Анализ использования материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе освещаются теоретические основы формирования материальных ресурсов на предприятии, во второй – проводится анализ использования оборотных средств. Направлениям улучшения использования ресурсов на предприятии посвящена заключительная глава работы.
Задачи дипломной работы следующие:
- обосновать теоретические основы формирования материальных ресурсов;
- пояснить, как осуществляется нормирование оборотных средств на предприятии;

Содержание работы

Введение
Глава I: Теоретические основы формирования материальных
ресурсов предприятия
1.1. Формирование потребности в материальных
ресурсах на предприятии автотранспорта………………………………6 стр.
1.2. Нормирование оборотных средств предприятия……………13 стр.
Глава II: Анализ испытания материальных ресурсов
в ООО “Алатырская управляющая транспортная компания”
2.1. Экономическая характеристика ООО “АУТК”……………..20 стр.
2.2. Оценка источников формирования материальных
ресурсов в управляющей компании…………………………………….28 стр.
2.3. Оценка рыночного окружения, его влияние на
деятельность ООО “Алатырская управляющая транспортная
компания”………………………………………………………………...33 стр.
Глава III: Направления улучшения использования
ресурсов Алатырской управляющей транспортной компании
3.1. Увеличение оборачиваемости оборотных средств
как важный фактор использования оборотных средств……………...40 стр.
3.2. Мероприятия по улучшению испытания материальных
ресурсов Алатырской управляющей транспортной компании………46 стр.
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом по материалам.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Выбор того или иного  подхода к определению потребности  в материальных ресурсах, а также  методов ее расчета зависит от особенностей потребления конкретных видов материалов и наличия необходимых исходных данных для проведения расчетов.


 

 




 

 

 

 

Рис 2: Методы определения потребности в материальных ресурсах

Детерминированные методы

Определение потребности в материальных ресурсах осуществляется на основе энных о планируемом выпуске продукции или о физическом объеме работ и о нормах расхода материальных ресурсов.

Стохастические  методы

Определение потребности в материальных ресурсах детерминированным методами требует  наличия исходных данных, которые  не всегда имеются в наличии  к моменту определения потребности. Кроме того, при стабильном потреблении материальных ресурсов, когда наблюдаются незначительные колебания потребности, нет необходимости в подробных расчетах. Достаточно надежные результаты можно получить с помощью методов статистического прогнозирования. Эти методы могу также использоваться для анализа развития потребностей, выявления как положительных тенденций в их развитии, так и негативных.

Важным для автотранспортного  предприятия является создание материальных запасов.

Материальные  запасы создаются в процессе кругооборота продуктов труда. Выйдя из производства, продукты труда вплоть до их непосредственного потребления или изготовления из них новых видов продукции находятся в виде запасов. Через запасы осуществляется продвижение продукции от изготовителя к потребителям, при этом меняется их месторасположение а также выполняемые функции.

Традиционно сложилось разделение операций, связанных  с созданием и поддержанием материальных запасов в сферах снабжения, производства и сбыта. Практике раздельного управления этими операциями концепция логистики противопоставляет методику управления, согласно которой в логистической системе все операции по созданию и поддержанию запасов планируются, реализуются и контролируются в рамках единой организационно-управленческой системы. В связи с этим возникает необходимость рассматривать все виды материальных запасов на предприятии в целостности через призму функционирования всей логистической системы.

Применительно к проблеме рационального управления запасами на предприятии логистический подход трансформируется в определение оптимального размера совокупных материальных запасов, необходимых для удовлетворительного oобслуживания потребителей при условии минимизации издержек, связанных с формированием и сохранением данных запасов.

Задача оптимизации  материальных запасов на предприятии  и повышения эффективности управления ими становится в условиях современной рыночной экономики весьма актуальной, поскольку размер запасов непосредственно влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания запасов готовой продукции, а также запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.

Заниженные  запасы материальных ресурсов могут  привести к убыткам, связанными с простоями, с неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потери прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции.

С другой стороны, накопление излишних запасов связывает  оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного  альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия.

Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так и их достаточное количество.

Управление  материальными запасами на предприятии с позиций логистки имеет принципиальные особенности, обусловленные ее концептуальной сущностью. Ниже перечислены важнейшие из них.

1. Стратегия управления запасами материальных ресурсов на предприятии должна в значительной мере подчиняться глобальной рыночной стратегии предприятия.

Оптимизация локальных запасов уже недостаточна, ориентация предприятия на поддержание оптимальных размеров запасов и минимизацию связанных с этим издержек остается в силе, но лишь при условии ориентации на активную и оптимальную рыночную стратегию предприятия.

  1. Важнейшим условием эффективности управления запасами материальных ресурсов является интегрированный подход к созданию и поддержанию запасов в сферах снабжения, производства и сбыта.
  2. Определение оптимальной величины запасов материальных ресурсов должна базироваться на основе прогнозирования потребности в исходных материалах, которая в свою очередь формируется в соответствии с графиком изготовления продукции и ее поставки потребителю.

