Типология кризисов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике 5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления 5
1.2. Типология экономических кризисов 16
Глава 2. Типология кризисов в организации 27
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации 27
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации 30
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации 36
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовик Сергей1. doc.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

В основе ТФТБ лежит постулат перехода накопленного количества компетенций (знаний, навыков, умений) бизнес-системы  в новое качество системы управления. Точки перехода определяют время  и условия возникновения возможных кризисных ситуаций, требующих изменений в подходах к управлению предприятием. С точки зрения ТФТБ, эти кризисы могут быть определены как кризисы компетенций, координации, контроля, бюрократии и бизнес-идей (рис. 2).

Рис. 2 Кризис организаций по ТФТБ

Кризис компетенций. Развитие бизнес-идеи по мере роста системы  требует привлечения специальных  знаний, умений и навыков, т.е. «компетенций», распределения полномочий и специализации. Это ведет к привлечению профильных специалистов и построению функциональных структур. Эффективность компании во многом зависит от эффективности бизнес-идеи. Суть кризиса - в нехватке знаний у основателей, психологической неприемлемости ими необходимости разделения ветвей власти по функциональному признаку и передачи части работ специалистам, не являющимся основателями компании. Выход из кризиса - осознанное построение ветвей власти, исполняющих необходимые для выживания компании работы. Они должны быть сгруппированны по признаку предмета деятельности, т.е. по функциям (финансы, бухгалтерский учет, планирование, маркетинг, кадры и т.д.).

Кризис координации. Развитие бизнеса и его функциональных подразделений требует привлечения  новых компетенций, что приводит к физическому росту функциональных структур, так как в то же время сохраняются и старые, возможно уже не нужные, но привычные структуры. Функциональные «колодцы» власти начинают напоминать «башни из слоновой кости», их руководители превращаются в «экспертов», окруженных многочисленной группой помощников. Горизонтальные связи между «башнями» рушатся, информационные потоки переключаются непосредственно на «эксперта», который трансформирует их вышестоящему руководителю для принятия решений. Поток информации к руководителю возрастает лавинообразно, наступает паралич власти. Сотрудники ориентируются на исполнение решений «эксперта», не интересуясь влиянием их работы на общую эффективность компании. А эффективность компании начинает резко падать. Выход из кризиса - сознательное формирование систем процессного управления, нацеленных на достижение результата (диверсификация, делегирование полномочий и управление по результатам или целям), а не только выполнение функций, предписанных экспертом. Иначе говоря - реинжиниринг бизнес-процессов.

Кризис контроля. Дальнейшее развитие бизнес-системы приводит к усложнению информационных потоков, в том числе использующихся для контроля. Для упрощения управления разросшейся системой требуется перейти к «сетевому управлению», делегируя подавляющее число управленческих полномочий на места, но сохранив за корпоративным центром контроль за товарно-материальными и денежными потоками системы.

Кризис бюрократии. Дальнейший рост и развитие бизнес-системы вызывает существенный рост непроизводительного  бюрократического механизма, контролирующего сетевую структуру и определяющего направления инвестиционной активности корпоративного центра. Как и в случае с функциональными структурами, бюрократический аппарат начинает существовать ради собственных целей, отличных от целей бизнес-системы. Бюрократ оправдывает свои действия интересами предприятия в целом, понимая их в силу своего образования, культуры, опыта, а то и в силу интересов каких-либо неформальных групп. Дальнейшее централизованное управление огромным объемом активов становится практически невозможным. С точки зрения собственников, эта проблема должна решаться за счет оптимизации портфеля активов, управляемых корпоративным центром. При рассмотрении эффективности активов крупных транснациональных сетевых структур и их важности для сохранения контроля над бизнес-системой, a priori выясняется существенное превосходство нематериальных активов - патентов, прав собственности, прав пользования, технологий, торговых марок и т.д.

Кризис бизнес-идей или  кризис синергии (пока не определен  для российских предприятий, поскольку нет достаточной статистики). По-видимому, это будет кризис инноваций, кризис исчерпавшего свои потребительские качества продукта, кризис компетенций корпоративного центра, аналогичный кризису компетенций на фазе 1, но только на другом витке эволюционной спирали. Разрешением этого кризиса может стать привлечение новых компетенций и новых технологий, вызывающих изменение структуры нематериальных активов. Примером такого кризиса и попыток выйти из него может служить компания McDonalds: кризис fast food компания решает за счет введения инноваций и переориентации на другой сегмент рынка - рестораны для детей и их родителей. Многие западные эксперты отмечают, что компания McDonalds превратилась в крупнейшего разработчика, производителя и продавца тематических детских игрушек, сопровождаемых блюдами fast food, которые кроме вечно любопытных детей никто больше покупать не станет.

Таким образом, каждая фаза развития бизнеса по ТФТБ имеет свои индивидуальные особенности, причины  для именно такого подхода к управлению, положительные и отрицательные стороны. Развитие предприятия в рамках любой стадии ТФТБ приводит к характерным кризисам, по достижении которых система управления предприятия должна перейти на новое качество.

2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации

Т. Ю. Базаров  приводит следующую типологию кризисов с точки зрения управления персоналом организации24:

Таблица 1: Типология  ситуаций кризиса в организации

Эмоциональная составляющая

Инструментальная оснащенность

 

Кадровый состав организации

Кадровый состав:

обладает необходимыми профессиональными навыками

не обладает необходимыми профессиональными навыками

не ориентирован на изменения

Ситуация 1

Ситуация 2

ориентирован  на изменения

Ситуация 4

Ситуация 3


Рассмотрим  подробнее типы ситуаций, представленных в таблице.

