеты достоинством 5,7,10 и 15 руб. Государственному банку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом бумажные деньги лишь в пределах твердого лимита — 300 млн руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн руб. или почти 1200 т.

Началом нового, “рыночного”  этапа деятельности Центрального банка  России можно считать 1990 г., когда  в России была ликвидирована государственная  монополия в банковском деле и  банковская система законодательно стала двухуровневой.

В 1992 г. в связи с  распадом СССР функции Госбанка СССР на территории России принял на себя Центральный  банк Российской Федерации (Банк России). Статус, задачи, функции, полномочия и  принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

Функции центрального банка  на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны. Это:

- эмиссионный банк, за  которым закреплена монополия  денежной эмиссии;

- банк правительства:  исполнение бюджета и управление  государственным долгом;

- банк банков: расчетный  центр, кредитор последней инстанции;

 проводник денежно-кредитной и валютной политики;

- орган надзора за  банками и финансовыми рынками.

 

 

 

         2. Основы деятельности Центрального Банка России

2.1 Статус Центрального банка России

 

Статус Банка России формируется на нескольких уровнях: конституционном, специальном, законодательном и подзаконном (на уровне актов самого Банка России).

Конституция РФ установила, что назначение на должность Председателя Банка России относится к ведению  Государственной Думы (ст. 103). Кандидат представляется Президентом РФ (ст. 83).

Эти нормы прямо адресованы Банку России. Кроме них следует  также назвать ст. 71 Конституции  РФ, которая установила, что финансовое, валютное и кредитное регулирование, а так же денежная эмиссия относится  к компетенции Российской Федерации. На этой основе построена организационная система ЦБР (рис. 2.1).

Статус ЦБР определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также  другими нормативными актами.

Статус Банка России - его правовое положение, характеризующееся особым порядком наделения Банка России соответствующими полномочиями.

Полномочие Банка России - составная часть его статуса, представляющая собой право (и одновременно) обязанность Банка России действовать  в определенных ситуациях предусмотренными законом способами, позволяющими достичь целей, определенных в ст. 3 Закона.

Часть 2 ст.  1 ФЗ РФ "О  Центральном банке Российской Федерации» конкретизирует нормы Конституции  РФ о статусе Банка России, основополагающим из которых является положение о независимости Банка России.

 



 


 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Департаменты и службы  ЦБР

 

Раскрытию содержания понятия "независимость Центрального банка  Российской Федерации" необходимо предпослать некие общие начала (принципы), имеющие непосредственное отношение к сущности этого понятия:

- во-первых, пределы независимости  Банка России определены Конституцией  РФ и конкретизированы в законодательстве  о Центральном банке РФ. Это означает, что какие-либо изменения в отношении этой независимости могут осуществляться только законодательными средствами. Данный вывод наиболее адекватно отражен в следующем высказывании, приписываемом Монтескье: "Надлежит преобразовывать посредством законов то, что основано законами, и переменять посредством обычаев то, что введено обычаями...4;

- во-вторых, исходя из  своей сущности, социального предназначения  и выполняемых функций центральный  банк не может быть неограниченно  независимым. Независимость центрального банка - это не то, что Н.И.Тургенев называл "буйной независимостью сильных вассалов"5, центральный банк представляет собой главный денежно-кредитный государственный орган страны. Это означает, что, осуществляя свою деятельность, преследуя при этом законодательно закрепленные за ним цели, центральный банк должен исходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, координировать с ними свою деятельность и поддерживать рабочие отношения;

- в-третьих, независимость  центрального банка, используя  лексику российского классика XIX в. М.Ф.Орлова, в том виде, "в  котором она ныне известна  образованному свету, не обязана  существованием глубокомысленному  соображению какого-либо изобретателя, постигшего вдруг все ее правила и последствия и представившего ее удивленному свету в полном зрелом совершенстве. Как многие другие изобретения, особливо практические, она родилась от необходимости и случая, подвержена была ошибкам и неудачам и не прежде достигла до того состояния, в коем теперь мы ее видим, как после многих опытов и усилий"6.

