Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение функций и инструментов Центрального банка, его операций и той роли, которую он играет при формировании кредитно-денежной политики государства.
При этом будут рассмотрены направлении кредитно-денежной политики Центрального банка, которых он придерживается в настоящее время. Объект исследования – центральный банк. Предмет исследования – организация деятельности центральных банков как высшего звена кредитно-денежной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели и задачи организации центральных банков. Их функции 5
2. Основы деятельности Центрального Банка России 12
2.1 Статус Центрального банка России 12
2.2. Цели и функции банка России 19
3. Функции и организационная структура центральных банков США 28
Заключение 33
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение Цели и функции банка России 37

Файлы: 1 файл

Курсовая раота -банки.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

технический университет»

 

 

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Экономика и  финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Центральный банк страны

 

 

 

 

 

Студент группы 1ФКб3а-1                                                      Гридаева К.Р.

Руководитель проекта                                                              Симоненко В.Н.

Н.контр.                                                                                     Симоненко В.Н.

 

 

 

2013

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Ключевым элементом  финансовой системы любого развитого  государства сегодня является центральный  банк, выступающий официальным проводником  денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.

Центральный банк Российской Федерации является важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависит от того, насколько эффективна деятельность Центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной волюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение функций  и инструментов Центрального банка, его операций и той роли, которую  он играет при формировании кредитно-денежной политики государства.

При этом будут рассмотрены направлении  кредитно-денежной политики Центрального банка, которых он придерживается в  настоящее время.

Объект исследования – центральный  банк.

Предмет исследования – организация  деятельности центральных банков как высшего звена кредитно-денежной системы.

В исследовании поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть цели и задачи  организации центральных банков. Их функции;

- Определить основы деятельности  Центрального банка России;

- показать функции и организацию деятельности центрального банка США.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

              1. Цели и задачи организации центральных банков. Их функции

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные - Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.1

В конце XIX- начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике—защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Центральный банк чаще всего  является собственностью государства.. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом; центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Традиционно центральный  банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию  банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное  регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства  законодательно закреплена эмиссионная  монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно  развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Центральный банк не имеет  дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную  поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным  банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать  коммерческие векселя.2

Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в XX веке. На Международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отмечалось: “В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать”. Более того: “Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов”.

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином “Центральный банк” назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55 % капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45 % — частным лицам; в Австрии 50 % капитала принадлежит государству, а 50 % — собственность физических и юридических лиц-резидентов.3

В большинстве случаев  капитал центрального банка полностью  принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.).

Выделившись из числа  коммерческих банков значительными  размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки  утратили свои позиции, уступив лидерство  в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия  на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный  банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным  банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Время пребывания в должности  высшего руководства центрального банка либо не ограничивается вовсе (Дания, Финляндия, Норвегия), либо ограничивается достаточно большим сроком: 7 лет — в Канаде, Нидерландах, Австралии, 8 лет — в ФРГ.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов четко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его. Наиболее независимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком. Таким образом, уровень относительной независимости центральных банков можно охарактеризовать следующим образом. Банк Англии занимает промежуточное место между Бундесбанком (ФРГ) как максимально влиятельным и независимым учреждением и Банком Франции, находящимся в полной зависимости от правительства. В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счет стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего  краткосрочными и среднесрочными целями — победой на очередных выборах, мнением избирателей и т. д., деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных  финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Во многих странах  прямое кредитование правительства  практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В Законе об Австрийском Национальном Банке (1984 г.) записано, что органы власти могут занимать средства у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение — учет краткосрочных казначейских сертификатов для оказания помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5 % дохода бюджета от налогов.

Относительно высокий  удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства. К примеру, в Великобритании упор делается на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, которые и являются основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Государственный долг может  находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и  предприятий), населения. При этом центральный  банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.

Правительство заинтересовано в размещении государственного долга  в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность  банковской системы, не лишать частный  сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако, с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.

Информация о работе Центральный банк страны