Типология кризисов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кризисных ситуаций в организации.
Задача работы:
1. Рассмотреть кризис с точки зрения цикличности экономики.
2. Изучить возможные кризисные ситуации в разрезе жизненного цикла организации.
3.Определить, какое влияние оказывают внутренние факторы на возникновение кризисов в организации.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Общая типология кризисов.__________________________________4
1.1.Кризис как нисходящие ветви экономических циклов___________________________________________________________4
1.2. Кризисы в моделях жизненного цикла организации._______________8
Глава 2. Анализ воздействия кризисов на внутрифирменные изменения (на примере General Motors)_______________________________________13
2.1.Изменения в организационной структуре______________________________________________________13
2.2. Изменения в организационной культуре ___________________________18
Заключение______________________________________________________23
Список использованной литературы__________________________________24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 110.02 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Кафедра Управления проектами и инновационного менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория антикризисного менеджмента»

на  тему: Типология кризисов организации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

группы 

ДМА-302 Зайцев Е.Г.

Научный руководитель

Корягин Н.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

Введение_________________________________________________________3

Глава 1. Общая типология кризисов.__________________________________4

1.1.Кризис как нисходящие ветви экономических циклов___________________________________________________________4

1.2. Кризисы в моделях жизненного цикла организации._______________8

Глава 2. Анализ воздействия кризисов на внутрифирменные изменения (на примере General Motors)_______________________________________13 
2.1.Изменения в организационной структуре______________________________________________________13

2.2. Изменения в организационной культуре ___________________________18

Заключение______________________________________________________23

Список  использованной литературы__________________________________24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обеспечение финансово-экономической  устойчивости предприятий необходимо для поддержания стабильности всей национальной экономики на уровне, соответствующем привлекательному инвестиционному климату и способствующему  экономическому росту.  
 Предприятия в ходе своей повседневной деятельности, в силу особенностей внутренней среды и под воздействием внешней среды, сталкиваются с многочисленными проблемами: управленческими, финансовыми, маркетинговыми, правовыми и т.д., которые зачастую могут подорвать его стабильное функционирование и привести к возникновению кризисных ситуаций. Несовершенство методов и несвоевременность работы по прогнозированию и выходу предприятия из кризиса может привести не просто к его возникновению, а к затяжному кризису и, как следствие, к банкротству и ликвидации предприятия, что негативно сказывается на общей экономической и социальной ситуации в стране. 
 Для стабильного развития предприятия необходимо своевременное предсказание его возможного кризисного состояния. Именно поэтому деятельность предприятия необходимо рассматривать с учетом внешних экономических циклов, жизненного цикла самой организации и ряда внутренних факторов организации.

Целью данной работы является изучение кризисных  ситуаций в организации.

Задача  работы:

1. Рассмотреть  кризис с точки зрения цикличности экономики.

2.  Изучить  возможные кризисные ситуации  в разрезе жизненного цикла  организации.

3.Определить, какое влияние оказывают внутренние  факторы на возникновение кризисов  в организации. 

 

Глава1. Общая типология  кризисов.

1.1 Кризис как нисходящие ветви  экономических циклов

Одним из ключевых признаков рыночной экономики является ее цикличность, то есть периодические колебания  экономической активности, выражающиеся в регулярном повторении спадов и  подъемов производства.

Известно, что спады производства обнаруживались в отдельных регионах мира задолго до возникновения рыночной системы экономики. Они возникали в результате действия неэкономических факторов (природных, политических, демографических, социальных).

Однако на протяжении двух последних  веков сложилась и продолжает развиваться в различных формах экономическая цикличность как  особая закономерность и принцип  функционирования рыночной экономики.

Экономическая цикличность - объективная форма развития рыночной экономики. Она представляет собой волнообразное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активности) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов. Именно цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия. Считая циклы признаком макроэкономической нестабильности рынка, следует иметь в виду, что они выражаются в единстве периодически повторяющихся процессов не только нарушения равновесного состояния экономики, но и его последующего восстановления.

Отправной точкой циклического развития рыночной экономики с некоторой  долей условности можно считать 1825 г., когда в Англии разразился первый кризис перепроизводства. Он положил  начало периодическим колебаниям экономической  конъюнктуры, которые достаточно регулярно  повторялись в течение всего XIX в. со средним промежутком 8-10 лет. Постепенно в цикличность вовлекались и другие капиталистические страны.

