Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Наиболее распространенное определение данного понятия дает Уткин Е.О, который считает, что «антикризисный менеджмент является частью общего менеджмента, с использованием его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предупреждение возможных проблем в деятельности предприятия, обеспечение его стабильного успешного функционирования».

Содержание работы

1.Введение.

2. Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления.

2.1 Причины кризисов.

2.2 Диагностика предкризисного состояния.

3. Сущность антикризисного управления.

4. Классификация методов управления.

4.1 Сущность управления организацией, как «механизмом».

4.2 Сущность управления организацией, как «организмом».

5. Человеческий фактор антикризисного управления.

5.1 Управление персоналом в кризисной ситуации.

5.2 Конфликт, как метод управления в кризисной ситуации.

6. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению, профилактике, преодолению кризиса на базе технологий антикризисного управления ООО «Кравт».

6.1 Меры повышения конкурентоспособности предприятия, как основа его антикризисной политики.

6.2 Способы совершенствования профессиональных навыков менеджеров компании.

6.3 Разработка стратегии повышения эффективности деятельности компании.


7. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение.

 

2. Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления.

 

2.1 Причины  кризисов.

 

2.2 Диагностика  предкризисного состояния.

 

3. Сущность  антикризисного управления.

 

4. Классификация  методов управления.

 

4.1 Сущность управления организацией, как «механизмом».

 

4.2 Сущность  управления организацией, как «организмом».

 

5. Человеческий  фактор антикризисного управления.

 

5.1 Управление  персоналом в кризисной ситуации.

 

5.2 Конфликт, как метод управления в кризисной  ситуации.

 

6. Разработка комплекса мероприятий по предупреждению, профилактике, преодолению кризиса на базе технологий антикризисного управления ООО «Кравт».

 

6.1 Меры  повышения конкурентоспособности  предприятия, как основа его антикризисной  политики.

 

6.2 Способы совершенствования профессиональных навыков менеджеров компании.

 

6.3 Разработка стратегии повышения эффективности деятельности компании.

 

 

7. Список  использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Проблема исследования возможностей выживания в условиях глобального экономического кризиса является на сегодня одной из самых актуальных  тем для всех хозяйствующих субъектов.

И  данная работа направлена на анализ и методы антикризисного управления.

Поняв сущность антикризисного управления и научившись управлять полученными навыками, можно значительно снизить и минимизировать последствия кризисных ситуаций.

 

 В любом случае перед антикризисным  управляющим возникают сходные  задачи, и он должен иметь набор  типовых решений таких задач, знать технологии антикризисного управления.

 

-необходимо изучить теоретико-методические  основы технологии антикризисного  управления

- необходимо разработать комплекс  мероприятий по предупреждению, профилактике, преодолению кризиса  и снижению уровня его отрицательных  воздействий на базе технологий антикризисного управления изучаемого предприятия.

Рассматривая сущность и задачи антикризисного управления все исследователи сходятся в одном, что антикризисное управление-это специфическое направление управления, которое требует специальных приёмов и технологий менеджмента.

Наиболее распространенное определение данного понятия дает Уткин Е.О, который считает, что «антикризисный менеджмент является частью общего менеджмента, с использованием его лучшие приемы, средства и инструменты, ориентируется на предупреждение возможных проблем в деятельности предприятия, обеспечение его стабильного успешного функционирования».

 

Большое внимание антикризисному управлению уделяет в своих работах Бланк И. О. Однако он дает определение «антикризисного финансового менеджмента», делая акцент на применение финансовых рычагов и инструментов реализации процесса управления в условиях кризиса. Он считает, что антикризисное финансовое управление является частью общей финансовой стратегии предприятия и заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и создание механизмов финансового оздоровления предприятия, которые обеспечивают его выход из кризисного состояния. Данный подход имеет ряд недостатков, в частности рассматривает антикризисное управление только как кратковременный процесс, который осуществляется при наличии признаков кризисного состояния.

Иное определение дает Грязнова А. Г.: "Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы" [1]. Рассматривая данное определение можно делать вывод о том, что оно наиболее четко и объемно дает понятие антикризисному управлению как системному и комплексному процессу, который является неотъемлемой частью деятельности предприятия.

 

Лигоненко Л. А. считает, что: «антикризисное управление представляет собой специальное, постоянно организовываемое управление, нацеленное на наиболее оперативное выявление признаков кризисного положения и создание соответствующих условий для его своевременного преодоления с целью обеспечения восстановления жизнедеятельности отдельного предприятия, недопущение возникновения ситуации его банкротства».

 

Таким образом, анализ литературных источников, проведенный авторами, показал, что не существует единого мнения относительно сущности понятия «антикризисное управление». Существует три основных подхода к данному понятию:

 

– антикризисное управление как процесс управления в условиях кризиса, целью которого является стабилизация деятельности предприятия и его финансового положения;

 

– антикризисное управление как процесс предотвращения кризиса – предкризисное управление, ориентированное на своевременное выявление симптомов надвигающегося кризиса с целью недопущения его развития;

 

– антикризисное управление как управление процессами выхода из кризисной ситуации, направленное на минимизацию затрат и потерянных возможностей при выходе из кризиса.

