Технология антикризисного управления предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвинской теорией выживают сильнейшие. Предприятие, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Управление предприятием в кризисной ситуации……………………………6
Технология разработки антикризисных решений…………………………….9
Оперативные и стратегические элементы антикризисного управления…….18
Основные элементы стратегии антикризисного управления………………...21
Контроль кризисных ситуаций…………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 Тактическими (оперативными) мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины         

Первый  этап тактического планирования -- реализация выбранной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны:

      • - окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;
      • - детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;
      • - привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;
      • - выработать решения по поводу организационной структуры.

При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут  восприняты, кто будет оказывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения. На данном этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии, с тем, что сейчас имеет предприятие. При этом менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождения между этими состояниями по следующим критериям: навыки и ресурсы; структура и системы; управленческая культура. При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут оказать сильное влияние на успех предприятия.

         Второй (последний) этап тактического планирования -- оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.

В настоящее  время для выживания на рынке  и сохранения конкурентоспособности  все предприятия должны время  от времени вносить изменения  в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей.

 

4. Основные  элементы стратегии антикризисного  управления

Под антикризисной стратегией понимаются долгосрочные мероприятия, направленные на развитие деятельности предприятия, его сфер и норм деятельности. При данной стратегии рассматриваются взаимоотношения внутри предприятия, применяются меры с целью смягчения кризисного явления и предотвращения кризисного состояния.

        Стратегия антикризисного управления отвечает на следующие вопросы: как, каким образом и с помощью каких факторов предприятие достигает стабильного положения, улучшает свое финансовое положение.

Существуют  разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

      • предупреждение кризиса, подготовка к его появлению;
      • ожидание зрелости кризиса для его  преодоления;
      • противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов;
      • стабилизацией ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
      • рассчитанный риск;
      • последовательный вывод из кризиса;
      • предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Важнейшей проблемой  при достижении стабильного положения  в российской экономике являются правильная разработка и проведение антикризисной стратегии управления. Стратегия антикризисного управления позволяет заранее определить угрозу кризиса и принять меры для ее предотвращения. В настоящее время многие предприятия для конкурентоспособности вводят изменения в хозяйственную деятельность. Причиной нововведений является появление кризисной ситуации. В зависимости от области предприятия и ее действия выбирается определенная антикризисная стратегия.

Можно выделить несколько критериев «правильности» выбора стратегии. Стратегия и тактика  развития предприятия в общем и антикризисном управлении в частности могут определяться:

1) степенью омертвления  оборотного капитала;

2) старанием  управленческого персонала;

3) потерей гибкости  в управлении;

4) старением  основного капитала;

5) высокой долей  заемного капитала;

6) нестабильной фискальной и кредитно-денежной политикой;

7) высокими налоговыми  ставками;

8) нестабильностью  и противоречивостью законодательства;

9) нестабильностью  политической обстановки;

10) прочими внешними  и внутренними факторами.

Под стратегией понимается совокупность мер и принципов, направленных на решение возникшего вопроса. Стратегия меняется при изменении окружающей среды. Поэтому необходимо прогнозировать будущие явления.

 Для устранения причин кризисного явления проводится анализ внешней и внутренней среды всего предприятия, выделяются сильные и слабые стороны, происходит сбор необходимой информации для выяснения причины возникновения кризиса. Точное представление о деятельности предприятия или организации позволит заранее предпринять нужную стратегию.

 Предприятие может функционировать на определенном сегменте рыночных отношений, руководствуясь одной из существующих маркетинговых стратегий.

Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.

Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.

Стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.

Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.

Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.

Та или иная из перечисленных стратегий реализуется  предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведения.

Принято различать  три типа конкурентного поведения:

      • креативное — создание нового продукта с уникальными свойствами;
      • приспособленческое — сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и на особой группе покупателей;
      • преимущественное — нацеленность на сохранение достигнутых позиций за счет снижения цен, издержек качества продукции.

Кризисная ситуация на предприятии -- это признак слабой стратегии, или ее плохой реализации, или и того, и другого.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.

       Стратегия антикризисного управления дает возможность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту.