С конца XIX до середины XX века, произошел ряд мировых кризисов, после чего экономические циклы стали объектом пристального изучения. Еще в 60-х годах XIX в. на экономическую цикличность со средней продолжительностью 10 лет обратил внимание французский статистик К. Жуглар.

В начале XX в. русский экономист  М.И. Туган-Барановский писал об этой закономерности функционирования рынка: «Самой загадочной и поражающей особенностью капиталистического развития является свойственная ему цикличность. Рост капиталистического производства идет не по прямой, а по волнообразной  линии, причем последовательные подъемы  и падения этих волн совершаются  с такой правильностью, которая  напоминает явления не социального, а биологического, даже неорганического  порядка. Были даже попытки привести в связь эту периодичность  с периодичностью астрономических  явлений».

  В настоящее время наибольшее распространение получили две модели цикличности экономики: четырехфазная модель и двухфазная модель экономического цикла.

Схематичное изображение четырехфазной модели экономического цикла.  
I — кризис, II — депрессия, III — оживление, IV — подъем.  
А — точка первого (предкризисного) максимального подъема производства.  
В — точка максимального спада производства. 
A1 — точка второго подъема, при котором достигается предкризисный объем производства.  
А2 — точка второго максимального подъема производства. 
 В первой фазе (кризис) происходит сокращение производства до определенного наименьшего уровня; во второй приостанавливается падение производства, но отсутствует какой-либо рост; в третьей наблюдается увеличение производства до уровня его наивысшего предкризисного объема; в четвертой рост производства выходит за пределы предкризисного уровня и перерастает в экономический бум.  
 В период кризиса сокращается спрос на основные факторы производства, а также на потребительские товары и услуги, возрастает объем нереализованной продукции. В результате уменьшения сбыта снижаются цены, прибыли предприятий, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета, растет ссудный процент, сокращаются кредиты. При увеличении неплатежей нарушаются кредитные связи, падают курсы ценных бумаг, что сопровождается паникой на фондовых биржах, происходят массовые банкротства фирм и резко растет безработица. 
 В период депрессии прекращается сокращение спроса, сохраняется массовая безработица при низком уровне цен. Начинается процесс обновления основного капитала, внедряются новые технологии производства, формируются предпосылки для будущего экономического роста. 
 В период оживления увеличивается спрос на блага, ускоряется процесс обновления основного капитала, снижается ссудный процент, растет сбыт готовой продукции и цены, сокращается безработица. 
 В период подъема ускорение сказывается на динамике совокупного спроса, производства и сбыта, на обновлении основного капитала. На этой фазе происходит активное строительство новых предприятий, снижаются ставки процента, растут цены и увеличиваются прибыли, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета. Циклическая безработица уменьшается до своего минимума.

Схематичное изображение двухфазной модели экономического цикла

 
I— нисходящая волна (сокращение  производства), 
II— восходящая волна (подъем производства) 
 Представленная на графике волнообразная кривая отражает циклические колебания объема производства (ВВП) с пиками В и F и низшей точкой спада (дном) D. Временной интервал между двумя точками, находящимися на одинаковых стадиях колебаний (между точками В и F), определяется как один период цикла, состоящего, в свою очередь, из двух фаз: нисходящей (от В до D) и восходящей (от D до F). 
 Интенсивность колебаний измеряется их амплитудой, определяемой величиной отклонений точек пика и дна от линии тренда (расстояния BG, DH и FI). В зависимости от амплитуды колебаний принято различать три основных разновидности экономических циклов: сходящиеся циклы(уменьшающаяся со временем амплитуда); расходящиеся циклы (увеличивающаяся амплитуда); постоянные (неизменная амплитуда). 
 Фазу спада в экономике называют фазой кризиса. Эта стадия имеет особенное значение для экономики, поскольку после кризиса происходит обновление состава предприятий, выживают наиболее сильные и эффективные фирмы, появляются новые изобретения и открываются новые экономические возможности. Однако кризис является и большим социальным потрясением — люди теряют работу, сокращаются их доходы, снижается уровень жизни населения. Поэтому предотвращение или смягчение кризисов — одна из важнейших задач государства.

1.2 Кризисы  в моделях жизненного цикла организации

Организации, как и системы, не вечны: они зарождаются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка и сменяются другими или полностью перерождаются, обновляются.

