Типология кризисов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике 5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления 5
1.2. Типология экономических кризисов 16
Глава 2. Типология кризисов в организации 27
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации 27
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации 30
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации 36
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовик Сергей1. doc.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Первая отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой концепции государство наряду со многими присущими ему функциями выполняет роль своеобразного генератора денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве

В 70-80-х г данная концепция  активно разрабатывалась представителями  теории рациональных ожиданий. Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий исходят в данном вопросе из противоположных соображений. Они считают, что предприниматели и население научились благодаря происходящей информационной революции оценивать и распознавать истинные мотивы решений государственных органов и могут всякий раз своевременно реагировать на них сообразно своей выгоде. В результате цели государственной политики остаются нереализованными, а спад или подъем принимает более ярко выраженный характер10.

Вторая концепция («политического делового цикла») базируется на том, что зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции определяется кривой Филипса, т. е. существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Ее сторонники полагают, что экономическое положение внутри страны существенным образом влияет на популярность правящей партии. В качестве главных экономических показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и норма безработицы: чем ниже их уровни, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на предстоящих выборах за правящую партию или президента.

С целью обеспечения победы правительство принимает меры для поддержания такого сочетания уровней инфляции и безработицы, которое представляется наиболее приемлемым избирателям. Поэтому администрация после прихода к власти старается снизить темпы роста цен путем искусственного провоцирования кризисных явлений, а к концу своего правления власть начинает решать противоположную задачу - поднимает уровень занятости. Последний вызывает рост цен, но расчет делается на то, что к выборам уровень занятости поднимется, а инфляция не успеет набрать полной силы. Партия власти может обеспечить победу.

Для предприятия различают  внешние и внутренние причины  кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может  влиять или это влияние может  быть незначительным. К внешним причинам относят международные и национальные факторы11.

Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность  развития ведущих стран, состояние  мировой финансовой системы, характеризующееся  политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличении доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда).

К национальным факторам могут  быть причислены причины политического, экономико-географического, культурного  и научно-технического характера

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий,

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при  известных экономических предпосылках - платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия

Факторы культурного  характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.

Уровень развития науки и техники определяет все  составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения  в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности предприятия, в том числе к вследствие неудач при внедрении новых технологий. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты. Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия.

Таким образом, предприятие попадает в кризисное  состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.

Конструкторско-технологические  причины объясняются технической  отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Кроме того, в большинстве товаров, выпускаемых сегодня на российских предприятиях, заложены старые ресурсоемкие технические решения 80-х г.г. В те годы при низких ценах на металл, невысоких тарифах на технологическую электроэнергию, малой доле заработной платы в себестоимости продукции и условных ценах на готовые изделия конструкторы работали по принципу «если Родине надо, она всегда найдет деньги» и закладывали избыточную прочность, металло- и энергоемкость. Но сегодня, когда российские цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных12. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя. Высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы.

Кроме того, низкая конкурентоспособность и неумение продвинуть свою продукцию на рынки  привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции  на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой. Это, в свою очередь, привело к отсутствию средств на возобновление производства и оплате своих обязательств. Одновременно возникли цепочки бартерных сделок и взаимозачетов, что привело к уменьшению доли денежных средств в структуре выручки предприятия. Таким образом, даже «благополучные» предприятия, продолжая производство, не получили средств на оплату налогов и заработную плату своему персоналу, так как бартер для этих целей не может быть использован.

К финансовым причинам можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий и специального оборудования. Все это, в свою очередь, забирает ограниченные свободные средства, так необходимые для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности

Опыт работы Межведомственной балансовой комиссии (МБК) ФСФО РФ показывает, что финансовое состояние многих российских предприятий по указанным выше причинам остается тяжелым. Состояние расчетов предприятий друг с другом и с государством по обязательным платежам неудовлетворительное. Основные формы расчетов - бартер, взаимозачеты и прочие суррогатные схемы

Для российских предприятий сложно выделить приоритетность каких-либо из отмеченных факторов. И все же среди особенностей переходного периода российской экономики можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису российских предприятий13.

1. Экономическая и финансовая нестабильность в России Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.

2. Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на ее замедление в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.

3. Высокая степень  монополизации экономики, которая  наряду со сложившимися устойчивыми  хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование действительно конкурентной среды. Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством 4 Кризис платежей, коснувшийся как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, при котором все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г № 127-ФЗ.

5. На многих предприятиях структура акционерного капитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на финансовый результат эффективный собственник. Члены трудовых коллективов - владельцы акций далеки от управления предприятием Деятельность менеджеров предприятия в таких условиях проходит без должного контроля Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, например, от сдачи мощностей и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия.

6. Недостаточный  уровень подготовки и отсутствие  опыта работы в рыночных условиях  у высших менеджеров предприятий,  отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях, Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.

7. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий.

1.2. Типология экономических кризисов

Существуют  два метода построения типологии  того или иного явления: формальный и  прагматический.

Формальный  метод заключается в продвижении  от теории к практике и  включает два этапа:

  1. построение по определенному принципу схемы признаков (критериев) типизации явления;
  2. определение типов явления по признакам типизации.

По каждому  признаку может быть выделено несколько  типов. Их количество определяется числом критериальных значений того или иного признака.  Например, если признаком типизации кризисов выбраны стадии кризиса, то в концепции, предусматривающей три стадии кризиса, будет выделено три типа кризисов; а в теориях, подразделяющих развитие кризиса на четыре (пять, шесть) стадий, типов кризиса по этому признаку также будет четыре (пять, шесть).

Далее, предполагается, что явление может быть типизировано по нескольким признакам одновременно. Если применение какого-то признака типизации  несовместимо с другими признаками, то этот признак должен быть выделен особо, и типы явления, определенные по этому признаку, образуют особую группу. Типы явления, выделенные по всем остальным признакам, будут характеризоваться критериальными значениями всех этих признаков (начальный экономический национальный кризис, развитый финансовый региональный кризис  и т.д.).

Применительно к человеческой деятельности формальный метод типизации не очень продуктивен: практика здесь не всегда «вписывается» в теорию, и любая теория бывает относительно верна в весьма ограниченных временных и пространственных рамках.

Информация о работе Типология кризисов организации