Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ прибыли предрприятия на примере ОАО«Орбита»
 
В связи с поставленной целью  в работе необходимо решить следующие основные задачи:
-определить экономическую сущность прибыли предприятия;
-определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
-проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
-исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста  прибыли субъектов хозяйствования.
Введение                                                                                                    4-5
 
1 Экономическая сущность прибыли  и её роль в деятельности          предприятия                                                                                              5-17        
 
1.1 Прибыль, как показатель эффективности  хозяйственной        деятельности предприятия                                                                      5-8      
 
1.2 Механизм формирования прибыли  на предприятии                      8-11
 
1.3 Распределение и использование  прибыли                                      11-17
 
2 Анализ формирования и распределения  прибыли                                              ( на примере ОАО «Орбита»)                                                                17-34     
 
2.1 Анализ формирования прибыли  предприятия                              17-23
 
2.2 Анализ распределения и использования  прибыли                                предприятия                                                                                             23-28      
 
2.3 Анализ рентабельности предприятия                                             28-34
 
3 Совершенствование процесса формирования  и                                   использования прибыли предприятия                                                  34-44           
 
3.1 Факторы влияющие на увеличение  прибыли                                34-40
 
3.2 Зарубежный опыт формирования  и распределения                     40-44         прибыли предприятия                                                                               
 
Заключение                                                                                              45-48
 
Список использованных источников                                                    48-52
Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Rпред= (П / С) * 100 %. (2.3)
Роль показателя рентабельности единицы продукции состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной продукции можно сказать, что за 2005 год уровень данного показателя выше (9,57%), чем за все остальные года. По данному показателю за весь отчетный период так же наблюдается двоякая ситуация. С 2004 по 2006 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2006 году по отношению к 2005 году уменьшение составило 2,09%, а в 2005 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2004г.) до 1,51% (2006г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ОАО «Орбита» в период 2004-2006гг. постепенно сокращались. А в 2007 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2004 году.
Вторая группа показателей рентабельность - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:
ROS= (Пп / В) * 100 %, (2.4)
где ROS - рентабельность продаж; Пп - прибыль 
от продаж; В - выручка от продаж. При 
рассмотрении показателя рентабельности 
продаж ОАО «Орбита» за отчетный период 
наблюдается такая же картина, что 
и при рассмотрении показателей 
рентабельности реализуемой продукции. 
В течение 2004-2006 гг. наблюдается отрицательная 
тенденция в сторону 
ROA = П / Аср, (2.5)
где RОА - рентабельность активов; П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж); Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Из таблицы видно, что показатель рентабельности активов в 2005 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2004 годом (3,06%). А к 2006 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящуюся на каждый рубль активов. Действительно, как следует из финансовой отчетности, величина прибыли к 2006 году резко уменьшилась и фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2004 и 2005гг. прибыль ОАО «Орбита» была равна 10180 т.р. и 6700 т.р. соответственно. К 2007 году уровень показателя рентабельности активов ОАО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:
RОА = ROS * К об.акт = (П / В) * (В / Аср) = (П / Аср), (2.6)
где Коб.акт - коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов можно рассчитать как отношение выручки от реализации к сумме активов предприятия.
Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного, или собственного, капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предприятием, - собственных средств:
RОЕ = ЧП/Пск, (2.7)
где КОЕ - рентабельность акционерного капитала; Пск -средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период времени.
Показатель рентабельности собственного 
капитала отражает величину прибыли 
до налогообложения, приходящуюся на каждый 
рубль собственного капитала. В период 
с 2004 (7,01%) по 2006 гг.(0,28%) происходит уменьшение 
данного показателя. Рентабельность 
собственного капитал в течение 
данного периода времени 
Резюмируя выше сказанное по таблице 2.12, можно сделать следующий вывод. Для ОАО «Орбита » 2007 год стал своего рода переломным годом. Это связано, прежде всего, с тем, что в период 2004-2006 гг. прибыль до налогообложения постепенно снижалась. Так в 2004 году она была равна 10180 т.р., а в 2006 году - 379 т.р. Отклонение составило 9801 т.р. А к 2007 году прибыль до налогообложения ОАО «Орбита» увеличилась до 3016 т.р. Прирост прибыли в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 2637 т.р.
В 2006 году показатели рентабельности 
реализованной продукции и 
Поскольку для расчетов показателей может использовать как чистая прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.
Таблица 2.13 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»,
Показатели  | 
  2004г.  | 
  2005г.  | 
  2006г.  | 
  2007г.  | ||||||||
Общ.  | 
  чистая  | 
  +/-  | 
  общ.  | 
  чистая  | 
  +/-  | 
  общ.  | 
  чистая  | 
  +/-  | 
  общ.  | 
  чистая  | 
  +/-  | |
RОS  | 
  6,27  | 
  3,46  | 
  -2,81  | 
  3,48  | 
  3,22  | 
  11,26  | 
  1,49  | 
  0,01  | 
  -1,47  | 
  8,73  | 
  0,009  | 
  -8,72  | 
ROA  | 
  3,06  | 
  2,42  | 
  -0,64  | 
  3,61  | 
  2,88  | 
  -0,73  | 
  0,19  | 
  0,01  | 
  -0,17  | 
  1,23  | 
  0,01 1  | 
  -1,22  | 
RОЕ  | 
  7,01  | 
  5,55  | 
  -1,46  | 
  4,57  | 
  3,64  | 
  -0,93  | 
  0,28  | 
  0,02  | 
  -0,25  | 
  1,82  | 
  0,017  | 
  -1,8  | 
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2004 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2005 - 2007 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2004 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2007 году она уменьшилась до 28 т.р.
На мой взгляд, кроме абсолютного 
размера прибыли показателем 
эффективности предприятия 
3 Совершенствование практики формирования и распределения прибыли на предприятие
3.1 Факторы, влияющие на 
Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
Важным фактором роста прибыли, 
зависящими от деятельности организации 
(их называют внутренние), являются рост 
объема производимой продукции в 
соответствии с договорными условиями, 
снижение ее себестоимости, повышение 
качества, улучшение ассортимента, 
повышение эффективности 
Эти факторы можно условно 
Производственные факторы 
Коммерческие факторы как бы 
подводят к финансовым факторам и 
охватывают в широком смысле понятие 
маркетинга: заключение хозяйственных 
договоров на основе самого пристального 
изучения действующей и перспективной 
конъюнктуры рынка, ценовое регулирование 
сбыта, его направление и 
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).
Финансовые факторы, охватывающие 
и выручку от реализации продукции 
и услуг, и предпринимательский 
доход от всех видов деятельности, 
включают соответственно: формы расчетов 
предусматриваемые контрактом или 
определяемые оперативно; ценовое регулирование 
в том числе уценку в случае 
замедления реализации; привлечение 
кредита банка либо средств из 
централизованных резервов; применение 
штрафных санкций; изучение и взыскание 
дебиторской задолженности, а также 
обеспечение ликвидности других 
активов; стимулирование и привлечение 
денежных ресурсов на финансовых ресурсах, 
- доходов от ценных бумаг, вкладов, 
депозитов, аренды и финансовых вложений. 
Здесь немаловажен принцип «
К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.
Внутренние факторы 
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, 
отражающие эффективность использования 
ресурсов или способствующих этому 
(например, повышение квалификации 
работников, производительности оборудования, 
внедрения прогрессивных 
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости взаимосвязи.
Информация о работе Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)