Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ прибыли предрприятия на примере ОАО«Орбита»
 
В связи с поставленной целью  в работе необходимо решить следующие основные задачи:
-определить экономическую сущность прибыли предприятия;
-определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
-проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
-исследовать зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия с целью возможного его использования в отечественной практике;
- выявить основные резервы роста  прибыли субъектов хозяйствования.
Введение                                                                                                    4-5
 
1 Экономическая сущность прибыли  и её роль в деятельности          предприятия                                                                                              5-17        
 
1.1 Прибыль, как показатель эффективности  хозяйственной        деятельности предприятия                                                                      5-8      
 
1.2 Механизм формирования прибыли  на предприятии                      8-11
 
1.3 Распределение и использование  прибыли                                      11-17
 
2 Анализ формирования и распределения  прибыли                                              ( на примере ОАО «Орбита»)                                                                17-34     
 
2.1 Анализ формирования прибыли  предприятия                              17-23
 
2.2 Анализ распределения и использования  прибыли                                предприятия                                                                                             23-28      
 
2.3 Анализ рентабельности предприятия                                             28-34
 
3 Совершенствование процесса формирования  и                                   использования прибыли предприятия                                                  34-44           
 
3.1 Факторы влияющие на увеличение  прибыли                                34-40
 
3.2 Зарубежный опыт формирования  и распределения                     40-44         прибыли предприятия                                                                               
 
Заключение                                                                                              45-48
 
