Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение функций и инструментов Центрального банка, его операций и той роли, которую он играет при формировании кредитно-денежной политики государства.
При этом будут рассмотрены направлении кредитно-денежной политики Центрального банка, которых он придерживается в настоящее время. Объект исследования – центральный банк. Предмет исследования – организация деятельности центральных банков как высшего звена кредитно-денежной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Цели и задачи организации центральных банков. Их функции 5
2. Основы деятельности Центрального Банка России 12
2.1 Статус Центрального банка России 12
2.2. Цели и функции банка России 19
3. Функции и организационная структура центральных банков США 28
Заключение 33
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение Цели и функции банка России 37

Файлы: 1 файл

Курсовая раота -банки.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Указанные особенности  статуса Банка России обусловлены  тем, что для достижения основных целей его деятельности ему необходимо осуществлять операции и сделки, которые  внешне имеют коммерческий характер. Например, в соответствии со ст. 41 Закона купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке осуществляется Банком России не для получения прибыли, а для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

2.2. Цели и функции банка России

Центральный банк Российской Федерации является главным банком России. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Цель деятельности Банка  России - один из элементов поведения  и сознательной деятельности Центрального банка РФ в лице его органов  управления и (или) служащих, занимающих должности, перечень которых утвержден  Советом директоров Банка России, который характеризует предвосхищение в мышлении результатов деятельности и путей их реализации с помощью предусмотренных Законом инструментов и методов. Цели выступают как способ интеграции различных действий и актов органов управления Банка России и (или) служащих в определенную последовательность или систему. Анализ деятельности Банка России как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной ситуацией в денежно-кредитной системе страны и установленными Законом целями. При этом осуществление предусмотренных Законом целей является процессом преодоления этого несоответствия. Предусмотренная Законом система целей деятельности Банка России - это проект его действий, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций Банка России.

Функция Банка России - роль, которую Банк России выполняет  относительно потребностей общества и  государства.

 Основная функция  Банка  это управление в сфере денежно-кредитной системе (рис. 2.2).

 

 

 

 





 

 


 

 






 



 


 

 


 


 

 

 

Рис. 2.2 Место банка России в денежно-кредитной и финансовой системах.

 

 

Ст. 3 ФЗ РФ «О банке России»  определяет систему целей Банка  России, к достижению которых он должен стремиться в процессе своей  деятельности.

Сопоставление первой цели деятельности Банка и его основной функции, предусмотренных соответственно законом и Конституцией РФ, свидетельствует о смешении неравнозначных понятий, об их подмене.

Так, в ч. 2 ст. 75 Конституции  РФ8 установлено, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России. В то же время в ст. 3 ФЗ РФ «О Банке России» защита и обеспечение устойчивости рубля названа одной из основных целей деятельности Банка России.

Таким образом, то, что  в Конституции определено как  функция, в Законе определяется как  цель деятельности. Между тем это неравнозначные понятия.

Функция - это роль, которую  определенный социальный институт выполняет  относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации9.

Цель - это один из элементов  поведения и сознательной деятельности, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Следовательно, функция  является средством для достижения определенной цели, и смешивать данные понятия неправомерно.

Анализ показывает, что  устойчивость национальной валюты не должна рассматриваться как цель деятельности Банка России. Обеспечение  устойчивости рубля может рассматриваться  лишь как функция Банка России. В этом отношении положение ч. 2 ст. 75 Конституции РФ ближе к истине, чем комментируемый Федеральный закон.

Однако и конституционная  дефиниция содержит изъян. Она не вполне верна, а точнее сказать, устарела в той части, где защита и обеспечение  устойчивости рубля обозначены как  основная функция Банка России.

В зарубежной правовой доктрине укрепилась и нашла отражение  в законодательстве точка зрения, согласно которой обеспечение устойчивости национальной валюты - это не основная, а второстепенная (или третьестепенная) функция национального центрального банка.

Так, в ст. 3 Закона о  Немецком федеральном банке, где  говорится о его полномочиях, целях и их соотношении, речь идет не об устойчивости, а о стабильности валюты. Причем соотношение целей  центрального банка и его функций  здесь толкуется в том смысле, что "его многообразные и кажущиеся независимыми функции служат одним и тем же целям; он может этими функциями распоряжаться таким образом, чтобы постоянно справляться со своими главными задачами по сохранению политической стабильности, и что функции центрального банка "тесно связаны с его особой ответственностью за политическую стабильность"10.