Ситуация 1. Работники  организации не хотят работать в  новых условиях, но оснащены инструментально. Ситуация характерна для многих наукоемких производств и осложняется тем, что именно в узкоспециализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, как правило, складываются хорошо сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую подготовленность, сотрудники обычно закрывают глаза на изменения внешней среды, при которых их продукция оказывается ненужной.

Задача управляющего, оказавшегося в подобной ситуации, состоит в том, чтобы повысить уровень мотивации работников на изменения и поиск новых сфер деятельности. Для этого он может  прибегать к провоцированию смены ценностных ориентации с помощью конфликтов.

Ситуация 2. Работники  организации не хотят работать в  новых условиях, и недостаточно оснащены инструментально

Нередко эта  ситуация совершенно справедливо рассматривается  как кризисная в узком понимании смысла. Персонал организации уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые (по крайней мере, у них) практически нет возможности влиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, в такой организации преобладает технократическая ориентация и отношение к ситуации как к неблагоприятной, требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация внутренне отторгает ориентированность на клиента, и любое изменение собственного поведения воспринимается как отступничество.

По отношению  к руководителю сотрудники такой  организации пытаются манипулировать им, т. е. включить его в собственную  игру, заручиться его поддержкой в борьбе с агрессивным окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).

Самый простой  выход из кризиса для такой  организации состоит в полном обеспечении ее ресурсами для  реализации привычной деятельности. Понятно, что в условиях рынка  это невозможно или трудновыполнимо. Задача руководителя в данной ситуации - противостояние манипуляциям со стороны персонала и постепенное введение конкурентных отношений между исполнителями в качестве организационной нормы. Это позволит перехватить инициативу в управлении и сформировать новую управленческую команду.

Ситуация 3. Работники  организации хотят работать в  новых условиях, но недостаточно оснащены инструментально

Такая ситуация может возникнуть в организации, где либо работают самостоятельные  сотрудники, либо есть сильный лидер, словам которого сотрудники верят и за которым готовы пойти. Часто такие предприятия сами выступают инициаторами процесса о банкротстве.

Для сотрудников  подобного предприятия, как правило, наиболее важен вопрос уровня профессиональной (специальной) компетентности руководителя: ему будут готовы подчиняться только в том случае, если он сам способен работать по-новому. Для руководителя подобная ситуация может стать очень благоприятной, если он сумеет организовать процесс профессионального обучения непосредственно на рабочем месте. Для этого необходимо, чтобы он сам и сформированная им управленческая команда смогли работать в режиме инструктирования и постоянного обучения.

Ситуация 4. Работники  организации хотят работать в  новых условиях и оснащены необходимым инструментарием

Почему такая  организация оказалась в кризисной  ситуации?

Возможно, потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как  макро-, так и микроэкономическими) причинами.

Организацию, имеющую  подобную кадровую ситуацию, отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для нее характерны внимание к ценностям и обостренное отношение к профессионализму руководителя. Причем не столько к наличию у него узких специальных знаний, сколько к его умению сформулировать образ будущего и приемлемые для персонала цели и ценности. Работники хотят видеть своего руководителя профессионалом, к тому же наделенным и лидерскими качествами.

Какова бы ни была природа кризиса в организации, и на какой бы стадии развития ни находилась компания, прежде чем принимать необходимые меры, нужно понимание того, что имеет организация, каким потенциалом в области управления персоналом обладает, и какие из ее внутренних ресурсов можно использовать.

2.4. Кризисная  типология с точки зрения теории катастроф

Сформировавшаяся  в 70-х гг. прошлого века математическая теория катастроф описывает резкие переходы, что в экономических  системах характерно для антикризисного менеджмента.

Кризисное состояние  организации описывается сложными математическими зависимостями, характеризующими неоднозначность результатов (функции) от изменения внутренних и внешних параметров (аргументов). Довольно распространены неоднозначные последствия одних и тех же управленческих действий в разные моменты времени25.

Особую сложность  в прогнозировании результатов  управленческих действий представляет кризисное состояние организации, которое может быть изменено относительно небольшими воздействиями. При этом одному и тому же управленческому  решению могут соответствовать различные результаты не только в зависимости от времени, но и других параметров (например, особые условия крупной оптовой поставки, нарастающая агрессивность энергоснабжающих организаций, изменчивая лояльность властей, неожиданные действия кредиторов и т. п.).

Согласно теории катастроф результативность антикризисного менеджмента существенно зависит  от последовательности управленческих действий.

В числе симптомов  предкатастрофического состояния  организации можно выделить следующие26:

1. Длительная  безрезультативность вложений в производство (неверно определен объект инвестиций, которые лишь отягчают финансовое положение, что и приведет к срыву).

2. Высокая изменчивость  базовых параметров организации  от незначительных воздействий.

3. Наличие нескольких вариантов устойчивого состояния организации, в которые она может быть переведена небольшими усилиями (например, сокращенный вариант производства, пассивный сбыт, сдача в аренду площадей, сокращение персонала, переход под управление другой организации и др.).

4. Необратимость  отклонений в деятельности организации  и возможных перемен (утрата  способности к восполнению потерь, возвращению кредитов, поставкам  продукции по авансовым платежам, возможные перемены в структуре  и системе организации меняют  ее качество и необратимы).

5. Неуклонное  нарастание задолженности по  налогам и платежам в темпе  не менее 10% в квартал с учетом  инфляции.

6. Рост задолженности  по зарплате в темпе не менее  10% в месяц.

7. Нарастание  задолженности перед организациями  деловой среды (в основном - поставщиками ресурсов и получателями продукции) в темпе не менее 30% в год.

Информация о работе Типология кризисов организации