Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ прибыли предрприятия на примере ОАО«Орбита»



В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие основные задачи:

-определить экономическую сущность прибыли предприятия;

-определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;

-проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;

-исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;

- выявить основные резервы роста прибыли субъектов хозяйствования.

Содержание работы

Введение 4-5



1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия 5-17



1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5-8



1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии 8-11



1.3 Распределение и использование прибыли 11-17



2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита») 17-34



2.1 Анализ формирования прибыли предприятия 17-23



2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия 23-28



2.3 Анализ рентабельности предприятия 28-34



3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия 34-44



3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли 34-40



3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения 40-44 прибыли предприятия



Заключение 45-48



Список использованных источников 48-52

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 107.53 Кб (Скачать файл)

 

Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

 

Rпред= (П / С) * 100 %. (2.3)

 

Роль показателя рентабельности единицы  продукции состоит в том, что  с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой  продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной продукции можно  сказать, что за 2005 год уровень  данного показателя выше (9,57%), чем  за все остальные года. По данному  показателю за весь отчетный период так  же наблюдается двоякая ситуация. С 2004 по 2006 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2006 году по отношению к 2005 году уменьшение составило 2,09%, а в 2005 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2004г.) до 1,51% (2006г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ОАО «Орбита» в период 2004-2006гг. постепенно сокращались. А в 2007 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2004 году.

 

Вторая группа показателей рентабельность - это рентабельность продаж, которая  рассчитывается по формуле:

 

ROS= (Пп / В) * 100 %, (2.4)

 

где ROS - рентабельность продаж; Пп - прибыль  от продаж; В - выручка от продаж. При  рассмотрении показателя рентабельности продаж ОАО «Орбита» за отчетный период наблюдается такая же картина, что  и при рассмотрении показателей  рентабельности реализуемой продукции. В течение 2004-2006 гг. наблюдается отрицательная  тенденция в сторону уменьшения. В 2004 году данный показатель находился  на уровне 6,27%, а к 2006 году снизился до 1,49%. Отклонение составило 2,79% и 1,99% в 2005 и в 2006 годах соответственно. По этим цифрам видно, что величина прибыли  от продаж, приходящаяся на каждый рубль  выручки с каждым годом снижалась. А в 2007 году произошло увеличение данного показателя, он был равен 8,73%. Следовательно, увеличилась и  прибыль от продаж. Фактическая сумма  прибыли от продаж в 2007 году была равна 27059 т.р. Это превышало уровень 2004 года, где данная прибыль была отмечена в размере 14636 т.р. Увеличение прибыли  от продаж составило 12423 т.р. Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или доход на инвестиции):

 

ROA = П / Аср, (2.5)

 

где RОА - рентабельность активов; П - прибыль  предприятия (может использоваться прибыль от продаж); Аср - средняя  величина активов (имущества) предприятия  за определенный период.

 

Из таблицы видно, что показатель рентабельности активов в 2005 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2004 годом (3,06%). А к 2006 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской  прибыли, приходящуюся на каждый рубль  активов. Действительно, как следует  из финансовой отчетности, величина прибыли  к 2006 году резко уменьшилась и  фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2004 и 2005гг. прибыль ОАО «Орбита» была равна 10180 т.р. и 6700 т.р. соответственно. К 2007 году уровень показателя рентабельности активов ОАО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

 

RОА = ROS * К об.акт = (П / В) * (В  / Аср) = (П / Аср), (2.6)

 

где Коб.акт - коэффициент оборачиваемости  активов. Коэффициент оборачиваемости  активов можно рассчитать как  отношение выручки от реализации к сумме активов предприятия.

 

Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного, или  собственного, капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предприятием, - собственных средств:

 

RОЕ = ЧП/Пск, (2.7)

 

где КОЕ - рентабельность акционерного капитала; Пск -средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период времени.

 

Показатель рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли  до налогообложения, приходящуюся на каждый рубль собственного капитала. В период с 2004 (7,01%) по 2006 гг.(0,28%) происходит уменьшение данного показателя. Рентабельность собственного капитал в течение  данного периода времени уменьшилась  на 6,73%. Это говорит о том, что 2004-2006 гг. прибыль до налогообложения ОАО  «Орбита», приходящаяся на каждый рубль  собственного капитала снижалась. К 2007 году по сравнению с 2004 годом увеличение составило 1,54%. Следовательно, в 2007 году прибыль до налогообложения ОАО  «Орбита», приходящаяся на каждый рубль  собственного капитала составила 1,82%. Это в дальнейшем скажется на размере  чистой прибыли, получаемый на вложенный  рубль. Так как особенность данного  показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных  средств, т.е. чистую прибыль, полученную, на вложенный рубль, а во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности собственного капитала. Следовательно, по данному показателю можно сказать, что на вложенный  рубль ОАО «Орбита» получила чистой прибыли в размере 0,7 р.;0,45 р.;0,02 р. и 0,18 р. за 2004-2007 года соответственно.