        Лучшая стратегия для предприятия оказавшегося в кризисной ситуации – это стратегия направленная на рост. Все усилия необходимо направить на способность предприятия генерировать доходы – увеличение оборота, расширение рынка, создание новых видов продукции, увеличение производительности, сокращение сроков производства, улучшение качества товаров, увеличение оборачиваемости оборотных средств, улучшение системы ценообразования.

 

5. Контроль  кризисных ситуаций.

Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности по выводу предприятия из кризисной ситуации является сбор исходной информации о ситуации в нем и первичный анализ деятельности.

Такой сбор и  анализ могут вестись с различными целями по различным методикам, что  объясняется спецификой конкретной ситуации.

Такими направлениями деятельности антикризисной команды по реализации антикризисных мероприятий может быть анализ: потенциала ее кадрового состава; адаптации организационных структур к изменяющимся условиям; ее финансового состояния; информационной культуры сотрудников; изменения научно-технического потенциала организации и отрасли; влияния правовой базы на компанию; изменений в состоянии окружающей среды и их влияние на деятельность организации; решения проблем безопасности.

Из всего  многообразия направлений работы группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации прежде всего необходимо выделить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

К основным направлениям анализа финансового состояния  организации относят: анализ динамики состава и структуры имущества организации; анализ состояния запасов и затрат; оценку движения источников финансирования; анализ финансовых коэффициентов. Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночных условиях оцениваются также целой системой индикаторов, важнейшее место среди которых занимает прибыль.

Информация  о размерах и форме высоколиквидных  активов организации, как правило, сосредоточена в следующих источниках: балансе, главной книге, договорах.

На предприятии, находящемся в кризисе, часто  происходят кражи и хищения.

Возможные методы хищений и их отражение в документах таковы: регулярные хищения через «обналичку», перевод денег по договорам поставки, учреждение новых фирм и перевод туда денег, хищения при поставках, сбыт неучтенной готовой продукции, завышение расходов сырья, фиктивный наем работников.

Технология  контроля в области управленческого  учета такова: требуется выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству организации; какая информация, из каких подразделений и от каких лиц, как часто и кому поступает; определить, достаточна ли она для специалистов по антикризисному управлению, а также позволяет ли она руководству оперативно управлять.

При работе с  себестоимостью можно разбить бизнес процессы компании на три части: поставки – производство – сбыт, оценить резервы снижения себестоимости на этих трех стадиях. Определить, имеется ли в организации программа снижения себестоимости, при расчете себестоимости и калькулировании затрат.  Учесть временной фактор, грамотно нормировать себестоимость, производить калькулирование, учет, контроль и регулирование маржинального дохода. Организовать постоянный динамичный пересчет себестоимости, провести анализ сбыта, определить, какую площадь занимает производство основной продукции, проанализировать, насколько часто меняется оборудование. Определить, как можно использовать свободные площади, оценить возможность проведения среди руководства и сотрудников организации опросы.

Следующим этапом будет являться анализ функционирования системы продаж и маркетинга организации.

Технология  антикризисного управления должна учитывать  конкретные обстоятельства, являться результатом искусства управления и важнейшим фактором, обеспечивающим его успех.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Антикризисное управление – это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер а направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

Таким образом, антикризисное управление -- это:

* анализ состояния  макро-микросреды и выбор предпочтительной  миссии фирмы;

* познание экономического  механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

* стратегический  контроллинг фирмы и выработка  стратегии предотвращения ее  несостоятельности;

* оперативная  оценка и анализ финансового состояния фирмы, и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) -- оперативный контроллинг;

* разработка  предпочтительной политики поведения  в условиях наступившего кризиса  и вывода из него фирмы;

* постоянный  учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

 Сущность  антикризисного управления определяют  следующие характеристики: кризисы  можно предвидеть, ожидать и вызывать; кризисы в определенной мере  можно ускорять, предварять, отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать; управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний; кризисами можно управлять; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Процесс управления сознательно выстраивается по критериям  рациональности, использования ресурсов, максимальной эффективности, экономии времени. Все вышеуказанное носит  название технологии управления, сводящейся к выбору и внедрению некоторой последовательности, комбинации операций при разработке управленческого решения.

Информация о работе Технология антикризисного управления предприятия