 

По мнению авторов, только комплексный подход к определению сущности данного понятия, который рассматривал бы процесс антикризисного управления как с макро- так и микроэкономической точки зрения и включал специальные приемы и методы управления процессами предотвращения, преодоления и управления в условиях кризиса позволит построить действенную систему антикризисного управления предприятием, адекватную современным условиям хозяйствования .

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Связь между причинами кризисов и технологиями антикризисного управления.

 

Причины возникновения кризисов.

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. И для этого есть много объективных факторов. Дело в том, что воздействия на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды различно и к тому же имеют свои особенности в различных государствах.

Многие экономисты связывают продолжительность цикла с научно-техническим прогрессом (НТП). Активная часть основного капитала морально устаревала в течение 10-12 лет. Это требовало её обновления, что служило стимулом  экономического оживления. Так как исходным толчком служит замена оборудования и технологий, то обновление основного капитала называют материальной основой экономического цикла. Последующее сокращение периодов связывают с ускорением процесса обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире.

Существует много систем взглядов на причину возникновению кризиса:

-К. Маркс считал, что влияют не  только причины, определяющие продолжительность циклов, но и сама природа цикличности. И принципиальным отличием точки зрения К.Маркса являлось то, что причины проблемы цикличности капиталистического воспроизводства лежат в самой природе капитализма, а именно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения конечных результатов.

 

-Джоан Робинсом считала иначе, а именно недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления.

Но возникающий недостаток потребления является скорее следствием, чем причиной кризисов.

 

-Ещё одна теория возникновения-это  теория неравновесия, т.е. диспропорциональность. Обусловлены в отсутствии правильных  пропорций между отраслями и  стихийными действиями предпринимателей. Кризисы перепроизводства возникают из-зи избыточного финансирования со стороны государства (дешевых кредитов, накачивание спроса)

 

- Существует и психологическая  теория кризисов.

По мнению Й. Шумпетера, каждой фазе свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника ведет к застою капиталовложений. Такая не стабильная ситуация ведет к колебанию инвестиционного цикла.

 

На разных этапах развития общественного сознания отношения к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис- всегда следствие природных явлений, а другая, что кризис-порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.

 

Однако наступление кризиса определяется не тем, каким понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависит от управления, т.е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.

Основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который в свою очередь определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития в условиях кризиса. Поэтому в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисного управления», что делается, к сожалению, не во всех существующих организациях.

2.1 Причины кризисов

Первопричиной , т.е. возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условии воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах и т.д.

 

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, а также природные, характеризующие явления климата, условий не зависящих от деятельности человека и др.

Причины кризиса могут быть внешние и внутренние.

Первые связаны в основном в динамике развития мировой экономике, политической ситуации в стране, конкуренции, вторые-с рискованной стратегии маркетинга, внутренними конфликтами, несовершенстве управления, недостатками в организации производства.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его организации, но и разнообразные последствия: обновление организации или её разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция и к этому необходимо быть готовым. Возможна и консервация кризисных ситуаций на продолжительное время и это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса тесно связаны с двумя факторами : его причинами и возможностью управлениями процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или его обострять. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, а только может дать толчок для верного курса выхода из кризиса.

 

Поняв причины возникновения кризисов, можно проследить определенную связь в технологиях антикризисного управления и выхода из кризиса. Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированные на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым отношениям.

Любое управление представляет собой процесс, т.е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществление воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет закономерное содержание, которое определяется сущностью управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятия и реализация управленческого решения.

Но в зависимости от особенности объекта управления, конкретных обстоятельств, опыта и компетенции менеджера и персонала, определяются различные варианты формирования воздействия процессом управления. В соответствии с этим процесс управления выстраивается по критериям рациональности, экономии времени, использование ресурсов, максимальной эффективности. Это и имеет название технологии управления, заключающихся в выборе определенной последовательности, параллельности, комбинаций операций при разработке управленческого решения.

Технология антикризисного управления- это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения (диагностики) , профилактики, преодоления кризиса, снижение уровня его отрицательных последствий. Она предполагает как большую исследовательско-аналитическую работу, так и социально-организационную деятельность. Нельзя технологию антикризисного управления сводить только к поиску вариантов поведения. Это технология активной управленческой деятельности в полном комплексе всех ее функций, ролей и полномочий.

 

2.2 Диагностика предкризисного состояния.

 

К немаловажным факторам антикризисного управления во всех его проявлениях, можно отнести раннюю диагностику на всех его стадиях.

Информация о работе Связь между причинами кризиса и технологиями антикризисного управления