 

Резюмируя выше сказанное по таблице 2.12, можно сделать следующий вывод. Для ОАО «Орбита » 2007 год стал своего рода переломным годом. Это связано, прежде всего, с тем, что в период 2004-2006 гг. прибыль до налогообложения постепенно снижалась. Так в 2004 году она была равна 10180 т.р., а в 2006 году - 379 т.р. Отклонение составило 9801 т.р. А к 2007 году прибыль до налогообложения ОАО «Орбита» увеличилась до 3016 т.р. Прирост прибыли в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 2637 т.р.

В 2006 году показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж равны 1,51 % и 1,49 % соответственно. Это самые низкие показатели по данным группам рентабельности ОАО «Орбита» за отчетный период. А показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала не доходят даже до 1% и фактически составляют 0,19 % и 0,28 % соответственно. В 2007 году показатели рентабельности реализованной  продукции и рентабельности продаж равны 9,57% и 8,73% соответственно, они  являются самыми высокими за анализируемый  период времени. Для ОАО «Орбита» 2004г. являлся самым стабильным, так  как в этом году все показатели рентабельности находятся почти  на одинаковом уровне. За 2005 год все  группы показателей рентабельности находятся в интервале 3-5%. Самый  высокое значение в данном году был  у показателей рентабельности собственного или акционерного капитала и составил 4,57 %. Показатели рентабельности единицы  продукции составили 3,6 %, рентабельности продаж - 3,48 %, рентабельности активов  ОАО «Орбита» в 2003 году был равен 3,61 %. Значение рентабельности активов  предприятия в 2005 году было самым  высоким на протяжении анализируемого периода времени. В целом же по показателям, можно сказать, что  значения рентабельности активов и  собственного капитала намного отстают  от значений показателей рентабельности единицы продукции и рентабельности продаж.

Поскольку для расчетов показателей  может использовать как чистая прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.

 

Таблица 2.13 - Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»,

 

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Общ.

чистая

+/-

общ.

чистая

+/-

общ.

чистая

+/-

общ.

чистая

+/-

RОS

6,27

3,46

-2,81

3,48

3,22

11,26

1,49

0,01

-1,47

8,73

0,009

-8,72

ROA

3,06

2,42

-0,64

3,61

2,88

-0,73

0,19

0,01

-0,17

1,23

0,01 1

-1,22

RОЕ

7,01

5,55

-1,46

4,57

3,64

-0,93

0,28

0,02

-0,25

1,82

0,017

-1,8


 

Анализируя данную таблицу можно  сделать вывод, что показатели общей  рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения - включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2004 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2005 - 2007 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2004 году чистая прибыль была равна 8064 т.р., а к 2007 году она уменьшилась до 28 т.р.

На мой взгляд, кроме абсолютного  размера прибыли показателем  эффективности предприятия выступает  рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, продаж, активов  и единицы продукции. За отчетный период времени по показателям рентабельности можно сделать вывод, что 2005 год  оказался самым стабильным. Так показатель рентабельности активов был равен 3,16 %, рентабельности собственного капитал - 4,57 %, рентабельности единицы продукции  и рентабельности продаж составила 3,6 % и 3,48 % соответственно. А в 2006 году данные всех групп рентабельности резко  сократились. Значение показателя рентабельности единицы продукции в 2006 году составило 1,51 %, рентабельность продаж - 149 %, рентабельность активов - 0,19%, а рентабельность собственного капитала 0,28 %. Значения показателей  рентабельности активов и собственного капитала в 2006 году были самыми низкими  на протяжении отчетного года.

 

3 Совершенствование практики  формирования и распределения  прибыли на предприятие

 

3.1 Факторы, влияющие на увеличение  прибыли

 

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора  ее роста или снижения.

Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в  соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение  качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства.

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны  с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и  организационно-технической оснащенностью, соответственно - качественными параметрами  продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и  охватывают в широком смысле понятие  маркетинга: заключение хозяйственных  договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной  конъюнктуры рынка, ценовое регулирование  сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует  известных внепроизводственных  затрат (представительских, на рекламу).

Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции  и услуг, и предпринимательский  доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или  определяемые оперативно; ценовое регулирование  в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение  кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание  дебиторской задолженности, а также  обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение  денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время - деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее  вся деятельность. Поэтому не следует  пренебрегать дифференцированной в  зависимости от сроков реализации и  прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической  или разовой временное падение  доходов окупится высвобождением средств  за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, уровень  налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий  на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

Внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют  наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь, производственные факторы делятся на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, например, изменение численности  работников, стоимости основных фондов, их использования о времени (изменение  продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и другого), а также непроизводительное использование  ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрения прогрессивных технологий, ускорение оборачиваемости оборотных  средств, снижение материалоемкости и  трудоемкости продукции).

В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы  находятся в тесной зависимости  взаимосвязи.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)