В данном случае мы хотим  подчеркнуть, что "независимость  центрального банка - продукт достаточно длительного периода ее становления  и ее следует рассматривать в  историческом и сравнительно-правовом аспектах, без чего невозможно получить сколько-нибудь достоверных и значимых результатов".

- в-четвертых, поскольку  независимость центрального банка  неразрывно связана с общей  системой финансов государства,  а как указывал М.М.Сперанский, "всякая система финансов поддерживается множеством страстей, частных видов и привычек, и следовательно, всякое преобразование, всякий переход от смешения к порядку воздвигает тучу страстей и своекорыстия"7, постольку любые реформы, преобразования, касающиеся независимости центрального банка, могут и должны проводиться только после большой и системной подготовительной работы и должны носить постепенный характер, так как это та область, где "постепенные и мирные происшествия имеют действие более благодетельное, нежели сильные мгновенные перевороты".

Независимость Банка  России, как и любого другого национального  центрального банка, тесно связана  и определяется его положением в  системе органов государственной  власти страны, его включенностью  в систему разделения властей государства.

Анализ Конституции  показывает, что Банк России - это  самостоятельное звено единой системы  государственной власти Российской Федерации.

Данный вывод базируется на положении ч. 2 ст. 75 Конституции  РФ, в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Это означает, что Банк России является одним из органов государственной власти.

Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Банк России - это  орган государственной власти, но вместе с тем он не относится к  числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле данного термина.

В ч. 3 ст. 5 Конституции  РФ установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности и  единстве системы государственной  власти. Следовательно, в Российской Федерации конституционно закреплена единая система государственной власти.

В соответствии с п. "г" ст. 71 Конституции РФ в ведении  Российской Федерации находится  установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

Следовательно, единая система  государственной власти (ч. 3 ст. 5) включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается указанными органами.

В пункте "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В связи с тем, что  денежная эмиссия, находящаяся в  ведении Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод: Центральный  банк РФ - это орган государственной  власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

Сопоставление вышеприведенных  положений Конституции приводит нас к выводу, что в единую систему  государственной власти могут входить  федеральные органы государственной  власти, не относящиеся к органам  законодательной, исполнительной или судебной власти. В связи с этим Банк России является органом государственной власти федерального уровня, в силу чего ему делегированы определенные государственно-властные полномочия.

Центральный банк РФ является федеральным органом государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои исключительные функции независимо от них.

Следовательно, Банк России является самостоятельным звеном единой системы государственной власти Российской Федерации, осуществляющим свои основные функции независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Вместе с тем Банк России занимает особое положение в системе федеральных органов государственной власти Российской Федерации, что обусловлено специфическим характером целей его деятельности, а также функций, которые он призван исполнять.

На законодательном  уровне правовое положение ЦБ РФ регламентируется специальным законом – Законом «О Центральном Банке РФ» первый текст этого закона был принят 2 декабря 1990 года, затем были внесены изменения и дополнения,  а в 2002 году был принят новый закон. Об отдельных направлениях и функциях банка России упоминают нормы Закона «О банках и банковской деятельности».

На уровне ведомственного правового регулирования Банком России принят ряд нормативных актов, закрепивших правовое положение  отдельных подразделений и служб  самого банка, в частности таких как, департаменты, территориальные управления, расчетно-кассовые центры и т.д.

В качестве подходов к  определению статуса Банка России можно рассматривать некоторые  нетрадиционные положения, которые  при содержательном наполнении должны образовать специфику правового положения Банка России, отразить его принципиальное различие от всех иных образований, существующих в государстве.

В отличие от других федеральных  органов государственной власти Банк России является юридическим лицом, имеет соответствующие органы управления (гл. III Закона), уставный капитал (гл. II Закона), ведет годовую финансовую отчетность (гл. V Закона), уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 26 Закона), имеет право осуществлять банковские операции и сделки (гл. VIII Закона), ежегодно подвергается аудиторской проверке (гл. XV Закона).

Информация о работе Центральный банк страны