Согласно Закону о  Банке Англии от 01.06.98 г., во взаимоотношениях Банка Англии и правительства  произошли изменения, цель которых "в четком разграничении полномочий для обеспечения большей эффективности политики. Закон обязывает Банк Англии следить за стабильностью цен и с учетом этой цели оказывать поддержку правительству"11.

Несмотря на то, что  в первом случае в качестве цели центрального банка обозначена стабильность валюты, а во втором - стабильность цен, и в том, и в другом случае это рассматривается как промежуточная цель, которая помогает достичь конечной цели - политической стабильности.

Обеспечение устойчивости национальной валюты не является целью  деятельности и Банка Японии. В ст. 1 Закона о Банке Японии в качестве целей центрального банка установлены сохранение и улучшение кредитной системы в соответствии с национальной политикой, а также адекватное усиление общеэкономической деятельности нации. Эти положения интерпретируются как "поддержание стабильности денежного обращения и благоприятных кредитных условий", а также как "поддержание стабильности развития японской экономики".

Итак, в рассмотренных  случаях цель национального центрального банка, состоящая в обеспечении стабильности (цен, денежного обращения, валюты), рассматривается лишь как этап в достижении более важной цели - стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране.

Таким образом, в силу того, что в Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля поименованы основной функцией Банка России, данное положение должно было бы содержаться в ст. 4.

Второй основной целью  деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы  РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"12 банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных  средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная  организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В тексте статьи было бы целесообразно хотя бы в самом  общем виде указать направления  развития и укрепления банковской системы  РФ. Дело в том, что не так давно  руководство Банка России воспринимало задачу по развитию и укреплению банковской системы весьма своеобразно, а именно как радикальное сокращение числа действующих кредитных организаций до нескольких десятков. В результате сегодня кредитные организации распределены по территории страны крайне неравномерно. Это означает, что в России на сегодняшний день отсутствует отвечающая современным потребностям рыночной экономики система банковского обслуживания, одной из важнейших характеристик которой является доступность банковских услуг для населения и предпринимателей.

Об этом свидетельствуют  следующие показатели: примерно из 1200 банков, действующих сегодня в  России, 650 находятся в Москве, в 16 регионах Центрального федерального округа - всего 70 кредитных организаций.

Ст.4 ФЗ РФ «О банке России»  содержит открытый перечень функций Банка России13.

Разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной  политики согласно комментируемой статье осуществляется Банком России во взаимодействии с Правительством РФ.

Разработка проекта  основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, а также представление этих документов в перечисленные ниже органы осуществляются Советом директоров Банка России.

Совет директоров представляет указанные документы для рассмотрения в следующие органы:

а) Национальный банковский совет.

В компетенцию НБС  входит рассмотрение проекта основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики, а также  ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам реализации этих направлений;

б) Президенту РФ;

в) Правительство РФ;

В соответствии с п. "б" п. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство  РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной  и денежной политики.

Для реализации рассматриваемой  функции Банк России участвует в  разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка  России или по его поручению один из его заместителей участвует в  заседаниях Правительства РФ, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов РФ и  министр экономического развития и  торговли РФ или по их поручению  по одному из их заместителей участвуют  в заседаниях Совета директоров Банка  России с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

С учетом приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ.

г) Государственную Думу.

Банк России должен представить  в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее 26 августа, а основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год - не позднее 1 декабря.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Обеспечение выполнения утвержденных основных направлений  единой государственной денежно-кредитной политики является функцией Совета директоров Банка России.

Банк России является кредитором последней инстанции  на межбанковском кредитном рынке. Межбанковский кредитный рынок - это часть денежного рынка, на котором операции по взаимному кредитованию осуществляются исключительно банковскими учреждениями. Главная его задача состоит в оперативном обеспечении банковской системы денежными ресурсами с целью поддержания ее ликвидности и стабильности.

Кроме того, согласно ст. 152 БК РФ Банк России является участником бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия Банка  России включают:

- совместную с Правительством  РФ разработку и представление  на рассмотрение Государственной  Думы основных направлений денежно-кредитной  политики;

- обслуживание счетов бюджетов.

- осуществление функции  генерального агента по государственным  ценным бумагам РФ14.

К числу функций Банка  России относится организация и  осуществление валютного регулирования  и валютного контроля.

Банк России определяет порядок осуществления своих расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами на основании соответствующих соглашений (договоров) с данными субъектами.

Информация о работе Центральный банк страны