Организационные кризисы  проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения  функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение  административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм. В организационном  устройстве любой социально-экономической  системы могут обостряться организационные  отношения. Организационные кризисы  проявляются в возникновении  неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, сложности контроля, что бывает при  неумеренном или быстром росте  социально-экономической системы, изменении  условий ее развития и функционирования, ошибках при частичной реконструкции  организации или организационной  перестраховке, рождающей бюрократические  тенденции. Часто такие кризисы  парализуют организационную деятельность или вызывают неумеренную бюрократизацию.

Исходя, из моделей ЖЦО можно  выделить узкие места компании на каждой стадии цикла. И рассмотреть  наиболее общие кризисные ситуации для организаций каждого типа.

Существует довольно широкий диапазон в определениях названий и подсчете числа стадий. В работах Смита, Митчела, Липпита предлагается трехэтапная  модель ЖЦО. Четырехэтапные модели используются в трудах Квина и Камерона. Пять стадий выделяют Галбрайт, Миллер и  Скотт. Фламхольтц предлагает семиэтапную  модель. Существует восьмиэтапная модель Торберта. Модель, включающая десять стадий, была предложена Адизесом.

Общая схема  ЖЦО:

В современном менеджменте общепринятой считается пятиэтапная модель.

1-ый этап характеризуется становлением  организации, созданием первоначальной  структуры. Нет четкой дифференциации  от внешней среды, но при  этом уже начинают формироваться  основы будущего функционирования.

Эта стадия характеризуется весьма неустойчивым положением. Объективными внешними причинами кризиса организации  могут быть: негативная экономическая конъюнктура, что скорее всего приведет к скорому банкротству, отсутствие кредитных возможностей, соответственно и недостаточное количество ресурсов.

Так же, с учетом особенностей предприятий  данной стадии, немаловажными факторами  кризисных ситуаций могут стать  внутренние конфликты. Особенность  фирм - эксплерентов является строгая  централизация, наличие одного главы, который определяет все направления  деятельности, проверяет и контролирует. В силу вышеизложенного, на первый план выходит проблема человеческих взаимоотношений, признание власти и влияния. На данном этапе, организации жизненно необходим  лидер, за которым, безусловно, коллектив  будет следовать. При этом важно, чтобы его авторитет не подавлял инициативы подчиненных, и при всём прочем поддерживалась творческая атмосфера.

При наличии свежей идеи бизнеса, стабильной внешней среды и наличии внутренних условий в предприятии, данная организация  будет доходна в условиях конкуренции. К необходимым микро условиям организации следует отнести: сплоченность коллектива, высокая заинтересованность сотрудников, гибкость структуры, простота организационных связей.

2-ой этап. Данный тип предприятий  можно охарактеризовать минимально-достаточной  долей на рынке, оно продолжает  развиваться. Сходство с 1-ым  этапом, заключается в том, что  организация так же держится  на лидере-руководителе. Но в соответствии  с темпами роста у организации  возникает потребность в перестройки  организационной структуры, дифференциации  функций управления, укрепления  своих позиций, увеличении своей  доли на рынке. При этом наблюдается  ведение активной маркетинговой  политики.

На этом этапе основная угроза кризиса  является внешняя конъюнктура. Например, экономические циклы развития экономики, политико-правовые изменения и прочее.

Так же на стадии развития в компании формируется собственная организационная культура, основные ценности, образующиеся вследствие осознания сотрудниками места компании на рынке и в обществе. На этом этапе процессы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции особенно интенсивны. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры.  

3 этап развития - виолент. Организация характеризуется устойчивым положением на рынке  при этом, формируя потребительские предпочтения и стандарты потребления, обладает крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии.  Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен.

Основная угроза для данного  типа организаций является конкурентная борьба, организационная сложность, что ведет к организационной  инертности, а также появление аппозиции в управленческих кругах, консерватизм в инновациях.

4 этап организации- коммутант.  Для данный типа организации  характерны следующие проблемы  в организации, которые способны  привести к кризисной ситуации: чрезмерное количество управленцев, что приводит к бюрократизации связей, ухудшение качества доводимой информации до высшего руководства; усиление оппозиционных взглядов в управленческой сфере, а следовательно конфликтность, увеличение времени на принятие решений, снижение их качества. Основополагающими причинами кризиса могут стать недозагрузка производственных мощностей, неизменность качества и дизайна товаров, в соответствии с рыночными потребностями.

Информация о работе Типология кризисов организации