Список использованных источников                                                    48-52
Прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Постоянные расходы включают в себя коммерческие и управленческие расходы предприятия.
При рассмотрении значений коммерческих и управленческих расходов
ОАО «Орбита» видно, что управленческие расходы на протяжении анализируемого периода увеличиваются. Прирост их составил в 2005 году - 14902 т.р. или 137,2 %, в 2006 г. - 7533 т.р. или 113,7 %, а в 2007 году - 2502 т.р. или 104,0 %. А коммерческие расходы в 2006 году уменьшились на 1123 т.р. по сравнению с 2005 годом. В 2007 году коммерческие расходы увеличились на 2727 т.р. или 366,6 % по сравнению с 2006 годом. В 2005 году по отношению к 2004 году прирост коммерческих расходов составил 286 т.р. или 115,4%.
Таблица 2.3 - Значение постоянных расходов ОАО «Орбита», т.р.
Показатели  | 
  2004г.  | 
  2005г.  | 
  2006г.  | 
  2007г.  | 
Коммерческие расходы  | 
  1860  | 
  2146  | 
  1023  | 
  3750 
  | 
Управленческие расходы  | 
  40073  | 
  54975  | 
  62508  | 
  65010 
  | 
Сумма постоянных расходов  | 
  41933 
  | 
  57121  | 
  63531  | 
  68760  | 
Анализируя таблицу 2.3 также видно, что постоянные расходы ОАО «Орбита» на протяжении 2004-2007 гг. возрастали. Так в 2004 году постоянные расходы были равны сумме 41933 т.р., а к 2007 году данная сумма увеличилась до 68760 т.р. Прирост составил 26827 т.р. или 163,9%. Это говорит о том, что с каждым годом расходы, связанные с коммерческой и управленческой деятельностью ОАО «Орбита» увеличиваются. На сумму постоянных расходов анализируемого предприятия большое влияние оказывают управленческие расходы
Так же при рассмотрении таблицы 2.1 отметим, что прибыль от продаж в 2004 году была равна сумме 14636 т.р. В течение периода 2004-2006 гг. данная прибыль с каждым годом снижалась. И к 2006 году прибыль от продаж была равна 3331 т.р. Спад составил 11305 т.р. по сравнению с 2004 годом. В 2007 году прибыль от продаж увеличилась до 27059 т.р., что даже превышало значение 2004 года на 184,9%.
После рассмотрения таблицы 2.3 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2006 году резко уменьшились и фактически составили 1023 тыс.р., но к 2007 году они увеличились до 3750 тыс.р., что превысило даже уровень 2005 года (2146 тыс.р.).На мой взгляд для большей удобности и наглядности изменения прибыли от продаж и факторов, влияющих на это изменение необходимо сделать факторный анализ прибыли, для выяснения степени влияния различных факторов на уровень прибыли от продаж.
Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Р = N-S, (2.1)
где N - выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других косвенных налогов;
S - затраты на производство 
Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.
К факторам первой группы относятся:
-изменение отпускных цен на продукцию;
-изменение объема продаж продукции;
-изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.
Факторы второй группы включают:
-изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
-изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;изменение цен на материалы и тарифов на услуги.
Приведем методику формализованного расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции.
Таблица 2.4 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Орбита», т.р.
Факторы  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007г.  | 
Изменение отпускных цен на продукцию  | 
  - 8869,23  | 
  - 33882,5  | 
  70463,6  | 
Изменение объема реализации продукции  | 
  878,16  | 
  502,2  | 
  199,86  | 
Изменение структуры продукции  | 
  146,36  | 
  83,7  | 
  33,31  | 
Снижение уровня затрат  | 
  - 38760,91  | 
  - 16572,28  | 
  - 109822,77  | 
Изменение структуры затрат  | 
  1767,2  | 
  1752,68  | 
  1568,58  | 
Изменение цен на материалы и тарифов  | 
  50825,1  | 
  4548,82  | 
  62067,25  | 
Общее отклонение от прибыли  | 
  5986,68  | 
  - 43567,38  | 
  24509,83  | 
Анализируя данные таблицы 2.4 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2007 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли лишь в размере 199,86 т.р., что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.
На основе факторного анализа можно 
также сделать вывод о том, 
что на протяжении 2005-2007 годов на 
предприятии наблюдается 
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2004-2006 гг. уменьшалась. В 2005 году уровень данной прибыли был меньше на 3480 т.р., чем в 2004 году. А в 2006 году данная прибыль сократилась на 6321 т.р., чем в предыдущем году. К 2007 году прибыль до налогообложения по отношению к 2006 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.
Чистая прибыль является одним 
из важнейших экономических 
Данные таблицы 2.5 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом уменьшается. Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2004 году сумма чистой прибыли составляла 8064 т.р., а к 2007 году уменьшилась до 28 т.р. Этому способствовало и то, что в 2007 году по сравнению с 2004-2005 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 т.р. и на 3684 т.р. соответственно.
Таблица 2.5 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.
Показатели  | 
  Фактическое значение 2004г.  | 
  Отклонение  | |||||
2005г.  | 
  2006г.  | 
  2007г.  | 
  2005-2004 гг.  | 
  2006-2005 гг.  | 
  2007-2006 гг.  | ||
Прибыль до налогообложения  | 
  10180  | 
  6700  | 
  379  | 
  3016  | 
  -3480  | 
  -6321  | 
  +2637  | 
Налог на прибыль  | 
  1242  | 
  1363  | 
  344  | 
  1927  | 
  + 121  | 
  -1019  | 
  +1583  | 
Чистая прибыль  | 
  8064  | 
  5337  | 
  35  | 
  28  | 
  -2727  | 
  -5302  | 
  -7  | 
Для большего удобства данные из таблицы 2.5 можно представить в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль к удельному весу прибыли до налогообложения ОАО «Орбита».
Таблица 2.6 - Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения,
%
Показатели  | 
  2004г.  | 
  2005г.  | 
  2006г.  | 
  2007г.  | 
Прибыль до налогообложения  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
  100,0  | 
Налог на прибыль  | 
  20,8  | 
  20,3  | 
  90,8  | 
  63,9  | 
Чистая прибыль  | 
  79,2  | 
  79,6  | 
  9,2  | 
  0,9  | 
Анализируя таблицу 2.6 видно, что удельный вес чистой прибыли ОАО «Орбита» в прибыли до налогообложения в 2004 году составил 79,2% в 2005г. - 79,6%; в 2006г. - 9,2%; в 2007г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2004г. - 20,8%; в 2005г. - 20,3%; в 2006г. -90,8%; в 2007 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2006 год, в размере 90,8%. К 2007 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.
На мой взгляд, прибыль является 
сложным комплексным 
2.2 Анализ распределения и 
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть при были в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступления средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократиться собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия. Для анализа используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «Орбита», расчетов налогов на прибыль, на доходы.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения:
-необходимого объема инвестиций для производственного развития;
-необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
-правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
-система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
-стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот);
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:
-уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
-наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
Информация о работе Анализ прибыли предприятия (на примере ОАО «Орбита»)