 

1.2. Нормирование  оборотных средств предприятия

Всемерное улучшение  использования оборотных фондов — одна из важнейших задач промышленных предприятий. Чем лучше используется сырье, топливо, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определенного количества продукции, тем самым создается возможность увеличить объем производства промышленной продукции.

Различают показатели расхода материальных ресурсов и  показатели уровня полезного использования материальных ресурсов.

Расход  материальных ресурсов представляет собой их производственное потребление. Расход на производство охватывает все количество материальных ресурсов, затраченных предприятием непосредственно на выполнение программы по выпуску продукции. Потребление материальных ресурсов характеризуется общим и удельным их расходом.

Общий расход материальных ресурсов — это потребление отдельных видов или вместе взятых материальных ресурсов на выполнение всей производственной программы в отчетном периоде. Общий расход материальных ресурсов учитывается в натуральном выражении; суммарный расход различных видов материальных ресурсов — в стоимостном выражении.

Удельным  расходом  конкретного вида ресурсов называется их средний расход на единицу произведенной годной продукции.

Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания производственного процесса) величины оборотных средств на предприятии. При плановой экономике каждому предприятию вышестоящая организация устанавливала общий норматив оборотных средств. В этих условиях предприятия были вынуждены контролировать эту величину.

С переходом  на рыночные условия предприятиям норматив оборотных средств никто не устанавливает  и не контролирует. Но это не значит, что в условиях рынка предприятия не должны сами устанавливать и контролировать норматив оборотных средств.

В условиях рыночных отношений  значение нормирования оборотных средств резко возрастает, так как в конечном итоге это связано с платежеспособностью и финансовым состоянием предприятия.

В настоящей работе исследованию подвергается ООО “Алатырская управляющая транспортная компания”. В данной организации приобретением и расходованием материальных ресурсов занимается производственно-технический отдел (структуру предприятия можно увидеть в Приложении №1). Отвечает за расход топлива инженер ГСМ, он же является материально-ответственным лицом за данный вид материальных ресурсов.

Нормы расхода  материалов в ООО “АУТК” устанавливаются  согласно  Руководящему документу Р311194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утв. Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г.).

Основными видами материалов, которые исследуемая организация  приобретает являются: топливо, ГСМ, запасные части на автобусы и некоторые  другие (см. Диаграмму№1).

Диаграмма №1

 

В своей работе управляющая компания использует следующие виды топлива: бензин А 76, бензин А – 80, газ сжиженный, диз. топливо.

Сведения об остатках данных видов материалов можно увидеть  в табл.1.

Табл.1.

Сведения об остатках материалов за 2005 г.

Наименование материала

Остаток на начало года

Тыс. руб.

тн

1

2

3

А/ бензин

260,3

15,8

Дизельное топливо

105,5

5,8

Газ сжиженный

1,8

0,1

Газ природный

-

-


Согласно Руководящему документу р3112194-0366-03 “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте” норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормирование расхода  того или иного расходного материала - это установление допустимой меры его потребления на определенном этапе эксплуатации при техническом  обслуживании или ремонте автомобиля. При этом различают базовое значение расхода данного материала, которое определяют для каждой модели автомобиля по стандартной методике в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее условия эксплуатации или ремонта рассматриваемого автомобиля. Данные нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с техническим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном  транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и  оперативной отчетности, определения  себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

Потребление топлив и  смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.

Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем  документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.

 Утвержденные Нормы  расхода ГСМ действуют до 1 января 2008 года.

Нормы расхода топлива (горюче-смазочных материалов) существенное значение имеют прежде всего для  планирования расхода топлива, расчета  нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, учета отклонений фактической себестоимости от плановой, а также оценки эффективности использования материальных ресурсов организации.

Для целей налогообложения (прежде всего налогом на прибыль) расходы на содержание служебного автотранспорта с введением в действие главы 25 НК РФ не нормируются. Тем не менее к налоговому учету в качестве затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут приниматься только экономически обоснованные расходы. Термин "экономически обоснованные" в налоговом законодательстве не расшифровывается. Однако с большой долей уверенности можно полагать, что при наличии утвержденных норм расхода не могут считаться обоснованными затраты, произведенные сверх этих норм.

Кроме того, при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров с работниками автотранспорта могут предусматриваться меры, направленные на повышение эффективности использования ГСМ, а их перерасход формально может быть расценен как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. Следовательно, при отсутствии уважительных причин или удовлетворительных объяснений со стороны работника либо его непосредственных руководителей суммы стоимости излишне (сверх норм) израсходованных ГСМ могут быть взысканы с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.

Весьма важным представляется также указание на то, что в течение  действия Норм расхода ГСМ некоторые  из них могут меняться и в течение  неопределенного периода действовать как временные.

Для автобусов  (а в ООО “АУТК” основным видом транспорта являются автобусы) нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующей формуле:

Qн = 0,01 * Нs * S * (1 + 0,01 * D), где          (1)

Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов